Новости

Команда РУДН рассказала о своих лучших практиках

17.05.2017

17 мая в РУДН состоялась пленарная сессия ХХ Семинара-конференции Проекта 5-100. Заседание открыла заместительМинистра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова, а команда РУДН представила лучшие практики  университета.

Ректор РУДН Владимир Филиппов рассказал о некоторых рисках, вызовах и возможностях участия многопрофильных университетов в Проекте 5-100. По словам спикера, в РУДН, самом многопрофильном вузе России, наряду с классическими факультетами есть и экологический факультет, медицинский и аграрно-технологический институты, Инженерная академия. «В рамках Проекта 5-100 необходимо выбрать приоритетные направления подготовки, однако такой международно-ориентированный университет как РУДН обязан и другие 90 процентов направлений реализовывать на качественном международном уровне», - подчеркнул Владимир Филиппов. С другой стороны, «многопрофильность вуза несёт в себе огромный потенциал для междисциплинарных исследований», - отметил он.

Ректор РУДН обозначил интернационализацию как важный момент в повышении конкурентоспособности вузов. «Организация совместных образовательных программ в данном случае - важный стимулирующий инструмент. Студенты ориентированы на хорошую учёбу и на изучение иностранных языков, а вузы повышают качество собственных образовательных программ с учётом приоритетов партнёра и мирового опыта». 

Об устойчивой системе набора иностранных студентов в РУДН рассказала проректор по международной деятельности Лариса Ефремова.

Один из ключевых моментов – планирование приёмной кампании, исходя из целевых аудиторий: абитуриенты, студенты, выпускники, работодатели. «Корректное определение целевой аудитории, её запросов – важнейшее условие эффективности системы в целом», - отметила спикер.

Исходя из практики РУДН, анализ целевых аудиторий позволяет установить перечень ключевых стран и организовать стратегию работы с ними, учитывать специфику их действующего законодательства и потребности рынков труда, формировать обоснованные планы приёма, принимать во внимание региональные особенности, выстроить систему партнёрских взаимоотношений с рядом организаций, с выпускниками вуза и потенциальными работодателями. «В каждом случае мы чётко понимаем, куда мы продвигаемся, что мы предлагаем на конкретных рынках образовательных услуг и какой результат мы предполагаем получить», - подчеркнула Лариса Ефремова.

Система университета по набору иностранных граждан также включает открытие Центров русского языка и довузовской подготовки, а также профильных классов РУДН на базе партнёрских образовательных организаций в странах мира.При этом, например, «Центр, работающий в Иордании, можно также считать региональным центром всего Ближнего Востока, в котором готовят русистов для данного региона», - подчеркнула проректор.

Лариса Ефремова отметила, что немаловажным фактором является вопрос качества подготовки абитуриентов, который включает системный подход к поиску и набору талантливых студентов.

Среди успешно реализованных проектов в данном направлении - Открытые олимпиады РУДН для иностранных граждан по математике, физике, химии, биологии, русскому языку, правоведению/обществознанию. В ходе мероприятий, реализованных в 2016 году, проверить уровень своих знаний и попробовать поступить в РУДН смогли более 4000 участников из таких стран, как Ангола, Армения, Вьетнам, Замбия, Индия, Иордания, Казахстан, Кения, Китай, Колумбия, Монголия, Перу, Эквадор и др.

В целом, по итогам проведенной в 2016 году приёмной кампании на обучение в РУДН было принято 3108 иностранных граждан. «Таким образом, применение осознанных и системных действий позволило не только выполнить план, но и увеличить количество принятых граждан из стран дальнего зарубежья», - подчеркнула спикер.

Лучше слов всегда наглядные примеры. Во время презентации было показано видео, в котором гимн России исполнил абитуриент из Анголы, за что заслуженно получил аплодисменты зала. В заключение проректор пожелала каждому вузу найти своего студента.  

О практике создания и реализации совместных программ в системе дополнительного образования рассказала проректор по дополнительному образованию РУДН Анжела Должикова.

«РУДН прочно удерживает лидирующие позиции в области дополнительного образования среди вузов Российской Федерации. В университете разработано порядка 2000 программ ДПО, из них в 2016 году активно реализовывалось 730», - отметила проректор.

По словам спикера,традиционно проекты ДПО для иностранных слушателей были сфокусированы на программах по изучению русского языка. В рамках Проекта 5-100 «перед системой дополнительного образования вуза была поставлена задача расширения спектра предлагаемых программ для иностранной аудитории, их продвижения на ключевых региональных рынках».

Таким образом, в 2016 году стратегия ДПО РУДН включала партнёрство с ведущими иностранными и российскими вузами, научными образовательными организациями, известными российскими и зарубежными учёными. При этом университет продолжал развивать традиционные схемы по повышению квалификации для иностранных слушателей.

Анжела Должикова обозначила общие результаты 2016 года: созданы 15 совместных программ дополнительного образования; осуществлена их реализация в 22 странах Европы, Азии, Латинской Америки и Африки; открыты новые направления для обучения иностранных граждан в области медицины и гуманитарных наук; партнерами по разработке программ ДПО стали ведущие специалисты из зарубежных и российских университетов, а также научных организаций; увеличен процент иностранных слушателей в общем количестве слушателей: 2015 – 9,6%; 2016 – 14,3%; расширена география стран, среди них есть государства, где российские вузы с программами ДПО не были представлены.  Это, например, Намибия, Ботсвана и Аргентина.

Об адаптации и интеграции иностранных обучающихся в РУДН и формировании многонациональной толерантной среды в университете рассказал председатель совета студенческого городка Гуиссе Калиду, который приехал учиться в университет в 2008 году из Сенегала по специальности «Филология».

«Чужая страна, холодный климат, незнакомая еда. А вот я, по примеру русских ребят, впервые искупался в ледяной воде и делаю это каждый год», - рассказал он.

Следует отметить, что работа РУДН с иностранными гражданами начинается ещё до их приезда на учёбу. Далее деятельность целого ряда университетских структур направлена на сопровождение новоприбывших, - отметил Гуиссе Калиду.

«Я быстро адаптировался к новым условиям благодаря созданной в РУДН системе. На всех этапах вхождения в студенческую жизнь меня сопровождали и поддерживали разные команды студентов и сотрудников университета».

По словам спикера, большую роль в системе адаптации также играет студенческий кампус. Здесь есть всё необходимое для жизни, учебы, спорта и творчества. А заселение в общежития студгородка РУДН проводится с соблюдением интернационального принципа: «Это значит, что в одной комнате должны проживать студенты из разных стран, что формирует у ребят навыки межкультурного общения, создаёт дружескую толерантную среду, помогает изучать языки».

Основываясь на собственном опыте, Гуиссе Калиду отметил, что «именно совместные учёба, быт, досуг, общественная деятельность - хорошая основа для преодоления языковых, культурных барьеров. Сегодня в мире ещё возникают конфликты и противостояния, но у нас в РУДН, где вместе учатся и проживают студенты из 154 стран мира, мы сами создаём толерантную среду, предотвращаем межнациональные конфликты и выполняем миссию Университета - «Объединяя знанием людей разных культур, РУДН формирует лидеров, которые делают мир лучше».