На главную 5-100
Поступающим Выпускнику
Студенту Аспиранту
Текущая успеваемость студентов РУДН
Карта сайта
Почта
English version
fran
espaniol
Chine
Arabish
Размер шрифта:   0 1 2 3
Новости
Учебные подразделения и центры























 

    Новые грани РУДН

    Наверное, за последние десятилетки ни об одном советском вузе не было столько легенд и слухов, в особенности в зарубежных средствах массовой информации, сколько их было об Университете дружбы народов. Здесь и информация о подготовке террористов в стенах Университета, и о якобы низком уровне знаний, которые даются в этом Университете. Развенчанию в российской прессе этой массовой, скажем мягко, неправды не способствовало и то, что для российских граждан прием в Университет дружбы народов также был селективным. Хотя немногие знают, что российские студенты также широко представлены в УДН: всегда более 30% студентов Университета были российские граждане, а из них более 80% - стажники, то есть студенты, или проработавшие на производстве не менее двух лет, или уже отслужившие в армии.
    Наверное, в силу определенной "скрытности" РУДН, так неожиданным для многих было развенчание легенд о террористах и о низком уровне обучения после опубликования Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию официальных данных рейтинга российских университетов. Оказалось, что РУДН среди всех российских университетов занимает третье место - конечно, после Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, причем по показателю " потенциал вуза", РУДН лишь 1% уступает МГУ и на 23% опережает третье место СПГУ. Этот неожиданно высокий показатель Относительного потенциала вуза определяется не только материальной базой классического, по западным образцам построенного кампуса Университета, но и высоким уровнем работающего в УДН научно-педагогического коллектива: сегодня, при 7 тысячах учащихся, в РУДН работает более 200 докторов наук, около 900 кандидатов наук и 35 академиков и членов-корреспондентов российских академий наук.
    Создание Университета дружбы народов 5 февраля 1960 года явилось не кабинетной выдумкой - оно было продиктовано самой жизнью. К тому времени десятки стран мира в результате освободительной борьбы получили независимость, и перед ними встал вопрос: где и как готовить кадры специалистов, в первую очередь - учителей, врачей, инженеров.
    Естественным было желание этих стран не идти на поклон в метрополии, к своим бывшим хозяевам. И вот в этих условиях во время одной из международных конференций, связанной с проблемами освободившихся стран, Н.С. Хрущев неожиданно для всех (в том числе и для своего окружения), провозгласил создание в Москве Университета дружбы народов - специально создаваемого вуза для оказания помощи освободившимся странам в подготовке собственных, национальных кадров специалистов. Об актуальности этого шага говорит, в частности то, что в первое десятилетие, пока не была отлажена система набора в Университет, ежегодно поступали тысячи заявлений абитуриентов из десятков стран мира - конкурс среди иностранных граждан по ряду специальностей достигал 10-15 человек на одно место!
    Можно ли даже теперь говорить, что Университет был создан из идеологических соображений или, тем более, из политических соображений правящей тогда КПСС? Об этом можно говорить в утвердительном смысле только имея в виду всем очевидное положение, что за этим политико-идеологическим шагом стояло, конечно, обеспечение геополитических интересов СССР, укрепление его положения в десятках новых стран мира в различных регионах земного шара. К сожалению, в соответствии с известным принципом - мы больше ценим что-то или кого то только после их утраты, лишь теперь, после потери позиций России в ряде регионов мира, мы по достоинству стали оценивать ту кропотливую работу, в частности, в области подготовки кадров зарубежных специалистов, которая давала стране приоритетные позиции в десятках странах мира. Можно было бы надеяться, что если политические теории за известные 70 лет не научили кое-кого, то уж торгово - палаточный рэкет последних лет убедительно показал, что в мире экономики нет ничего более важного, чем сфера влияния. К сожалению, оказывается, что мало нам ошибок, которые можно исправить, нам нужны такие разрушительные процессы, после которых все надо начинать сначала...
    Российский Университет дружбы народов за 35 лет своего существования подготовил более 25 тысяч специалистов, из них 25 тысяч кандидатов наук, работающих ныне в более чем 130 странах мира. Конечно, многие из этих высоко квалифицированных специалистов занимают руководящие посты в государственных аппаратах своих стран, являются руководителями крупнейших компаний, предприятий, научных и учебных центров. Уместно заметить, что среди бывших выпускников советских вузов есть ряд ныне действующих премьеров и президентов крупнейших стран Азии и Африки.
    Экономическая направленность в вопросе привлечения иностранных студентов ясна хотя бы из того, что в целом из 1 млн. 200 тысяч иностранных студентов в мире более 45% обучается по специальностям, непосредственно связанным с экономикой и научно-техническим прогрессом. Дело доходит до парадоксов: в США в 1990 году среди всех студентов выпускного курса, изучавших естественные науки, на долю иностранных студентов приходилось 28% , среди готовящихся стать инженерами их было 45 %! В конце восьмидесятых годов в СССР выделялось более 20 тысяч стипендий в год (на 750 вузов) для целевой подготовки иностранных граждан. В результате в 1990 году в СССР было около 130 тысяч иностранных студентов: в США уже тогда их было около 300 тысяч. Сейчас же, когда геополитику России в этом отношении определяют не политики, а аппарат Министерства финансов, полностью прекративший предоставление стипендий иностранным учащимся, сравнение с США выглядит просто удручающим для будущего внешней политики России: в 1993 году в России было менее 60 тысяч иностранных студентов, а в США их стало 408 тысяч!
    Более того, к реализации своих геополитических интересов с помощью высшего образования в последние два десятилетия вновь активно подключились Англия, Франция и Германия: с 1971 по 1991 год число иностранных студентов возросло - в Англии с 24 до 80 тысяч, в Германии - с 27 до 130 тысяч, во Франции - с 34,5 до 130 тысяч.
    Наверное, не надо объяснять, на приобретение оборудования какой страны будут ориентироваться выпускники-инженеры из американских вузов. Кстати, сейчас события последних лет показали, что ориентация многих стран только на советскую экономику или только на американскую весьма чревата негативными последствиями: катаклизмы или санкции по прихоти законодателей этих держав могут поставить так однобоко ориентированные страны в весьма сложное положение. Ранее других это поняли, кажется, в Латинской Америке - их отношения поэтому с "дядюшкой Сэмом" весьма неоднозначные. Россия же не только не использует это, но из-за вышеуказанной политики полной ликвидации дотаций иностранным студентам число поступающих в вузы России из Латинской Америки только за последние 3 года уменьшилось более чем в 100 раз!
    Конечно, в нынешних сложных экономических условиях в России никто и не может говорить о восстановлении прежних 20 тысяч стипендий в год для иностранных студентов - речь может идти о 2-3 тысячах стипендии, которые могли бы позволить приостановить полную потерю для России, в геополитическом контексте, десятков стран мира.
    Отметим не очень широко известные факты - в ответ на решение Советского правительства об организации в Москве Университета дружбы народов сразу же были сделаны ответные шаги. Развитые капиталистические страны также создали два международных университета (сейчас их уже больше), специализирующихся именно на подготовке национальных кадров для развивающихся стран. В Турции на средства ряда международных организаций был создан Средневосточный университет для обучения иностранных студентов из стран Ближнего и Среднего востока, а ряд западных стран (США, Канада, Голландия, Финляндия и др.) организовали в Таиланде и финансируют вот уже более 20 лет Азиатский институт технологий - в нем обучаются студенты из 40 стран мира, в основном из Южной и Юго-Восточной Азии: в этом институте более 80% - иностранные студенты, тогда как в нашем Университете дружбы народов их доля составляла всегда 60 70%.
    Отметим также и то, что Германия в процессе своего экономического возрождения также пришла к - необходимости целенаправленной работы по обучению иностранных студентов. При этом, не будучи в прошлом крупной колониальной державой и в силу нераспространенности в мире немецкого языка, Германия была вынуждена открыть в 1990 году в 153 странах мира курсы или институты по изучению немецкого языка. Изучившие у себя на родине немецкий язык, естественно, имели большие возможности ехать учиться в Германию - это является своего рода "набором иностранных студентов на местах".
    Вместе с тем в мире общепринята практика частичной или в значительной мере сниженной оплаты иностранными студентами своего обучения и проживания. Американские вузы, например, в 1985-90 гг. ежегодно получали, таким образом, более 3 млрд. долларов! И это притом, что более половины иностранных студентов регулярно получали дотации или гранты из различных частных, государственных или общественных фондов. А во Франции в 1991 году из 140 тысяч иностранных студентов более 80 тысяч вообще не платили за обучение.
    Вместе с тем, многие вузы России сейчас и не настроены принимать по государственной линии иностранных студентов - липшие хлопоты. Другое дело - прием студентов-иностранцев на контрактной основе, что в нынешней ситуации является существенным финансовым подспорьем для вузов страны. Специалистам высшей школы известно, что сейчас 5-6 стран могут дать до 80% всего контингента иностранных студентов в России. Но если речь идет о геополитических интересах страны, о развитии взаимовыгодных отношений с десятками стран мира, то отсутствие государственной помощи и регулирования в этом вопросе, конечно, является геополитическим самоубийством будущей внешнеэкономической деятельности России.
    Одним из важных факторов опережения нас западными странами в обучении иностранных учащихся является большая ориентированность на систему переподготовки и повышения квалификации для лиц, уже имеющих высшее образование: в 1990 году из общего количества иностранных учащихся в США, например, почти 45% училось на постдипломном уровне, отсутствие в России такой же развитой системы привлечения иностранных граждан на курсы квалификации приводит к тому, что по истечении ряда лет выпускники советских (теперь - российских) вузов вынуждены ехать на подобные курсы в западные страны. Последствия этого тем более обидны, что, как правило, речь идет о краткосрочных периодах обучения (от 1 3 месяцев до 2-3 лет), а в результате переориентации мы теряем многих специалистов, проучившихся у нас в среднем 6-8 лет. Понимание этого привело в 1989 году к решению правительства СССР о создании при Университете дружбы народов Института повышения квалификации иностранных специалистов - последовавшие затем в стране события финансово похоронили эту идею...
    Надо сказать, что конкуренция вузов по набору иностранных студентов и на Западе приводит к тому, что наибольшее количество их - и в абсолютном, и в процентном отношении и.оказывается сконцентрированным в наиболее сильных университетских . центрах. При распределении 386 тысяч иностранных студентов в США в 1991 году по вузам всех 53 штатов, наибольшая их концентрация была в Калифорнии - около 54 тысяч, в штате Нью-Йорк - 38 тысяч. Из 3.5 тысяч вузов в США в 81 из них имелось более тысячи иностранных студентов, но в более сильных и технологически ориентированных университетах (экономика!) их концентрация особенно очевидна: в Калифорнийском Университете в Сан-Франциско их почти 33%,в Институте технологий в Нью-Джерси - 24%. Близкая картина и в Европе: так, например, в Свободном Университете Брюсселя из 14 тысяч студентов около 5 тысяч - Иностранные студенты (а ведь в Бельгии менее 10 млн. жителей).
    Так готовили ли террористов в Университете дружбы народов"? Во - первых, теперь уже ясно, что продолжающаяся и сейчас конкурентная борьба между странами за привлечение иностранных студентов - это не аспект идеологической борьбы, и не альтруизм развитых стран ("бескорыстная помощь в подготовке национальных кадров"). Определяющим фактором здесь является экономика, точнее, та ее часть, которая общеизвестна как борьба между странами и монополиями за сферы влияния.
    Во-вторых, надо заметить, что в период правления Брежнева внешняя политика строилась таким образом, чтобы "не вляпаться в какую-нибудь историю из-за террористов и не бросить тем самым тень на миролюбивый брежневский курс... Сам Андропов даже на секретных совещаниях высказывал резкое неприятие терроризма "(из книги Дэвида Яллопа "Меня зовут Карлос "). Да и сам вопрос о том кого относить к террористам – относительный: конечно, СССР оказывал помощь национально-освободительным движениям своих стран, так же как и западные страны поддерживали свои режимы и "свои" освободительные движения. А самые известные «террористы» (в Африке Нельсон Мандела, в арабском мире - Ясир Арафат) сейчас большие друзья западных держав и самые миролюбивые люди в мире Лауреаты Нобелевской Премии Мира.
    Итак, идея создания Университета дружбы народов была в 1960 году закономерно, хотя в неожиданной форме, высказана Н.С.Хрущевым. Но пальма истинного созидателя Университета, его архитектора и прораба, безусловно, принадлежит Сергею Васильевичу Румянцеву - ректору Университета с февраля 1960 по декабрь 1970 года. Этому человеку судьба даровала редчайшую возможность создать "с нуля", при поддержке руководства страны уникальное высшее учебное заведение. И Сергей Васильевич, придя в университет в расцвете своего организаторского таланта, имел уже богатейший опыт работы ректором Казанского Авиационного Института и Заместителем Министра высшего образования СССР, в полной мере реализовал эту возможность, создав и на сегодняшний день единственный по своей структуре в России Университет классического Западного типа, причем уже тогда в значительной степени учитывающий реалии работы выпускников университета в условиях рыночной экономики.
    Не только форма создания Университета в виде университетского кампуса на Юго - Западе Москвы со всей необходимой для его жизнеобеспечения инфраструктурой (спортгородок, поликлиника, автохозяйство, типография, столовые, торгово-бытовой центр и т.п.) сделала уже тогда этот вуз уникальным. Главное содержание, структура вуза: и на сегодня РУДН остается единственным университетом России, который имеет медицинский, сельскохозяйственный и инженерный факультеты. Да и сами факультеты являются не узкопрофильными, как в подавляющем большинстве российских вузов: например, на инженерном факультете готовит специалистов по машиностроению, по. геологии, по строительству, по горному делу, по кибернетике. Даже классические университетские факультеты носят комплексный характер: на факультете физик» математических и естественных наук есть специальности: математика, физика, химия, прикладная математика. радиофизика и электроника. На факультете гуманитарных наук история, философия, социология, русский язык и литература. международная журналистика, лингвистика.
    Сейчас, когда в регионах России ищут свои пути объединения университеты, политехнические, медицинские, сельскохозяйственные и педагогические вузы, опыт Российского Университета дружбы народов, уже имеющего все эти направления, является уникальным. Конечно, часто здание проще строить "с нуля", а не складывать из нескольких отдельных сооружений. И все же опыт функционирования такого "здания" - образовательного учреждения, имеющего все интересующие составляющие, конечно, интересен. Например, в РУДН в значительно меньшей степени разобщенность ученых и педагогов по узкопрофильным кафедрам: в Университете нередки кафедры, которые в других вузах соответствуют целым факультетам - кафедра геологии, кафедра промышленного и гражданского строительства, кафедра ветеринарии, кафедра радиофизики и электроники, а всего на 24 специальности (не считая медицинского факультета) в РУДН есть 72 кафедры, то есть в среднем всего лишь три кафедры на специальность.
    В новых рыночных условиях особую актуальность приобретает еще одна особенность организации учебного процесса, введенная в Университете: с момента его основания все студенты Университета - иностранные и российские, получают квалификацию переводчика с одного (а могут и с двух-трех) иностранных языков. При этом выбор осуществляется из достаточно широкого набора из 8 языков английского, французского, немецкого, испанского, арабского, китайского и др. Теперь уже понятно, насколько важна квалификация переводчика даже для российских выпускников любого вуза и любой специальности; не случайно многие вузы пытаются или организовать сейчас подготовку специалистов с дополнительным сертификатом переводчика, или хотя бы значительно увеличить объемы преподавания иностранных языков. А ведь был момент в начале восьмидесятых годов, когда второму ректору Университета Владимиру Францевичу Станису пришлось бороться со слишком ретивыми "партийными чиновниками". Для них существовавшая в РУДН 20 лет возможность получения российскими гражданами наряду с основной специальностью также и квалификации переводчика показалась излишней роскошью, и они предложили сломать сложившийся в РУДН учебный процесс, "чтобы было, как во всех других вузах". Ломать - не строить...
    Конечно, уникальным является также опыт коллективов преподавателей русского языка Университета, которые доводят до дипломов переводчиков выпускников иностранцев всех специальностей, причем, разработав десятки специальных методик преподавания русского языка с учетом регионов мира, откуда прибыл студент, с учетом его будущей специальности, уровня подготовленности. Наверное, не случайно почти всех иностранных космонавтов, летавших в советских и российских экипажах, русскому языку обучали преподаватели. Вообще теперь уже многие вузы поняли, что обучение иностранных студентов, когда их набирается значительное количество, требует специальных подходов, начиная с разрешения проблем их жизнеобеспечения. К сожалению, в России еще нет присущей развитым западным странам инфраструктуры медицинского, социального страхования и обеспечения иностранных граждан, разрешения проблем их временного и частичного трудоустройства и т.п. - все эти вопросы и ответственность за их грамотное разрешение ложатся у нас на принимающее высшее учебное заведение. И здесь опять-таки опыт РУДН представляется уникальным, ибо процесс жизнеобеспечения студентов является весьма многогранным: здесь и вопросы карантина и соответствующего комплексного медицинского обследования как вновь прибывающих иностранных студентов, так и ежегодного обследования всего контингента студентов, вопросы тестирования иностранных студентов, приходящих на подготовительный факультет или сдающих экзамены для поступления на основные факультеты, вопросы анализа заболеваемости и адаптации студентов из Южных стран к новым климатическим условиям и многие, многие другие вопросы, разрешению которых в течение 35 лет была посвящена деятельность всего коллектива РУДН, начиная с водителей нашего автохозяйства, круглосуточно в течение года привозящих новых учащихся из аэропорта "Шереметьево" в стены Университета.
    Но особый интерес для всей высшей школы России представляет опыт РУДН в переходе на многоуровневую систему высшего образования (систему "бакалавр - магистр). Дело в том, что в 70-е и 80-е годы российские вузы выдавали иностранным выпускникам дипломы, в которых наша квалификация специалиста после 5 лет обучения в одностороннем порядке переводилась в России как "магистр". Поскольку выпускники-иностранцы в значительной доле представляли Университет дружбы народов, то в 1990 году Комиссия по культуре и образованию ЕЭС приняла документ, в котором, в частности, говорилось "не признавать диплом высшего образования, выдаваемый в Университете дружбы народов на уровне магистра, так как степени магистра должна предшествовать предыдущая степень". Конечно, здесь речь шла о дипломе, выдаваемом вообще иностранным студентам-выпускникам советских вузов, а приведенная цитата лишь говорит скептикам перехода на многоуровневую систему высшего образования, что если мы хотим интегрировать наше высшее образование в мировую образовательную систему, то без соответствующих структурных изменений не обойтись. Конечно, при этом важно сохранить традиции и уникальный опыт российской высшей школы, и вот здесь опыт Университета дружбы народов, еще в 1989 году реализовавшего в порядке эксперимента переход на многоуровневую систему и уже осуществившего целые выпуски бакалавров и магистров, представляет безусловный интерес для сотен вузов Росси, имея в виду также вышеотмеченную многопрофильность РУДН.
    В начале статьи уже приводились данные, характеризующие высокую квалификацию научно-педагогического коллектива Университета. Надо сказать, что ректоры Университета С.В.Румянцев и В.Ф.Станис (который был ректором 22 года) последовательно проводили линию на реализацию традиций ведущих классических университетов мира неразрывности учебного и научного процессов: хотя им неоднократно приходилось бороться с опять-таки "вышестоящим мнением" о том, что задача РУДН - готовить специалистов для возможно большего числа стран, а не развивать научные исследования. Но Университет благодаря сохранению своей собственной линии в итоге стал признанным в стране и в мире научным центром по целому ряду направлений - об этом в значительной степени говорит организация при РУДН 30 диссертационных советов почти по 60 научным специальностям. Мы особо стали чувствовать необходимость единения науки и образования в России именно сейчас, когда резко упал приток научной молодежи в вузы, когда стали разрушаться целые научные школы. В результате нависла реальная угроза обеднения содержания учебного процесса.
    Приятно отметить, что Университет дружбы народов и сейчас по ряду направлений поддерживает высокий уровень своих научных школ: из 10 действующих в Университете докторских советов 6 были созданы в последние 1,5 года: в 1994 первым Лауреатом Премии РАН и Миннауки России за исследования в области катализа стал заведующий кафедрой РУДН. академик РАН профессор Грязное В.М. Лауреатом престижной Премии имени Н.И.Пирогова. присуждаемой Академией медицинских наук раз в три года, стал также наш заведующий кафедрой, академик АМН России профессор Березов Т.Т.Почти два десятка наших ведущих ученых были избраны в последние два года в Академию естественных наук и в Международную академию наук высшей школы.
    Посмеявшись, не задумываясь, в эпоху перестройки над какой-то дружбой между народами, мы теперь вновь, в эпоху многочисленных региональных конфликтов, понимаем и начинаем ценить ту кропотливую работу, которая создавала великие сообщества, типа советского народа, и которая, во всяком случае, позволяла не допускать длительных и массовых столкновений на национальной почве. Университету дружбы народов во все времена принадлежала особая роль в этой кропотливой работе воспитания молодежи в духе дружбы и братства между народами. Да и как иначе может быть, когда, например, сейчас в РУДН обучаются студенты из 109 стран мира, принадлежащие к 450 национальностям и народам!
    Уверен: большинство конфликтов на национальной почве возникает именно из-за незнания культуры и пренебрежения традициями и обычаями других народов. Именно потому в условиях интернационального коллектива важна реализация целого комплекса мероприятий, от совместного проживания в общежитиях до многонациональных фольклорных фестивалей и концертов, которые позволяют студентам лучше понять культуру и обычаи других народов. Проводимые традиционно в нашем Университете Фольклорные фестивали, на которых представляют свои экспозиции, музыку и танцы десятки землячеств учащихся в РУДН, ежегодно собирают тысячи москвичей.
    Замечу, кстати, что когда в 1987 году меня как депутата Моссовета избрали председателем вновь образованной тогда постоянной комиссии Моссовета по межнациональным отношениям в городе Москве, опыт РУДН пришелся как нельзя, кстати, для разрешения назревавших тогда проблем в национальных отношениях с рядом меньшинств города. Введя в постоянно действующий расширенный состав комиссии Моссовета представителей всех национальных меньшинств города Москвы, мы повели целенаправленную работу по предоставлению возможности всем этим меньшинствам получения образования на родном языке, к выпуску их периодических изданий, да и просто к возможности общения в рамках воссозданных тогда национально-культурных объединений. И многие вопросы и проблемы в отношениях с крупными в Москве сообществами татар, евреев и украинцев тогда удалось решить именно благодаря принципу расширения возможностей доступа к культурам, пропаганды культур национальных меньшинств.
    Не случайно, поэтому уже несколько лет Университет дружбы народов по договору с парламентом и правительством России ведет целевой набор и подготовку кадров специалистов по 25 специальностям. со знанием иностранных языков, для автономных областей, краев и республик, находящихся в составе Российской Федерации. Конечно же. учеба в РУДН сплачивает народы и регионы нашей страны. Ибо дружба между народами это не абстрактное понятие, а это, прежде всего дружба между конкретными людьми носителями этой дружбы. И никакое сотрудничество между странами ни культурное, ни экономическое, не имеет перспективы, если нет конкретных лиц. знающих и понимающих, ценящих и уважающих взаимовыгодность такого сотрудничества на благо народов своих стран, на благо развития человеческой цивилизации.

    Ректор РУДН, академик
    В.М.Филиппов



    Учебный портал РУДН
    Информационный библиотечный центр
    РУДН - практики и трудоустройство
    Видеотрансляции РУДН
    Корпоративная почта
     Диссертационные советы РУДН
      Преподаватели РУДН
      Заполнить уведомление в ФМС
      Портал ЕИС
    Мобильная версия

    Круглосуточный интернет телеканал РУДН
    Youtube
    Википедия (рус)
    Википедия (англ)
    Вконтакте
    Facebook
    Twitter
     Instagram
    О РУДН в СМИ

    Инновационные услуги


    Существуют ли в РУДН подготовительные школы или курсы?
           Другие вопросы 

    Сайт "55 лет РУДН"
    В РУДН с визитом
    Здоровый образ жизни
    Кабинет психологической помощи
    Управление по науке и инновациям 
    Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК)
    "Вестник РУДН" - электронная версия
    Портал Гуманитарное образование
    Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
    Факультет повышения квалификации медицинских работников
    Центр компьютерного обучения и тестирования - ТЕСТ-КОМП
    Центр изучения печени медицинского института РУДН
    Студенческий форум РУДН
    Центр прикладных информационных технологий
    Сетевой университет Содружества Независимых Государств
    ТВ РУДН
    Автошкола РУДН
    Издательство РУДН
    Дистанционное обучение (МООС курсы)
    Наука и образование против террора
    Ведущие профессора и курсы, читаемые в РУДН
    Горячая линия Ректора

    Доступ к архивным разделам и страницам сайта, посвященным завершившимся мероприятиям и проектам


    Инновационная образовательная программа РУДН
    Центр исторической экспертизы и Государственного прогнозирования молодежное отделение РИО
    Всероссийская студенческая олимпиада по международным отношениям и глобальным исследованиям
    Понедельник   5 12 19 26  
    Вторник   6 13 20 27  
    Среда   7 14 21 28  
    Четверг 1 8 15 22 29  
    Пятница 2 9 16 23 30  
    Суббота 3 10 17 24    
    Воскресенье 4 11 18 25    



















































    счетчик

    © 2006-2016 Все права защищены “Российский университет дружбы народов”
    Поддержка сайта: pr@pfur.ru | Контактная информация
    Разработано: ОВИТ РУДН | СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТА