На главную 5-100
Поступающим Выпускнику
Студенту Аспиранту
Текущая успеваемость студентов РУДН
Карта сайта
Почта
English version
fran
espaniol
Chine
Arabish
Размер шрифта:   0 1 2 3
Новости
Учебные подразделения и центры























 

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
    И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ

     

    Историко-семантический подход к обучению русскому языку как закономерный этап в отечественной методике ХХ века

    В.С. Сипан

     

    Кафедра образовательных технологий в филологии

    Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

    В.О. 1-я линия, 52, Санкт-Петербург, Россия

     

    В статье отражены результаты исследования развития идей историко-семантического подхода к обучению русскому языку 30-х годов ХХ века в истории отечественной методики преподавания русского языка.

    Ключевые слова:семантика, история языка, обучение языку, методология, традиции русской школы,

     

     

    Синонимия предложений-идиом в художественном тексте

    Н.А. Пузов

     

    Кафедра современного русского языка

    Приднестровский государственный университет

    ул. 25 Октября,128, Тирасполь, 3300 - - MD

     

    В статье рассматривается синонимия простых предложений-идиом со значением «высшая степень проявления признака и оценки качества» и сложных предложений-идиом с временными отношениями между частями в художественных текстах русских писателей. Выявлены структурно-семантические и функциональные особенности синонимичных предложений-идиом и своеобразие рассмотренных синонимических рядов.

    Ключевые слова: предложение-идиома, синонимия, синонимический ряд, доминанта.

     

     

    Метонимия в когнитивном аспекте

    В.А. Романенко

     

    Кафедра функциональной лингвистики

    Институт языка и литературы

    Приднестровский университет им. Т.Г. Шевченко

    ул. 25 Октября, 128, Тирасполь, Приднестровье, МД-3300

     

    Статья посвящена исследованию   метонимии с  когнитивной позиции как особого механизма формирования лингвокультурной картины мира.

    Ключевые слова:когнитивный, метонимия, лингвокультурный, языковая картина мира.

     

     

    Военная концептосфера и концепт «меч» в языковой картине мира русского человека на фоне других лингвокультур

    Л.Н. Третьякова

     

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

     

    Статья посвящена военной концептосфере и концепту «холодное оружие (меч)». В работе определяются сущность и признаки военного концепта-символа “меч”, рассматривается эволюция концепта.

    Ключевые слова:военная концептосфера, военный концепт, концепт-символ «меч», миф, архетип.

     

     

    Особенности вербализации фрагмента концептосферы «речевое поведение личности» в системе номинативных единиц  русского языка

    А.В. Поселенова

     

    Волжский политехнический институт (филиал)

    Волгоградского государственного технического университета

    404121, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Энгельса, 42 а

     

    В работе рассматриваются особенности вербализации фрагмента концептосферы «Речевое поведение личности» в русском словаре, а именно в системе номинативных единиц русского языка, через выявление базовых концептов-имен коммуникативных личностей, установление их системных связей и первичное определение их содержания и структуры.

    Ключевые слова:речевое поведение, коммуникативная личность, концепт.

     

     

    Невербальный дискурс в системе речеповеденческого потенциала коммуниканта

    Т.Л. Музычук

     

    Кафедра русского языка

    Иркутский государственный университет путей сообщения

    ул. Чернышевского, 15, 664074 Иркутск, Россия

                                                                                                                                                               

    Автор анализирует невербальные диалогические фрагменты художественной прозы с точки зрения реализации в них речеповеденческого потенциала адресата, развивающегося под воздействием "фактора говорящего".

    Ключевые слова:дискурс, невербальный дискурс, речеповеденческий потенциал.

     

     

    О понятии синонимико-вариативного ряда (к уточнению метаязыка функционально-коммуникативной грамматики русского языка)

    А.Е. Рубан

     

    Кафедра русского языка для иностранных учащихся

    филологический факультет

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    119991, г.Москва, Ленинские горы

     

    В данной статье рассматривается понятие синонимико-вариативного ряда на материале адвербиальных лексем, активно используемое в концепции функционально-коммуникативной грамматики. Анализируется конкретный ряд темпоральных наречий и формулируются  критерии выбора того или иного члена ряда.

    Ключевые слова: синонимико-вариативный ряд, наречие, функционально-коммуникативная грамматика, лексико-семантический вариант, лексема.

     

     

    Языковые характеристики образов приказных людей в русской басне XVIII-XX вв.: лингвокультурологический анализ

    С.С. Микова

     

    Кафедра русского языка и методики его преподавания

    Российский университет дружбы народов

    Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

     

    В статье рассматриваются основные языковые средства, участвующие в создании образа приказных людей в русской басне. Выявляется обусловленность выбора языковых средств не только индивидуальной манерой определенного баснописца, но и социально-исторической обстановкой. Возникновение и развитие басенных стереотипов описано во взаимосвязи с интерпретацией этих образов в произведениях устного народного творчества.

    Ключевые слова: национально-культурный компонент, реалия, языковые средства, эпитет, сравнение, перифраза

     

     

    ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
    ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

     

    Особенности коммуникативного поведения англичан и русских в отдельной ситуации общения: «совет другу»

    А.Ю. Архипенкова

     

    Кафедра иностранных языков филологического факультета

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

     

    В статье на примере конкретной ситуации общения показаны различия в коммуникативных стратегиях и языковых средств, используемых представителями английской и русской лингвокультур, и предлагаются правила для русских коммуникантов при их общении с англичанами.

    Ключевые слова:прошеный совет, непрошеный совет, коммуникативные стратегии, языковые средства, реализация совета.

     

    О профессиональной  компетентности  специалиста  в области  конференционной  дипломатии

    Ю. А. Ермошин

     

    Факультет международных отношений

    Белорусский государственный университет

    Ул. Академическая, 25, Минск, Беларусь, 220072

     

    В статье анализируется профессиональная деятельность специалистов в области конференционной дипломатии; определяются знания, умения и личностные качества, обеспечивающие  эффективность и успешность данной деятельности.

    Ключевые слова:профессиональная компетенция, деятельность, дипломатия конференций, официальное публичное выступление, продуцирование англоязычного публичного выступления.

     

     

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

     

    Типичные устойчивые ошибки в речи студентов на занятиях польского языка

    Т. В. Верниковская

     

    Военная академия Республики Беларусь

    г. Минск, ул. Фогеля, 220057

     

    В данной статье приводится классификация типичных устойчивых ошибок, допускаемых студентами в грамматических формах польского языка, и даются рекомендации по их преодолению. Кроме того, утверждается необходимость разрабатывать не польские, а польско-русские правила по грамматике, основанные на сравнении родного и иностранного языков.

    Ключевые слова:речевая ошибка, грамматика, норма, иностранный язык, сопоставительный материал.

     

     

    Художественный текст при обучении рки  студентов-нефилологов  на начальном этапе 

    А.В. Брыгина,  Г.С. Зорина

     

    Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

    факультета иностранных языков и регионоведения,

    Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,

    Ломоносовский проспект, д.  31/1, 119192 Москва, Россия.

    Кафедра русского языка медицинского факультета,

    Российский университет дружбы народов,

    ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 Москва, Россия.

     

    В настоящей статье представлен проект учебного пособия по РКИ на материале художественных текстов, излагаются принципы адаптации художественных текстов для развития речи на начальном этапе обучения, предлагаются задания, ориентированные на государственные стандарты. Авторы опираются на практический опыт работы с иностранными студентами.

    Ключевые слова: художественный текст, русский язык как иностранный, адаптация текста, методы работы с текстом.

     

     

    ЭКСПЕДИЦИЯ: ПОЛЕВЫЕ ИЗЫСКАНИЯ - ИСТОКИ РОДНОЙ РЕЧИ

     

    Некоторые причины «белых пятен» на карте лингвистического поиска

    В.К. Харченко

     

    Кафедра русского языка и методики преподавания

    Белгородский государственный университет

    ул. Победы, 85, Белгород, Россия, 308015

     

    Выявляются причины отставания в исследовании некоторых тем, сфер, областей современной лингвистики. Это трудности обособления предмета исследования (при наложении возрастных, гендерных, профессиональных и других параметров), закрытость личностной стороны жизни, понятийно-терминологические лакуны, неактуальность целого ряда жанров, приоритет «минуса» над «плюсом» при фиксации услышанного.

    Ключевые слова: «белые пятна» на карте исследований, методика сбора материала, интонация, геронтолингвистика, инскрипт, лозунг.

     

     

    Явление табуирования в народном мышлении и диалектной речи

    И.В.Пенюкова

                                                 

    Кафедра теории и истории русского языка

    Брянский государственный университет им. акад. И.Г.Петровского

    Ул. Бежицкая, 14, Брянск, Россия, 241037

     

    В статье на материале лексики юго-западных говоров Брянщины исследуются процессы табуирования в сфере лексики народной медицины. Автор придерживается убеждения, что очень многие научно-медицинские термины восходят к народным истоками и это находит своё подтверждение в исследовании фактического материала данной тематической группы.

    Ключевые слова:медицинская лексика, тематическая группа, процесс табуирования, русские говоры, процесс языкового развития, полисемия, омонимия.

    ACTUAL PROBLEMS OF STUDYING RUSSIAN AND METHODS OF ITS TEACHING

     

     

    The historical and semantical approach tоteaching Russian as naturally determined stage of development of methods of teaching Russian in XX century

    V.S. Sipan

     

    Faculty of educational technologies in philology

    The Russian state pedagogical university of a name of A.I.Herzen

    V.О. 1-st line, 52, St.-Petersburg, Russia

     

    The article reflects the results of research in the evolution of semantic and historic approach to teaching Russian in methods of teaching Russian in Russia in the 1930s.

    Keywords:semantics, the history of language, language teaching, methodology, Russian school traditions

     

     

    The synonymy of idiom sentences in the artistic text

    N.A. Puzov

     

    The chair of modern Russian language

    TransnistrianState Universitynamed after T.G.Shevchenko

    Dvadtsat-pyatogo octyabrya street, 128, Tiraspol, 3300 - - MD

     

    The article is considering the synonymy of simple idiom sentences meaning “the higher degree of quality and quality estimation» and complex idiom sentences with time relations between parts in the works of Russian writers. Structural, semantic and functional features of synonymic idiom sentences and the peculiarities of these synonymic lines have been revealed.

    Keywords:idiom sentences, synonymy, a synonymic line, a dominant.

     

     

    Cognitive aspect of metonymy

    V.A. Romanenko

     

    The chair of functional linguistics

    The Institute of Language and Literature

    The State University named by T.G. Shevchenko

    25Oktyabrya str., 128, Tiraspol, Pridnestrovje, MD-3300

     

    The article is dedicated to the analysis of the cognitive aspect of metonymy as a specific mechanism to form linguistic and cultural image of the world.

    Keywords:cognitive aspekt, metonymy, linguistic and cultural image of the world.

     

     

    The sphere of military concepts and the concept of “blank weapon (sword)" in the language picture of the world of the Russians in comparison with other linguistic cultures

    L.N. Tretyakova

     

    People’ s Friendship University of Russia

    Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

     

    This article is devoted to the sphere of military concepts and the concept of  “blank weapon (a sword). The entity of this concept and symbol and its features are being defined in the article. We are also investigating the evolution of the concept.

    Keywords: the sphere of military concepts, a military concept, symbol and concept “sword”, myth, archetype

     

     

     

    Verbalization peculiarities of the sphere of concepts of “personality speech behavior” in the system of nominative units of the Russian language

    A.V. Poselenova

     

    Volzhsky Politechnical Institute (affiliate)

    of Volgograd State Technical University

    404121,Volzhsky, Engels st. 42a

     

    In the article verbalization peculiarities of the sphere of concepts of “Personality speech behaviour” in Russian vocabulary notably in the system of nominations of the Russian language are considered with the help of analyzing fundamental  concept names of communicative personalities, defining their system connections and initial identification of their content and structure.

    Keywords:speech behaviour, communicative personality, concept.

     

     

    Non-verbal discourse in structure of speech and behavior potential of communicant

    T.L. Muzychuk

     

     Department of Russian language

    Irkutskstate university of communication lines

    Chernyshevskogo st. 15, 664074 Irkutsk, Russia

     

     The author analyzes nonverbal dialogical fragments of art prose from the point of view of realization  verbal  (Language behavior) (rechepovedenchesky) potential of the addressee in them developing under influence of "the factor of a speaking person (speaker)".

    Keywords: a discourse, a nonverbal discourse, verbal (Language behavior) (rechepovedenchesky) potential.

     

     

    On the term ‘synonymic and varied row’ (to define metalanguage of functional and communicative grammar of Russian language)

    А.Е. Ruban

     

    Department of Russian Language for Foreign Students in Philology

    MoscowState Universityof M.V. Lomonosov

    119991, Moscow, Leninskie Hills

     

    This article is devoted to the new linguistic term ‘synonymic and varied row’ that has been recently introduced in the functional and communicative grammar. Our research is based on the material of Russian temporal adverbs. Here we try to reveal certain criteria for choosing correct adverb in the certain context and illustrate how it works.

    Keywords:synonymic and varied row, adverb, functional and communicative grammar, lexical and synonymic variant, lexeme. 

     

     

    Linguistic characteristics of the images of justiciaries in Russian fables of XVIIITh – XXth centuries: linguocultural analysis

    S.S.Mikova

     

    Department of Russian Language and Methods of Its Teaching

    Russian People's Friendship University

    Miklucho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

     

    The article labors the main language units used to create images of justiciaries in Russian fables. As it is shown in the article, the choice of different units depends not only on individual manner of writing, but also on social and historical conditions. The genesis of fable stereotypes is described in connection with their usage in Russian folklore.

    Keywords: national and cultural information, national objects entitlements, lingual means, epithet, comparison, periphrasis.

     

     

    FORIENG LANGUGES: LINGUISTICS RESEARCHES, METHODS OF ITS TEACHING

     

    Comparative analyses on english and russian speakers’ communicative behavior in particular situation: giving advice to a friend

    A.Y. Arkhipenkova

     

    Department of Foreign Languages

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklucho-Maklay str. 6, 117198 Moscow, Russia

     

    The article examines differences in communicative strategies and linguistic means used by English and Russian speakers in a particular situation and suggests communicative rules for the Russians when speaking English

    Key-words:solicited advice, unsolicited advice, communicative strategies, linguistic means, giving advice.

     

     

    On the professional competence of a specialist in conference diplomacy

    Y.A. Yermoshyn

     

    Faculty of International Relations

    BelarusianState University

    Akademicheskaya str., 25, Minsk, Belarus, 220072

     

    The article focuses on the professional activity of a specialist in conference diplomacy and the knowledge, skills and qualities ensuring its efficiency and successfulness.

    Keywords:professional competence, activities, conference diplomacy, official public speaking, producing public speech in English.

     

     

    NEW METHODICAL PROJECTS

     

    Common solid errors made by students in speech in their polish classes

    T.V. Vernikovskaya

     

    BelarusianMilitary Academy

    Fohel Street, Minsk, 220057

     

    It deals with a classification of common solid errors made by students in grammar constructions of the Polish language and it provides the information that learners need to correct their grammar errors. Moreover, it states the necessity to work out not Polish but Polish and Russian grammar rules based on the comparison between the mother tongue and a foreign language.

    Keywords: verbal error, grammar, standard, foreign language, comparative material.

     

     

    Artistic text in teaching Russian as a foreign language to foreign students non-philologists at the elementary level

    A.V. Brygina, G.S. Zorina

     

    The Department of Linguistics and Cross-Cultural Communications of The Foreing Languages and Area Studies Faculty

    LomonosovMoscow State University

    31/1, Lomonosovsky pr., 119192 Moscow, Russia

    The Russian Language Department of The Medical Faculty

    Russian Peoples’ Friendship University

    6, Miklukho-Maklay str., 117198 Moscow, Russia

     

    In this article we present a project of a manual on Russian as a foreign language based on artistic texts. We also propose principles of adaptation of the artistic text for the cultivation of speech skills at the elementary level and exercises oriented on the state education standards. The authors rest upon their practice of teaching foreign students.

    Keywords: artistic text, Russian as a foreign language, adaptation of the text, methods of working with text.

     

     

    EXPEDITION: FIELD SEACHING -- SOURCE OF NATAL SPEACH

     

    The problem of veto processes in folk mentality and dialect speech

    I.V. Penyukovа

     

    Department of the theory and history of the Russian language

    BryanskState University

    Bezhickaya str.,14, Bryansk, Russia, 241037


     This article deals with veto processes (forbidden words) in the vocabulary of folk medicine on the basis of phonetic corpus of south-western patois of  Bryansk region. The author is convinced  that many scientific medical terms trace back to folk sources, and this fact is confirmed in the conducted research of the material of this thematic group.

    Keywords:medical vocabulary, topical group, veto processes, Russian dialects, language development, polysemy, homonymy.

     

     

    The causes of ‘blank spots’ on the map of contemporary linguistics

    V. Kharchenko

     

    Department of Russian language and teaching methodology

    BelgorodState University

    Pobedy  str., 85, Belgorod, Russia, 308015

     

    This paper reveals the causes of the decrease of the research interest to some realms of present-day linguistics. These are difficulties to chart the subject of research (while taking into consideration some parameters like age, gender, occupation and others), privacy limitations, the shortage of appropriate concepts, unfashionable genres, inattention to some fascinating trivia.

    Keywords: unexplored areas, data collection, intonation, gerontology linguistics, inscript, slogan.



    Учебный портал РУДН
    Информационный библиотечный центр
    РУДН - практики и трудоустройство
    Видеотрансляции РУДН
    Корпоративная почта
     Диссертационные советы РУДН
      Преподаватели РУДН
      Заполнить уведомление в ФМС
      Портал ЕИС
      Мобильная версия
      ТУИС - Телекоммуникационная учебно-информационная система

    Круглосуточный интернет телеканал РУДН
    Youtube
    Википедия (рус)
    Википедия (англ)
    Вконтакте
    Facebook
    Twitter
     Instagram
    О РУДН в СМИ

    Инновационные услуги


    Существуют ли в РУДН подготовительные школы или курсы?
           Другие вопросы 

    Сайты РУДН в домене rudn.ru
    Сайт "55 лет РУДН"
    В РУДН с визитом
    Здоровый образ жизни
    Кабинет психологической помощи
    Управление по науке и инновациям 
    Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК)
    Научные журналы РУДН
    Портал Гуманитарное образование
    Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
    Факультет повышения квалификации медицинских работников
    Центр компьютерного обучения и тестирования - ТЕСТ-КОМП
    Центр изучения печени медицинского института РУДН
    Студенческий форум РУДН
    Центр прикладных информационных технологий
    Сетевой университет Содружества Независимых Государств
    ТВ РУДН
    Автошкола РУДН
    Издательство РУДН
    Дистанционное обучение (МООС курсы)
    Наука и образование против террора
    Ведущие профессора и курсы, читаемые в РУДН

    Открытый диалог

    Доступ к архивным разделам и страницам сайта, посвященным завершившимся мероприятиям и проектам


    Инновационная образовательная программа РУДН
    Центр исторической экспертизы и Государственного прогнозирования молодежное отделение РИО
    Всероссийская студенческая олимпиада по международным отношениям и глобальным исследованиям
    Понедельник   5 12 19 26  
    Вторник   6 13 20 27  
    Среда   7 14 21 28  
    Четверг 1 8 15 22 29  
    Пятница 2 9 16 23 30  
    Суббота 3 10 17 24 31  
    Воскресенье 4 11 18 25    



















































    счетчик

    © 2006-2016 Все права защищены “Российский университет дружбы народов”
    Поддержка сайта: pr@pfur.ru | Контактная информация
    Разработано: ОВИТ РУДН | СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТА