На главную 5-100
Поступающим Выпускнику
Студенту Аспиранту
Текущая успеваемость студентов РУДН
Карта сайта
Почта
English version
fran
espaniol
Chine
Arabish
Размер шрифта:   0 1 2 3
Новости
Учебные подразделения и центры























 

    КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА № 1
    ФАКУЛЬТЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
    Зав. кафедрой — кандидат филологических наук,
    доцент Марина Александровна Брагина
    Адрес: 117196, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.10/3, каб. 215
    Телефон: +7 (495) 7873803, доб. 1513.  
    Е-mailbragina_ma@pfur.ru
                  kafedra1_rki@pfur.ru

    Краткая история


    Кафедра русского языка №1 открылась в 1975 году на базе секции подготовительного факультета.
    С 1975 по 1997 гг. кафедрой заведовала к.ф.н., профессор Кухаревич Нина Евгеньевна, с 1998 по 2003 гг. — к.ф.н., доцент Пугачёв Иван Алексеевич, с 2004 по 2015 гг. — к.ф.н., профессор Есина Зоя Ивановна, с 2014 по настоящее время — к.ф.н., доцент Брагина Марина Александровна.
    При обучении иностранных студентов, магистрантов и аспирантов кафедра русского языка №1 следует лучшим традициям, созданным на кафедре русского языка под руководством Екатерины Ивановны Мотиной.

    Численность преподавателей, студентов


    Общая численность преподавателей русского языка — 41 человек (из которых 15 – кандидаты наук). 
    Из них:

    • профессоров – 3
    • доцентов – 13
    • старших преподавателей – 18
    • ассистентов – 7

    Ежегодно на кафедре обучаются 200-250 студентов из 65 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы и СНГ.

    Специальности и направления

    Кафедра готовит иностранных учащихся по программе «Русский язык как иностранный. I сертификационный уровень» с учётом дальнейшей специализации студентов по следующим направлениям:
    Бакалавриат:
    Инженерный факультет

    • «Архитектура» (07.03.01),
    • «Дизайн архитектурной среды» (07.03.03),
    • «Энергетическое машиностроение» (13.03.03),
    • «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (15.03.05), 
    • «Нефтегазовое дело» (21.03.01),
    • «Строительство» (08.03.01),
    • «Управление в технических системах» (27.03.04),
    • «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (23.03.03),
    • «Наноинженерия» (28.03.02)

    Факультет физико-математических и естественных наук

    • «Математика» (01.03.01), 
    • «Математика и компьютерные науки» (02.03.01),
    • «Прикладная математика и информатика» (01.03.02),
    • «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (02.03.02),
    • «Радиофизика» (03.03.03),
    • «Физика» (03.03.02),
    • «Химия» (04.03.01),
    • «Бизнес-информатика» (38.03.05)

    Магистратура:
    Инженерный факультет

    • «Архитектура» (07.04.06),
    • «Геология» (05.04.01),
    • «Прикладная геология» (21.05.02),
    • «Энергетическое машиностроение» (13.04.03),
    • «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (15.04.05), 
    • «Горное дело» (21.05.04),
    • «Строительство» (08.04.01),
    • «Управление в технических системах» (27.04.04),
    • «Нанотехнологии и микросистемная техника» (28.04.01)

    Факультет физико-математических и естественных наук

    • «Математика» (01.04.01), 
    • «Прикладная математика и информатика» (01.04.02),
    • «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (02.04.02),
    • «Физика» (03.04.02),
    • «Химия» (04.04.01)

    В зависимости от времени начала занятий и образовательного уровня обучающегося учебные группы подразделяются на соответствующие потоки:

    • Группы планового заезда (бакалавриат, магистратура, аспирантура)
    • Группы позднего заезда (бакалавриат, магистратура, аспирантура)
    • Группы, обучающиеся 3 семестра (бакалавриат, магистратура, аспирантура)

    На кафедре ежемесячно проводятся учебно-методические семинары для преподавателей, как правило, имеющие практическую направленность: семинары по обучению фонетике, грамматике, лексике, семинары по формированию этно- и лингвокультурной компетенции.

     Научное направление

    • Формирование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков у иностранных обучающихся. Изучение правил образования и функционирования фонетических единиц как языковой компетенции, а также формирование слухопроизносительных навыков по мере усвоения лексических и грамматических единиц.
    • Сравнительная характеристика фонетических систем русского языка и языков хинди, сингальского, корейского, китайского, арабского языков в целях совершенствования методики преподавания РКИ.
    • Обучение русскому языку как иностранному как средство получения знаний по специальности на этапе предвузовской подготовки студентов.
    • Взаимосвязанное обучение аспектам языка и видам речевой деятельности для формирования у иностранных студентов коммуникативной компетенции.
    • Введение и активизация языкового материала в устной и письменной формах, развитие навыков чтения и конспектной записи прочитанных текстов, а также развитие навыков диалогической и монологической речи студентов на основе изучаемых текстов.
    • Реализация государственных стандартов по русскому языку при использовании в учебном процессе на этапе I сертификационного уровня.
    • Изучение и применение Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку.
    • Разработка графической наглядности в формировании грамматических навыков и умений.

    Учебники и другие издания
    Кафедра использует в учебном процессе собственные научно-практические, научно-методические и учебные издания:

    • «Прогресс. Элементарный уровень», «Прогресс. Базовый уровень», словарь к учебнику «Прогресс» с переводом на английский, испанский, французский, арабский, китайский языки (Соболева Н.И., Волков С.У. и др.)
    • Лингафонный курс к учебнику «Прогресс» (Варламова И.Ю., Соболева Н.И., Сорокина Е.В.)
    • «Практическая грамматика. Сборник упражнений к учебнику «Прогресс» (Соболева Н.И., Гадалина И.И. и др.)
    • «Program – reference for Russian as a Foreign Language» (Соболева Н.И., Ануфриева Н.Ф., Пушкова Н.П. и др.)
    • «Мой современник: диалог друзей» (Волков С.У.)

    В целях формирования коммуникативных навыков учебно-профессиональной сферы кафедрой разработаны следующие пособия:

    • «Учебные задания по развитию навыков слушания и записи лекций», корректировочный курс фонетики на материале НСР (Сорокина Е.В., Серова Л.К.)
    • Сопроводительный курс фонетики к учебнику «Русский язык – будущему инженеру» (Сорокина Е.В., Дубинская Е.В., Калинина В.С., Липатова Т.В.).
    • Одним из последних учебных пособий является пособие, созданное с учётом практико-ориентированного подхода в обучении «О компьютерах по-русски» (Коротаева С.В., Шахин Б.Х.).

    В настоящее время кафедрой проводится работа по созданию учебных пособий для самостоятельной работы студентов, а также разработка и написание учебных пособий нового типа на основе УМК.
    Преподаватели кафедры участвуют в создании системы тестирования по русскому языку для иностранных граждан. При этом преподаватели активно сотрудничают с другими вузами и создают новые документы по заданию Минобрнауки РФ:

    • Государственные стандарты «Лингводидактическое описание русского языка как иностранного», включающее разработку тестов (Соболева Н.И., Иванова А.С. и др.)
    • Пособие по тестированию в области лингвокультурологии «Русский язык и цивилизация» (Журавлёва Л.С., Зиновьева М.Д., Есина З.И.)
    • «Лингводидактическая  программа по русскому языку как иностранному для преподавателей. Элементарный, базовый и I сертификационный уровень» (Соболева Н.И. и др.)

    Также на кафедре создаётся большое количество учебно-методических пособий в помощь иностранным учащимся и преподавателям для облегчения учебного процесса:


    ФИО

    Название

    Н.Е. Кухаревич,
    М.Б. Будильцева

    Слушаем, пишем

    О.К. Деминова, И.А. Лунева

    Я поведу тебя в музей

    В.С. Калинина,
    Сун Гэ

    Русско-китайский словарь

    В.С. Калинина,
    Тран Туан Тун

    Русско-вьетнамский словарь

    Е.В. Сорокина, Е.В. Дубинская,
    В.С. Калинина, Т.В. Липатова

    Читаем быстро и правильно

    О.К. Деминова, И.А. Лунева

    Словарь. Приложение к учебнику «Прогресс. Базовый уровень»

    М.Н. Галаева,
    П.А. Копылова, Н.В. Новоселова

    Учебные тексты и задания по научному стилю речи для студентов-иностранцев второго года обучения (технический профиль)

    И.И.Гадалина

    Глаголы в речевых ситуациях

    И.Ю. Попович, П.А. Копылова,
    Н.В. Новоселова, Л.С. Хачатурова,
    С.М. Кручкович, Л.Б. Белоглазова

    Учебное пособие по обучению чтению общественно-политических текстов

    М.Н. Галаева, Н.В. Новоселова

    Мини-тесты по научному стилю речи. Технический профиль

    С.У. Волков

    Мой современник: Диалог друзей

    О.К.Деминова, Е.Б. Ломова,
    О.В. Мурашова, С.М. Кручкович

    Контрольные задания по РКИ (грамматика). Трехсеместровый период обучения

    И.И. Гадалина, О.К. Деминова

    Учебные планы. Трехсеместровый период обучения

    И.И. Гадалина, Е.Н. Хворикова

    Поговорим о…Беседы по темам I сертификационного уровня

    И.И.Гадалина

    Все падежи

    Новые технологии в обучении студентов

    Научные интересы кафедры находятся в области практико-ориентированного обучения РКИ с учётом этно- и лингвокультурной адаптации студентов на основе антропоцентрического подхода к методике преподавания русского языка как иностранного. Кафедра активно занимается разработкой пособий для самостоятельной работы обучающихся. 
      

    Преемственность в обучении

    Кафедра русского языка №1 активно сотрудничает с кафедрой русского языка инженерного факультета и факультета физико-математических и естественных наук, а также последовательно и активно развивает междисциплинарные связи и межпредметную координацию с кафедрами математики и информатики, химии и биологии и кафедрой физики подготовительного факультета.
    В результате совместной творческой работы стало возможным появление целого ряда учебников и учебных пособий.   Венедиктова Н.К. является соавтором коллектива преподавателей химии, рецензент и редактор учебных пособий по химии. Под её редакцией был издан учебник «Основы начала общей химии», М., РУДН, 2007г. Результатом сотрудничества преподавателей РКИ и преподавателей общеобразовательных дисциплин явились также следующие учебные пособия: «Математика» (Копылова П.А., Соколова Л.И.), «В помощь начинающим изучать физику на русском языке» (Грачёва О.А., Есина З.И., Калинина В.С.). Все учебные пособия, которые представляют к изданию преподаватели специальных дисциплин или преподаватели русского языка по научному стилю речи, проходят предварительное совместное рецензирование.

     

    Внеаудиторная работа

    Традиционно на кафедре проводятся следующие мероприятия: тематический урок-концерт «Мы говорим и поём по-русски», заседания «Русского клуба» в соответствии с различными важными историческими датами, научная конференция «Мы познаём окружающий мир» и Олимпиада по русскому языку
    Проводятся экскурсии в музеи, исторические культурные центры, осуществляется посещение театров, кино, цирка и т.д. Информационное освещение научно-практических мероприятий кафедры для студентов представлено на стенде кафедры. Подготовлен электронный альбом о студенческих мероприятиях, организованных кафедрой.
    Преподаватели кафедры оказывают постоянную помощь преподавателям других вузов как в России, так и за рубежом в методике преподавания РКИ, в создании совместных учебников и учебных пособий, активно участвуют в международных научных симпозиумах, конгрессах, конференциях во многих странах мира.
    Высокий научный и профессиональный потенциал преподавателей кафедры проявляется в том, что они успешно руководят аспирантами, выступают в качестве оппонентов, а сама кафедра неоднократно являлась ведущей организацией при защите кандидатских диссертаций.



    Учебный портал РУДН
    Информационный библиотечный центр
    РУДН - практики и трудоустройство
    Видеотрансляции РУДН
    Корпоративная почта
     Диссертационные советы РУДН
      Преподаватели РУДН
      Заполнить уведомление в ФМС
      Портал ЕИС
    Мобильная версия

    Круглосуточный интернет телеканал РУДН
    Youtube
    Википедия (рус)
    Википедия (англ)
    Вконтакте
    Facebook
    Twitter
     Instagram
    О РУДН в СМИ

    Инновационные услуги


    Существуют ли в РУДН подготовительные школы или курсы?
           Другие вопросы 

    Сайт "55 лет РУДН"
    В РУДН с визитом
    Здоровый образ жизни
    Кабинет психологической помощи
    Управление по науке и инновациям 
    Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК)
    "Вестник РУДН" - электронная версия
    Портал Гуманитарное образование
    Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
    Факультет повышения квалификации медицинских работников
    Центр компьютерного обучения и тестирования - ТЕСТ-КОМП
    Центр изучения печени медицинского института РУДН
    Студенческий форум РУДН
    Центр прикладных информационных технологий
    Сетевой университет Содружества Независимых Государств
    ТВ РУДН
    Автошкола РУДН
    Издательство РУДН
    Дистанционное обучение (МООС курсы)
    Наука и образование против террора
    Ведущие профессора и курсы, читаемые в РУДН
    Горячая линия Ректора

    Доступ к архивным разделам и страницам сайта, посвященным завершившимся мероприятиям и проектам


    Инновационная образовательная программа РУДН
    Центр исторической экспертизы и Государственного прогнозирования молодежное отделение РИО
    Всероссийская студенческая олимпиада по международным отношениям и глобальным исследованиям
    Понедельник   5 12 19 26  
    Вторник   6 13 20 27  
    Среда   7 14 21 28  
    Четверг 1 8 15 22 29  
    Пятница 2 9 16 23 30  
    Суббота 3 10 17 24    
    Воскресенье 4 11 18 25    



















































    счетчик

    © 2006-2016 Все права защищены “Российский университет дружбы народов”
    Поддержка сайта: pr@pfur.ru | Контактная информация
    Разработано: ОВИТ РУДН | СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТА