«Было тяжело признаться себе, что химия — не мое. Но в РУДН я нашел себя в математическом моделировании»: Данила Стариков, студент-информатик

«Было тяжело признаться себе, что химия — не мое. Но в РУДН я нашел себя в математическом моделировании»: Данила Стариков, студент-информатик

Как связаны математика, физика и зарождение Вселенной, почему «игру с огнем» променял на математическое моделирование, что лучше всего описывает развитие — рассказывает Данила Стариков, студент факультета физико-математических и естественных наук («Прикладная информатика», II курс).

Кем хотел быть в детстве?

В начальных классах у меня была мечта — стать строителем и построить родителям дом. С переходом в пятый класс горизонт интересов расширился. Я учился в лицее, и уроки химии и физики у нас начинались раньше, чем в других школах. Первое, что подкупило — огромное количество экспериментов. Мы работали со спиртовой горелкой, и тогда это казалось больше, чем просто лабораторный инструмент. В 11 лет нам давали «поиграть с огнем»! Далеко не каждый предмет тогда мог дать такие яркие впечатления.

Ты тогда решил, что поступаешь на химфак МГУ?

После 6 класса я перевелся в другую школу, и год химии у меня не было. Но в 8 классе я вспомнил, как это было интересно. В 9-ом пошел в химико-биологический класс и решил — поступаю в МГУ. Но спустя несколько месяцев учебы понял, что ошибся. Работа в лаборатории была не для меня.

А что отталкивало?

 

Мы занимались исследованиями в работе над курсовой. Синтезирование вещества занимает много времени — в моем случае на каждый синтез от начала до получения вещества уходило от 3-х до 5 дней. Рабочий процесс был очень рваным, приходилось долго ждать. Еще больший минус — невозможность исследований вне лаборатории. Сейчас я занимаюсь моделированием и могу работать в любом месте и в удобное для меня время. Это была одна из причин, почему два года назад я решил бросить учебу в МГУ.

Не жалел о своем решении?

Я потратил много сил, нервов и времени на подготовку к ЕГЭ, сдачу вступительных испытаний, учебу. И конечно, было тяжело признаться себе, что выбрал не то направление. Но этот опыт помог мне четко понять, чем я хочу заниматься. И подписывая заявление на отчисление, уже знал, что буду делать дальше.

Ты был химиком, а решил стать информатиком. Это кардинальные изменения в интересах...

До РУДН я учился на программе «Компьютерное моделирование в химии». И в дополнении к базовым дисциплинам мы изучали программирование, численные методы и моделирование химических процессов. На парах я понял — мне нравится заниматься вычислениями. Так и пришел в информатику.

Уже на первом курсе ты начал заниматься наукой, стал соавтором статьи для журнала, индексируемого в Scopus. На чем сосредоточены твои научные исследования?

Меня всегда интересовало устройство природы — какие существуют в ней процессы и как они связаны друг с другом. Сейчас я занимаюсь математическим моделированием распространения электромагнитных волн в интегрально-оптических структурах. Одна из таких структур — оптоволокно, в котором сигнал передается в виде света. Звучит очень сложно, но с оптоволокном мы сталкиваемся каждый день. Одно из его назначений — передача информации на большие расстояния. И такие оптоволоконные кабели используют интернет-провайдеры для подключения квартир к сети.

Чтобы понять, что происходит со светом — как он распространяется — нужно решать достаточно сложные уравнения. Иногда уравнения настолько трудные и большие, что мы даже не можем записать их от руки. Решает их компьютер по алгоритму, который я разрабатываю.

Сейчас ты стал частью проекта РУДН с Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ) по анализу данных. Чем занимаешься?

 

Я только начинаю входить в курс дела. Сейчас мы изучаем данные по частицам, которые в экспериментах разлетаются под разными траекториями. И эти траектории нужно каким-то образом «восстановить». Цель — понять, как двигались эти частицы.

 

Благодаря анализу данных мы систематизируем результаты физических экспериментов. Эмпирических данных сейчас настолько много, что человек просмотреть и проанализировать все не в состоянии. Когда мы «восстановим» траектории движения, физики, используя наши данные, смогу понять, что это за частицы, какая у них энергия и многое другое.

А зачем исследовать частицы?

Сейчас в Дубне достраивают коллайдер NICA. Он задуман для изучения аспектов возникновения Вселенной несколько миллиардов лет назад. Эти исследования смогут пролить свет на то, что происходило во время зарождения нашей Вселенной. Разве не интересно узнать, с чего началась жизнь?

Объясни простым языком, что такое коллайдер?

Коллайдер — это длинная труба, внутри которой пучки частиц — протоны и или тяжелые ионы — движутся друг на друга на больших скоростях, близких к скорости света. Затем они соударяются и распадаются на продукты, которые и представляют интерес для ученых.

Как отдыхаешь?

Я большой фанат Формулы-1. И в свободное время люблю смотреть заезды. В отличие от других гоночных чемпионатов, здесь конструкторам дается больше свободы в разработке машин. Они постоянно изменяют детали болидов для улучшения аэродинамики, скорости, мощности двигателя. Причем каждая команда придумывает свои решения, которые визуально отличаются от других. Это придает больше интереса каждой гонке. На одних трассах сильнее показывают себя команды, которые сделали упор на максимальную скорость, на других — те, кто вложился в более скоростное прохождение поворотов.

Что тебя вдохновляет?

Музыка. Люблю слушать и подпевать. Она помогает перезагрузиться и настроиться на рабочий лад.

На твой взгляд, что лучше всего описывает слово «развитие»?

 

Мне сразу вспомнилась школьная задача по математике.

 

В озере есть участок, заросший кувшинками. Каждый день этот участок увеличивается в два раза. На какой день кувшинками будет покрыта ровно половина озера, если все озеро они покроют за 48 дней?

 

Рост кувшинок подчиняется экспоненциальному закону, что интуитивно бывает сложно представить. Например, здесь правильный ответ: половина озера будет покрыта кувшинками на 47-й день. То есть в последний день появится столько же кувшинок, что и за предыдущие все в сумме.

 

Ты никогда не знаешь, когда закончится твое развитие. Расти нужно всегда.

Беседовала Анастасия Журавлева, студентка филологического факультета («Журналистика», IV курс).

Фото из личного архива Данилы Старикова.

Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
24 мая
Это нужно не павшим, это нужно живым… В РУДН прошёл открытый урок-форум памяти Победы во Второй мировой войне

20 мая в РУДН прошел открытый урок-форум на русском и иностранных языках «Это нужно не павшим, это нужно живым!», посвященный Победе Советского Союза в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Студенты на разных языка представили презентации о роли Красной Армии в освобождении Европы от фашизма в годы Второй мировой войны.

Жизнь в РУДН
21 мая
РУДН совместно с Альфа-банком организовал кейс-чемпионат «Gum Cup»

В РУДН прошёл финал Всероссийского кейс-чемпионата «Gum Cup». В нём приняли участие более 1000 студентов из 30 регионов России. Участники чемпионата — аналитики, маркетологи, финансисты, менеджеры — разрабатывали решение кейса от департамента отраслевых решений Альфа-банка.

Жизнь в РУДН
20 мая
За чистоту и порядок: в РУДН прошли весенние субботники

Дома всегда хочется, чтобы было чисто. Свежий воздух, без пыли на полках и без мусора в углах комнат. Земля — это тоже наш дом. Только вместо комнат у нас леса, озера, пляжи. Каждый фантик, выброшенный не в мусорник, а на дорогу, наносит вред. Наша внимательность и забота о природе помогают сохранить Землю такой, какая она есть сегодня.