Новости

Инновационные методы преподавания в Институте иностранных языков РУДН и Университете Йорка: сходства и различия

30.01.2018

15 января в Институте иностранных языков РУДН на кафедре теории и практики иностранных языков состоялось очередное заседание научно-методического семинара «Лингводидактические вопросы языкознания». С докладом на тему  «Инновационные методы преподавания в вузе (по результатам обучения по программе  «Инновационные методы преподавания и проведения научных исследований» в Университете г. Йорка, Великобритания)»  выступила профессор кафедры теории и практики иностранных языков, доктор филологических наук, доцент Я.А. Волкова.

В докладе рассмотрено понятие инновации в образовательных технологиях, приведена типология интерактивных образовательных технологий. Проанализированы основные виды интерактивных образовательных технологий, используемых в университете г. Йорка, с точки зрения их применимости в российском языковом вузе. Сделан вывод о том, в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения.

 

Как отметила профессор Я.А. Волкова, образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Инновационные образовательные технологии нацелены на формирование компетенций и компетентности студентов. Инновации в образовании направлены на создание и использование новых эффективных программ, форм, методов и средств трансляции знаний и взаимодействие педагога со студентами. Инновационные образовательные технологии включают, в первую очередь, использование интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. К интерактивному  обучению  относятся:

1.                 Мультимедийные (информационные) технологии, позволяющие осуществлять дистанционное обучение, проводить вебинары в режиме on-line, компьютерные симуляции и т.д. (Это – отдельная тема, которая не была затронута в процессе стажировки.)

2.                 Активное групповое взаимодействия в процессе освоения знаний, умений и овладении навыками. На этой основе формируется когнитивная, аффективная и поведенческая сферы личности. Основные виды интерактивных образовательных технологий включают: работу в малых группах, проектные технологии, casestudy, ролевые игры, контекстное обучения, развитие критического и креативного мышления.

Одними из широко практикуемых интерактивных технологией обучения в университете Йорка является использование проблемно-дискуссионного подхода и технологии кейс-стади. Метод кейс-стади, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций (метод кейс-стади) относится к игровым имитационным методам обучения. Непосредственная цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Кейс-стади предполагает использование разнообразных видов аналитической деятельности для осмысления ситуации. Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-стади положительно воспринимается студентами, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод кейс-стади выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

Подытоживая сказанное, Я.А. Волкова отметила, что внедрение новых ФГОС ВПО предполагает определенную смену образовательной парадигмы: компетентностный подход. Компетенция понимается как сформированные профессионально-личностные качества, благодаря которым  выпускник способен к преобразовательной активности в широких полях социальной деятельности. Сегодня актуальность интерактивных методов обучения возрастает в связи с требованиями работодателей: большое значение в организациях придается командной работе, а интерактивные методы формируют умения работать в команде. В ИИЯ РУДН интерактивные методы преподавания активно внедряются с момента основания института: использование технологии проблемно-дискуссионного обучения как в ходе практических занятий по иностранным языкам, так и в преподавании лекционных курсов, является одним из достижений ИИЯ. Стажировка в университете г. Йорка показала, что наши преподаватели владеют интерактивными методиками обучения и могут поделиться опытом с коллегами из Великобритании, что позволяет говорить о том, что международное научное и методическое сотрудничество с университетом г. Йорка может развиваться равноценно и с существенной пользой для обеих сторон.

В целом необходимо отметить, что опыт Университета Йорка  по внедрению интерактивных методов обучения насчитывает несколько десятилетий. Знания и навыки, полученные на программе, представляют значительную ценность, ибо способствуют решению образовательных задач, поставленных перед Российским университетом дружбы народов и непосредственно перед Институтом иностранных языков в рамках программы повышения конкурентоспособности «5-100» и продвижения Университета на глобальном рынке образовательных услуг.