На главную 5-100
Поступающим Выпускнику
Студенту Аспиранту
Текущая успеваемость студентов РУДН
Карта сайта
Почта
English version
fran
espaniol
Chine
Arabish
Размер шрифта:   0 1 2 3
Новости
Учебные подразделения и центры























 

    ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ФОНЕТИКИ РУДН

    при кафедре общего и русского языкознания

    филологического факультета

    Презентация лаборатории (pdf)

    Лаборатория экспериментальной лингвистики и фонетики была создана при кафедре общего и русского языкознания РУДН в 2013 г.

    Научным руководителем лаборатории является доктор филологических наук, профессор Нина Леонидовна Чулкина.

    Лаборатория экспериментальной лингвистики и фонетики выполняет следующие основные задачи:

    • содействие реализации Федерального закона о русском языке как государственном языке Российской Федерации;
    • содействие изучению, развитию и распространению русского языка как государственного языка Российской Федерации в России, странах СНГ, Балтии и других странах мира;
    • сохранение самобытности и чистоты русского языка, содействие повышению уровня культуры русской речи граждан Российской Федерации;
    • участие в реализации федеральных целевых программ, направленных на улучшение подготовки специалистов-филологов и лингвистов,  решение фундаментальных и прикладных проблем русистики в рамках лексикографии; организация и проведение научно-практических конференций;
    • осуществление научно-исследовательской работы через подготовку специалистов высшей квалификации;
    • экспериментальная работа по внедрению современных технологий в исследовательскую деятельно

    Перечень основных позиций Положения о ЛЭЛФ

    Общие положения

    Лаборатория экспериментальной лингвистики и фонетики – структурное подразделение филологического факультета Российского университета дружбы народов, предназначенное для научных исследований и учебных занятий, связанных с проведением экспериментов в области изучения языка и речи при помощи экспериментальных и инструментальных методов в рамках учебно-научной деятельности.

    ЛЭЛФ является учебно-научной лабораторией при кафедре общего и русского языкознания филологического факультета РУДН.

    Назначение ЛЭЛФ:

    проводить учебно-методическую и научную работу со студентами, аспирантами, стажерами; готовить написание выпускных работ бакалавров, магистерских и кандидатских диссертаций.

    Области работы и возможности ЛЭЛФ:

    • компьютерная лингвистика (создание  баз данных и компьютерных программ, моделирующих языковую способность  (языковое сознание) носителей лингвокультур стран приема; обучение студентов, аспирантов работе с современными компьютерными базами данных; проведение спецкурсов по компьютерной лингвистике;
    • теоретическая и практическая экспериментальная фонетика (акцентология, интонология, русский язык и культура речи; сопоставительная фонетика языков стран приема);
    • экспериментальная психолингвистика, этнопсихолингвистика и социолингвистика (создание ассоциативных словарей и базданных, позволяющих исследовать языковое сознание русских и носителей других лингвокультур);
    • экспериментальная лексикография (создание компьютерных словарей нового поколения, в т.ч. имитирующих языковую способность);
    • создание баз данных по теоретическому и прикладному языкознанию (пополняемая база данных «Библиография научной литературы по базовым учебным курсам и спецкурсам кафедры общего и русского языкознания»);
    • создание профессионально-ориентированных электронных глоссариев по базовым учебным курсам и спецкурсам кафедры общего и русского языкознания с переводом на европейские языки и языки стран приема.
    • создание  компьютерных программ (или их приобретение), позволяющих исследовать различные параметры вербального и невербального языков представителей разных лингвокультур.

    В плане работы лаборатории предлагаются следующие проекты:

    •  проведение пролонгированного свободного ассоциативного эксперимента для создания (совместно с отделом психолингвистики Института языкознания РАН и МГТУ им. Баумана)  «Русско-китайского ассоциативного словаря» – коррелята языкового сознания русских и китайцев, который позволит изучать в сопоставительном аспекте две лингвокультуры (проф. Н.Л. Чулкина);
    •  создание учебного активного словаря русского языка (доц. А.Л. Новиков);
    • создание компьютерного лингвокультурологического словаря «100 концептов русской повседневности», имитирующего языковую способность носителя русской лингвокультуры (проф. Н.Л. Чулкина);
    • экспериментальное исследование семантических отношений в современном языковом сознании (в т.ч. в сопоставительном аспекте) с помощью компьютерных программ;
    •  экспериментальное исследование современного состояния речевой культуры носителей русского языка;
    • создание пополняемой базы данных «Библиография научной литературы по базовым учебным курсам и спецкурсам кафедры общего и русского языкознания»;
    • создание профессионально-ориентированных электронных глоссариев по базовым учебным курсам и спецкурсам кафедры общего и русского языкознания с переводом на европейские языки и языки стран приема.
    • создание  компьютерных программ (или их приобретение), позволяющих исследовать различные параметры вербального и невербального языков представителей разных лингвокультур;
    • описание и представление в виде электронных справочников фонетики и грамматики малоизученных языков России и стран приема;

    Лаборатория активно сотрудничает с Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН (Москва), Институтом языкознания РАН (Москва), а также зарубежными научными центрами.

    Основные мероприятия, организованные лабораторией экспериментальной лингвистики:

    • Научно-практический семинар на тему «Компьютерная лингвистика: проекты, информационные и программные ресурсы Научно-обазовательного кластера IT-claim» (совместно с кафедрой «Системы обработки информации и управления» МГТУ им. Н.Э.Баумана) – 17 апреля 2013 г.
    • Мастер-класс в рамках Дня науки в РУДН: «Современная  лингвистика      в общем пространстве гуманитарного знания: возможности и перспективы» (проф. Н.Л. Чулкина).

    •  Проведение пролонгированного свободного ассоциативного эксперимента (on-line) с китайскими студентами для создания «Русско-китайского ассоциативного словаря»  (ноябрь 2013 г. – март 2014 г.)(совместно с отделом психолингвистики Института языкознания РАН –  проф. Н.В. Уфимцева, проф. Н.Л. Чулкина,  ст. научный сотрудник Г.А. Черкасова).
    • Подготовка и защита диссертации Аль Кхалила Махира (Сирия) на тему: «Концептуальное поле собственность в русской и арабской лингвокультурах» (с использованием экспериментальных данных, полученных на базе ЛЭЛФ).

    Победы в конкурсах, именные стипендии, гранты:

    1. Грант Президента РФ по научной школе члена-корреспондента РАН Ю.Н. Караулова «Русская языковая личность» (проф. Чулкина Н.Л.)

    Основные издания, подготовленные сотрудникамиЛЭЛФ:

    Монографии, книги:

    Чулкина Н.Л. Мир повседневности в языковом сознании русских. М.: УРСС,2009. –256 с.

    Учебные пособия:

    В настоящее время в ЛЭЛФ  ведется работа по созданию лингвокультурологического словаря «100 концептов русской повседневности»(отв.ред. проф. Н.Л.Чулкина)

     

    Задания для самостоятельной работы

    студентов первого курса направления 45.03.01 «Филология»

    по дисциплине «Фонетика»

     

    1. Сопоставительный анализ консонантных систем русского и английского (французского, испанского и т.д.) языков.
    2. Сопоставительный анализ вокалических систем русского и английского (французского, испанского и т.д.) языков
    3. Московская фонологическая школа. Основные понятия. Деятельность ученых МФШ.
    4. Ленинградская фонологическая школа. Основные понятия. Деятельность ученых ЛФШ
    5. Предшественники МФШ и их взгляд на фонетику и фонологию.

     

    Перечень рефератов (курсовых работ) по темам

     

    1. Орфоэпические нормы русского языка.
    2. Русское сценическое произношение.
    3. Московская и петербургская произносительные нормы.
    4. История русской орфографии и графики: реформы Петра Первого.
    5. История русской орфографии и графики: реформы 1917-1978 г.

     

    Перечень вопросов для аттестации по дисциплине

     

    1.      Предмет и основные задачи фонетики русского языка.

    2.      Единицы фонетики.

    3.      Фонетическая транскрипция. Знаки фонетической транскрипции.

    4.      Строение речевого аппарата. Образование звуков. Акустическая характеристика гласных и согласных звуков.

    5.      Артикуляционная характеристика гласных звуков.

    6.      Артикуляционная характеристика согласных звуков.

    7.      Фонетическая система русского языка.

    8.      Классификация гласных звуков.

    9.      Классификация согласных звуков.

    10.   Понятие позиционных и комбинаторных изменений звуков.

    11.   Редукция гласных звуков.

    12.   Аккомодация гласных звуков.

    13.   Ассимиляция согласных звуков.

    14.   Сильные  и слабые позиции гласных фонем.

    15.   Сильные и слабые  позиции согласных фонем.

    16.   Теория фонемы в русском языке. Фонема, аллофон, вариант и вариации фонемы.

    17.   Акцентная структура слова (ударение).

    18.   Интонация. Основные функции интонации.

    19.   Орфоэпия. Основные орфоэпические правила современного русского языка.

    20.   Орфография. Принципы русской орфографии и основные правила правописания в русском языке.

     

    Мероприятия, проведённые на базе

    Лаборатории экспериментальной лингвистики и фонетики в 2015 г.

     

    1. Научно-техническое обеспечение реализации темы № 050217-2-2-589 «Проблемы нейминга: новые русские урбанонимы в лингвокреативном аспекте», выполняемой на кафедре общего и русского языкознания на основе гранта РГНФ № 15-04-00282а

    Срок выполнения темы: 1 апреля 2015 г. ­ 31 декабря 2017 г.

    Научный руководитель темы: доктор филологических наук, проф. Ремчукова Елена Николаевна

     

    2. Научно-техническое обеспечение подготовки монографии «Функции чередований фонем в современном русском языке» (авторы: доктор филологических наук, проф. Денисенко Владимир Никифорович, кандидат филологических наук, доц. Рыбаков Михаил Анатольевич)

     

    3. Научно-техническая подготовка и участие в международной научной конференции «Многомерные миры языка» (28 октября 2015 г.)

    Председатель оргкомитета и Программного комитета: доктор филологических наук, проф. Денисенко Владимир Никифорович

    Избранные труды конференции опубликованы в двух сборниках ­– на английском и русском языках. Сборники прошли индексирование в РИНЦ.

     

    4. Участие в организации (подготовка стенограммы) международной конференции «Актуальные проблемы внешней миграции и предоставление гражданства в Европе. Опыт России, Франции, Германии». В конференции приняли участие: президент Российской академии образования, президент Санкт-Петербургского государственного университета, председатель попечительского совета фонда "Русский мир» Л.А. Вербицкая; председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию, председатель правления фонда «Русский мир», декан факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Никонов; посол Германии в России Барон Рюдигер фон Фрич; посол Франции в России Жан-Морис Рипер; председатель Совета экспертов ИЛМП, директор Института Европы РАН Ал.А. Громыко;профессор, директор Академии политического образования, Урсула Мюнх (г. Тутцинг, ФРГ); председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин; профессор политологии католического института г. Ренн, эксперт клуба "Валдай", почётный генеральный инспектор МВД Франции Иван Бло; директор Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России А.Д. Викторов;научный директор Германо-российского форума Александр Рар(г.Берлин, ФРГ); директор фонда "Рес Публика" (Фонд Ж.-П. Шевенмана), экс-сенатор и депутат Национального собрания Франции Жан-Ив Отексье и многие другие.

    Над стенограммой работали:

    Михеева Елена Сергеевна ­– кандидат филологических наук, ассистент кафедры общего и русского языкознания;

    Недопекина Екатерина Михайловна ­­– кандидат филологических наук, ассистент кафедры общего и русского языкознания;

    Бубнова Наталья Александровна ­– кандидат филологических наук, ассистент кафедры общего и русского языкознания;

    Куазли Мария Ивановна – учебный мастер кабинета дипломного проектирования;

    Пилипенко Дарья Романовна – лаборант кафедры общего и русского языкознания;

    Касымалиева Кайркул Эсенгуловна – лаборант кафедры общего и русского языкознания.

     

    5. Участие в Международном Конгрессе МАПРЯЛ (Испания, сентябрь 2015 г.):

    Доктор филологических наук, проф. Денисенко Владимир Никифорович

    Доктор филологических наук, проф. Красина Елена Александровна

    Доктор филологических наук, проф. Ремчукова Елена Николаевна

    Кандидат филологических наук, доц. Перфильева Наталия Владимировна

     

    ПЛАН РАБОТЫ  УЧЕБНО-НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ФОНЕТИКИ

    на 2016  год

     

    1. Создание мультиязычного учебного глоссария лингвистических терминов (на русском, английском, французском, испанском и китайском языках)  -   д.ф.н., проф.Н.Л.Чулкина, к.ф.н. доц. О.И.Александрова, к.ф.н. Н.А.Бубнова (декабрь 2016 г.)

     

    2. Проведение семинара по теме: "Национальный корпус русского языка" (Н.А. Бубнова, Е.А. Недопекина) - март 2016 г.

     

    3. Проведение семинара по теме: "Работа с базами данных ассоциативных словарей русского языка" (д.ф.н., проф. Н.Л. Чулкина,  к.ф.н. Н.А. Бубнова) - апрель 2016.



    Учебный портал РУДН
    Информационный библиотечный центр
    РУДН - практики и трудоустройство
    Видеотрансляции РУДН
    Корпоративная почта
     Диссертационные советы РУДН
      Преподаватели РУДН
      Заполнить уведомление в ФМС
      Портал ЕИС
      Мобильная версия
      ТУИС - Телекоммуникационная учебно-информационная система

    Круглосуточный интернет телеканал РУДН
    Youtube
    Википедия (рус)
    Википедия (англ)
    Вконтакте
    Facebook
    Twitter
     Instagram
    О РУДН в СМИ

    Инновационные услуги


    Существуют ли в РУДН подготовительные школы или курсы?
           Другие вопросы 

    Сайты РУДН в домене rudn.ru
    Сайт "55 лет РУДН"
    В РУДН с визитом
    Здоровый образ жизни
    Кабинет психологической помощи
    Управление по науке и инновациям 
    Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК)
    Научные журналы РУДН
    Портал Гуманитарное образование
    Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
    Факультет повышения квалификации медицинских работников
    Центр компьютерного обучения и тестирования - ТЕСТ-КОМП
    Центр изучения печени медицинского института РУДН
    Студенческий форум РУДН
    Центр прикладных информационных технологий
    Сетевой университет Содружества Независимых Государств
    ТВ РУДН
    Автошкола РУДН
    Издательство РУДН
    Дистанционное обучение (МООС курсы)
    Наука и образование против террора
    Ведущие профессора и курсы, читаемые в РУДН
     

    Доступ к архивным разделам и страницам сайта, посвященным завершившимся мероприятиям и проектам


    Инновационная образовательная программа РУДН
    Центр исторической экспертизы и Государственного прогнозирования молодежное отделение РИО
    Всероссийская студенческая олимпиада по международным отношениям и глобальным исследованиям
    Понедельник   5 12 19 26  
    Вторник   6 13 20 27  
    Среда   7 14 21 28  
    Четверг 1 8 15 22 29  
    Пятница 2 9 16 23 30  
    Суббота 3 10 17 24 31  
    Воскресенье 4 11 18 25    



















































    счетчик

    © 2006-2016 Все права защищены “Российский университет дружбы народов”
    Поддержка сайта: pr@pfur.ru | Контактная информация
    Разработано: ОВИТ РУДН | СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТА