Новости

Четвертая промышленная революция невозможна без университетов

26.09.2018

25 сентября в РУДН состоялась лекция «Educating for the 4th Industrial Revolution: General Context and Policy Implications (including RUDN University)» почетного члена Международной обсерватории по академическому ранжированию и превосходству IREG, Почетного доктора РУДН Яна Садлака.

В своем выступлении профессор Садлак акцентировал внимание как на технологических изменениях, которые привносит в нашу жизнь Четвертая промышленная революция: искусственном интеллекте, ускоренных темпах автоматизации и роботизации, использовании нанотехнологий, усилении присутствия «Интернета вещей» и беспроводной технологии 5G; так и на том, как они влияют на гуманитарную и образовательную составляющие: модификацию организации занятости и социальных отношений, изменения в моделях обучения, приобретения навыков и компетенций.

Согласно отчету Глобального института McKinsey «Jobs lost, jobs gained: Workforce transitions in a time of automation» (MGI, December 2017), около 50% времени, затраченного людьми на выполнение своей работы в глобальной экономике, теоретически может быть автоматизировано уже сегодня. Хотя текущие тенденции предполагают автоматизацию максимум 30% человеческого труда к 2030 году, в зависимости от скорости внедрения новых технологий, к 2030 году, по оценкам MGI, 400-800 миллионов человек должны будут найти новые профессии, некоторые из которых еще не существуют.

Именно поэтому перед современными образовательными организациями стоит задача проведения подробного анализа и мониторинга среднесрочных и долгосрочных профессиональных трендов. При этом необходимо уделить особое внимание созданию, изменению и исчезновению рабочих мест в различных областях квалификации. Ведь в результате автоматизации и широкого использования роботов, в одних областях рабочие места сокращаются, в то время как в других, напротив, появляются новые специальности и профессии.

Требования к компетенциям в этих профессиях расширяются, включая не только технические прикладные навыки, но и опыт в организации аналитических и исследовательских проектов, формулировании проблем и критическом мышлении, способность адаптироваться к изменяющейся рабочей среде, умение взаимодействовать в команде, общение и социальные навыки, а также более продвинутые когнитивные способности, такие как предпринимательский подход и креативность.

Университетам необходимо разрабатывать и предлагать образовательные программы, способные к быстрой переориентации предлагаемых курсов под запросы рынка. А переподготовка слушателей должна реализовываться на протяжении всей жизни и с учетом того, что будущее принадлежит «творческому классу», владеющему технологиями и способному творчески применять методы машинного обучения к большим данным («глубокое обучение»). Этот невероятный прилив возможностей для талантливых людей потребует нового взгляда на учебные программы и академические дисциплины в таких областях, как дизайн, гуманитарные науки, искусство, журналистика.

Основными политическими мерами должны стать масштабные инвестиции в образование и подготовку кадров. Цифровая экономика требует от государств разработки более гибких систем обучения и образования, с тем чтобы в перспективе навыки соответствовали потребностям новой экономики.

В то же время немало важно обратить внимание на то, что искусственный интеллект сегодня проникает во все процессы в университетах: от зачисления студентов до выбора ими спецкурсов или практик и даже самого процесса обучения. Именно поэтому новый контекст и технологии требуют, чтобы занятия были более интерактивными и персонализированными, ведь университет остается лучшим местом для творчества.