Новости

Я – УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ! ФОРМИРУЕМ КРИТЕРИИ УСПЕХА

06.03.2018

28 февраля 2018 года в рамках реализации Программы повышения конкурентоспособности РУДН среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5-100» состоялась конференция-вебинар «Я – успешный учитель! Формируем критерии успеха».

Сегодня в образовательном пространстве формируется новый тип учителя, обладающего потребностью и готовностью решать сложные образовательные проблемы в условиях педагогического творчества и вариативности образования. Возникла необходимость в определении модели педагога новой формации с набором профессиональных компетенций, над разработкой которых в научно-педагогических и психологических кругах сегодня идет активная работа.

Оперируя понятием «педагог новой формации», сегодня в профессиональных кругах осознают, что за этим скрывается определенный круг реалий, которые и обсуждались на конференции-вебинаре, целью которой стало обеспечение возможностей для повышения профессиональной компетентности, самосовершенствования и самореализации педагогов и руководителей организаций образования.

На научно-методическое мероприятие были приглашены учителя СОШ, преподаватели учреждений СПО, заместители директоров по воспитательной, научной и учебно-методической работе, психологи и специалисты-практики, занимающиеся исследованиями в области работы со школьниками всех звеньев обучения.

Координатором конференции-вебинара выступил руководитель Школы педагогического искусства, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы (МАНВШ), академик Международной педагогической академии (МПА) Вячеслав Ильич Казаренков.

Конференция-вебинар была организована в очно-дистанционной форме: желающие лично принять участие в общении с академиком собрались в мультимедийной аудитории № 104 ЦМДО «Уникум» (на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН); остальные слушатели подключились к научно-методическому мероприятию через сеть Интернет с помощью специального сервиса для проведения вебинаров  «Mirapolis Virtual Room». Технологии дистанционного общения, отработанные в РУДН на базе ЦМДО «Уникум», позволили всем участникам слышать и видеть друг друга, задавать и отвечать на вопросы.

В конференции-вебинаре 30 учителей-предметников приняли очное участие, к онлайн-трансляции подключились 64 слушателя как из школ-партнеров РУДН, так и образовательных учреждений, которые впервые стали налаживать контакты с нашим университетом.

В конференции-вебинаре активно участвовали педагоги и административно-управленческий персонал школ из таких городов и городских округов Московской области, как Павловский Посад, Видное, Луховицы, Троицк, Балашиха,  Наро-Фоминск, Люберцы, Подольск, Дмитров, Можайск, Жуковский, Зеленоград, Электросталь, Орехово-Зуевский муниципальный район.

Среди участников вебинара были и магистры-психологи, решившие повысить уровень своих знаний в специализированной области и применить их во время прохождения практик в средних общеобразовательных учреждениях.

Координатор вебинара академик В. И. Казаренков ходе мероприятия детально рассмотрел со школьными учителями следующие группы критериев:

- педагогические критерии успешности учителя,

- психологические критерии успешности учителя,

- профессионально-личностные критерии успешности учителя.

Академик затронул также вопрос формального преподавания, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

Присутствующие учителя посетовали, что документации, сопровождающей учебный процесс, становится все больше, огромное количество времени тратится на заполнение отчетных бумаг, и преподавание, действительно, иногда становится формальным.   

В. И. Казаренков на это ответил, что с самых первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду.

Говоря о профессионально-личностных критериях успешности учителя,  академик В.И. Казаренков отметил, что специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима –  эмоциональность, выразительность речи, творческое начало личности, организаторские способности, настойчивость и дисциплинированность, а также чувство юмора

Школьные учителя активно включились в работу конференции-вебинара и в ходе возникшей дискуссии пришли к выводу, что о работе учителя судят всегда по конечному результату, и чтобы избежать ошибок, важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности своей работы. Поэтому проведение подобных встреч, а в условиях дефицита времени с применением онлайновых технологий, актуально и необходимо, чтобы в процессе обсуждения выявить критерии успешной и качественной работы учителя.

Несмотря на то, что некоторые участники впервые столкнулись с такой формой проведения конференции, в процессе вебинара им удалось освоиться с особенностями онлайн-общения, а многие оценили удобство такой формы научно-методического контакта, отметив при этом, что сегодня даже школы поселков и деревень Московской области технически очень хорошо оснащены. 

По окончании конференции-вебинара участники позитивно отзывались о прошедшем общении, благодарили организаторов.

Запись конференции вебинара находится в свободном доступе на сайте проекта «Профильные классы РУДН» http://profile.rudn.ru/

Участникам конференции, присутствовавшим очно, были вручены сертификаты о прохождении вебинара и комплекты рекламно-информационных материалов РУДН.