На главную 5-100
Поступающим Выпускнику
Студенту Аспиранту
Текущая успеваемость студентов РУДН
Карта сайта
Почта
English version
fran
espaniol
Chine
Arabish
Размер шрифта:   0 1 2 3
Новости
Учебные подразделения и центры























 

     

    О СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ И ЭТНИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

    А.Е. Капишин

    Кафедра социологии

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    В статье представлена критика распространенного утверждения о прогрессивном характере мировых монотеистических религий. Автором обозначены различия в понимании социальной природы религий в разных культурах: религия как личное служение Богу; религия как долг уважения по отношению к обществу, его богам и предкам; религия как путь знания. Этнические религии рассматриваются прежде всего как социальные; метафизические — как религии элит.

    Ключевые слова: религия, монотеизм, социальные религии, унификация.

    ON THE SOCIAL NATURE OF MONOTHEISTIC AND ETHNIC RELIGIONS

    A.E. Kapishin

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    The article presents criticism of a widely spread assertion of the “progressive nature” of the world’s monotheistic religions. The author identifies the differences in understanding the social nature of religions in different cultures: religion as private faith; religion as the duty of respect towards the community, its Gods and ancestors; religion as the “path of cognition”. Ethnic religions are considered, primarily, as social ones; while “metaphysical” religions are viewed as religions of the elites.

    Key words: religion, monotheism, social religions, unification.

     

    НАСИЛИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И АНАЛИЗА НАСИЛИЯ В КОЛУМБИИ

    Ф. Дуке-Посада

    Национальный институт для глухих

    Министерства образования Колумбии

    ул. Каррера 57С, 64А-29, Богота, Колумбия

    Природа и характер насилия рассматриваются сквозь призму национальной культуры с использованием феноменологического и герменевтического подходов (предпринимается попытка выстроить герменевтику насилия). Предлагаемая концептуальная модель требует детального изучения большого круга знаков, символов и норм культуры, чтобы объяснить акты насилия, а также понимания ограничений различных интерпретаций насилия как социокультурного феномена, что обусловливает открытый характер любых его исследований и многоаспектность итоговой интерпретации причин и сути актов насилия в колумбийском обществе.

    Ключевые слова: насилие, культура, герменевтика насилия, отрицание Другого, генеалогия, исключение, власть.

    VIOLENCE AS A CULTURAL PHENOMENON: SOCIOLOGICAL CONCEPTUALIZATION AND ANALYSIS OF VIOLENCE IN COLOMBIA

    Fernando Duque Posada

    National Institute for the deaf

    Ministry of Education, Colombia

    Carrera 57C No. 64A-29 Bogotá D.C.

    In this article the nature and features of violence are considered through the prism of national culture with the help of the phenomenological and hermeneutical approaches (attempting to construct the hermeneutics of violence). The proposed model requires a detailed study of a great number of signs, symbols and norms of culture in order to explain acts of violence, as well as to understand the limitations of various interpretations of violence as a socio-cultural phenomenon, which conditions an open nature of any studies of violence and multifold interpretation of the causes and essence of acts of violence in Colombian society.

    Key words: violence, culture, hermeneutics of violence, negation of the Other, genealogy, exclusion, power.

     

    МЕТОД ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ

    В.А. Журавлёва

    Отдел социологических исследований

    Аналитический центр «Видео Интернешнл»

    ул. Осенний бульвар, 23, Москва, Россия, 121609

    В статье рассматриваются методологические сложности, возникающие при применении метода экспертного оценивания. Раскрываются основные этапы формирования и становления метода, а так- же строится модель для случая неопределенностных систем. Обосновывается уникальность метода экспертного оценивания при изучении особого класса явлений, которые не могут быть раскрыты другими методами, в том числе с учетом специфики состояния современного общества.

    Ключевые слова: экспертная оценка, среда, неопределенностная система, повседневность, контент, модель метода экспертного оценивания, прогнозирование.

    THE METHOD OF EXPERT JUDGMENT: A HISTORICAL EXPLICATION AND THE MODERN MODEL

    V.A. Zhuravleva

    Department of sociological research

    Analytical Centre «Video International»

    Ossenniy blvd., 23, Moscow, Russia, 121609

    The methodological problems of the expert judgment method are examined in this article. The author describes the basic stages of forming and applying this method, and builds a model for cases of non-definable systems. The unique nature of the expert judgment method is substantiated while studying a special class of phenomena, which cannot be analyzed with other methods, including those considering the specific state of modern society.

    Key words: expert judgment, medium, a non-definable system, routine, content, a model of the expert judgment method, forecasting.

     

    СИСТЕМА ЭМПИРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

    И.А. Аграновская

    Кафедра социологии

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    Статья посвящена проблеме построения системы эмпирических показателей, используемой для изучения экологического сознания населения. Рассматриваются различные типологии и возможности классификаций категорий населения по отношению к экологическим проблемам (экологическим рискам) на основе исследований российских и немецких специалистов.

    Ключевые слова: экологическое сознание, экологические риски, социальные показатели, эмпирические индикаторы, социально-экологический мониторинг.

    IN THE STUDY OF ECOLOGICAL AWARENESS

    I.A. Agranovskaya

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    The article is devoted to building a system of empirical characteristics, used in the study of the population’s ecological awareness. The author considers various typologies and possibilities for the classification of the population’s categories in terms of their awareness of ecological problems (environmental risks) on the basis of research conducted by Russian and German experts.

    Key words: ecological awareness, environmental risks, social indices, empirical characteristics, social- environmental monitoring.

     

    СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

    М.Д. Завгородний

    Кафедра социологии

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    В статье рассматриваются существующие в научной литературе определения социальной активности и предпринимается попытка составить собственное, чтобы впоследствии, описав специфику виртуального пространства на основе актуальных исследований его отечественного сегмента, предложить вариант определения социальной активности, пригодный для анализа феноменов взаимодействия и коммуникации в компьютерной сети Интернет.

    Ключевые слова: социальная активность, виртуальное пространство, Интернет, компьютеризация, молодежь.

    SOCIAL ACTIVITY IN THE INTERNET

    M.D. Zavgorodniy

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    The article reviews the definitions of social activity, existing in the scientific literature, and the author attempts to formulate his own definition so that subsequently, having described the specific nature of the virtual space on the basis of the latest studies of its Russian segment, it would be possible to propose a variant of the definition of social activity suitable for the analysis of the phenomena of interaction and communication in the Internet computer network.

    Key words: social activity, virtual space, the Internet, computerization, young people.

     

    ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В МОСКВЕ: ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ

    А.Т. Гаспаришвили

    Лаборатория изучения общественного мнения

    Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

    ул. Большая Никитская, 5, Москва, Россия, 125009

    А.Ю. Смоленцева

    Институт развития образования

    НИУ — Высшая школа экономики

    ул. Мясницкая, 20, Москва, Россия, 101000

    Статья основана на результатах социологического исследования трудовых мигрантов из Центральной Азии в Москве и Московском регионе. Одним из ключевых вопросов исследования являлась оценка степени адаптированности мигрантов к жизни в столице. Этот вопрос в статье рассматривается как с точки зрения экспертов по проблемам трудовой миграции, так и самих трудовых мигрантов.

    Ключевые слова: трудовые мигранты, адаптация, Центральная Азия, рынок труда.

    MIGRANT WORKERS FROM CENTRAL ASIA IN MOSCOW: ADAPTATION ISSUES

    A.T. Gasparishvili

    Laboratory of public opinion studies

    M.V. Lomonosov’s Moscow State University

    Bolshaya Nikitskaya str., 5, Moscow, Russia, 129626

    A.Yu. Smolentseva

    Institute of education development

    NRU — Higher School of Economics

    Myasnitskaya str., 20, Moscow, Russia, 101000

    The article is based on the results of the survey of migrant workers from Central Asia in Moscow and Moscow region. One of the key issues of the study was the degree of adaptation of migrants to life in the capital. The article discusses the issue both from the point of view of experts on labor migration and of the migrants themselves.

    Key words: migrant workers, adaptation, Central Asia, the labor market.

     

    ИДЕНТИЧНОСТИ МИГРАНТОВ ПЕРВОЙ-ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ВОЛН ИЗ РОССИИ (СССР)

    (на примере Германии)

    В.А. Базанов

    Калужский государственный университет

    Университет Людвига-Максимилиана (Мюнхен, Германия)

    ул. Унтерхакхингер, 43, Мюнхен, Германия, 81737

    Автор делает попытку в формате качественного социологического исследования сопоставить ценностные (культурные) системы общностей представителей разных волн миграции. Основой различия российских диаспор является специфика базовой идентичности и целей пребывания вне страны происхождения. Отмечена «монополия» страны исхода как индикатора идентификации; диагностируется возможность появления «конкурента», но не в краткосрочной перспективе.

    Ключевые слова: идентичность, диаспора, религия, русское зарубежье.

    THE IDENTITY OF MIGRANTS FROM RUSSIA OF THE FIRST_SECOND AND THIRD WAVES

    (example of Germany)

    V.A. Bazanov

    Kaluga State University

    Ludwig-Maximilian University (Munich, Germany)

    Unterhakhinger str., 43, Munich, Germany, 81737

    The article represents an attempt in the format of qualitative sociological research aimed to compare the value-based (cultural) systems of communities formed by different migration waves. The key differentiating feature of the Russian diasporas is the specific basic identity and the purpose of residence outside the country of origin. The author points to the “monopoly” of the country of origin as a characteristic of identification; he also analyzes the possibility of “rivalry”, though not in a short-term perspective.

    Key words: identity, diaspora, religion, Russian ‘foreigners’.

     

    РЫНОК ТРУДА В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ: К ВОПРОСУ О РОЛИ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

    И.О. Тюрина

    Институт социологии РАН

    ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, Россия, 117218

    О.А. Атисков

    Кафедра социологии

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 Статья посвящена определению и анализу факторов, способствующих интенсификации направленных в РФ миграционных потоков и расширению практик использования иностранной рабочей силы, ставших характерной чертой занятости в современной российской экономике. Особое внимание уделяется истории и особенностям формирования и развития, а также специфике текущего состояния национального рынка труда, обуславливающим потребность в привлечении трудовых ресурсов из-за рубежа. Отмечается, что ситуация, складывающаяся на рынке труда пореформенной России, характеризуется рядом негативных тенденций, наблюдаемых в области формирования трудовых ресурсов, преодоление которых возможно, в частности, за счет импорта иностранной рабочей силы. Оценивается экономическое и социальное влияние присутствия международных трудовых мигрантов на российском рынке труда на экономику страны и общество в целом. Рассматриваются и анализируются типичные для российских граждан представления о миграции и мигрантах.

    Ключевые слова: российский рынок труда, иностранная рабочая сила, показатели занятости и безработицы, теневая экономика, демографический фактор, миграционный прирост, трудовые мигранты и принимающее сообщество.

    THE LABOR MARKET IN POST-REFORM RUSSIA: THE ROLE OF FOREIGN LABOR FORCE IN TODAY’S RUSSIAN ECONOMY

    I.O. Tiurina

    Institute of Sociology, RAS

    Krzhizhanovsky str., 24/35, bl. 5, Moscow, Russia, 117218

    O.A. Atiskov

    Chair of Sociology

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklay str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    The article is devoted to identifying and analyzing the factors which intensify migration to the RF and are conducive to expanding the practice of using foreign labor force, characteristic of employment in today’s Russian economy. Special attention is given to the history and peculiar features of the formation and development of the current national labor market, as well as to its specific nature, resulting in the need to bring in workers from abroad. The authors point out that today the situation in the labor market in post-reform Russia is characterized by a number of negative trends in the sphere of forming labor resources, which can be overcome, among other things, by importing foreign workers. The authors also assess the economic and social effects of the presence of foreign labor migrants in the Russian labor market on the country’s economy and society as a whole. Views on migration and migrants typical of Russian citizens are considered and analyzed.

    Key words: the Russian labor market, foreign labor force, indicators of employment and unemployment, shadow economy, demographic factor, migration growth, labor migrants and the receiving community.

     

    ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ

    (по результатам исследования в г. Стерлитамак)

    Е.В. Фролова

    Кафедра государственного, муниципального управления

    и социальной инженерии

    Российский государственный социальный университет

    ул. Лосиноостровская, 40, Москва, Россия, 107150

    Развитие инфраструктуры современных муниципальных образований является одной из актуальных проблем современного российского государства. В статье анализируются результаты исследований, описывающих особенности функционирования инфраструктуры крупных городов России. Плохое состояние городских дорог, низкое качество медицинских услуг, неэффективное функционирование культурно-досугового комплекса — эти проблемы сегодня остро стоят перед населением больших городов.

    Ключевые слова: инфраструктура, социальная инфраструктура, дорожное хозяйство, потребительский рынок.

    THE PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF THE INFRASTRUCTURE IN RUSSIAN BIG CITIES

    (study in Sterlitamak)

    E.V. Frolova

    Chair of State and municipal government and social engineering

    Moscow State Social University

    Losinoostrovskaya str., 40, Moscow, Russia, 107150

    The development of the infrastructure in modern municipal entities is one of the most pressing problems of the Russian state. This article focuses on the analysis of the results of researches, which describe the characteristics of the infrastructure in big cities of Russia. The poor condition of urban roads, poor quality of health services, inefficient functioning of the culture and leisure complex — these problems are very important today for the population of big cities.

    Key words: the infrastructure, social infrastructure, roads, the consumer market.

     

    ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ЭТНОМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА*

    Е.М. Гудзенко

    Кафедра социологии

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    Рассмотрены существующие направления исследований национальных особенностей и кросс- культурных различий в рамках этнометрического подхода. Анализируется концепция измерений культуры социолога Г. Хофстеда, а также методика изучения кросскультурных взаимодействий и типологии организационной культуры Ф. Тромпенаарса. Отдельно рассматривается международный проект World Values Survey, посвященный изучению культурных особенностей различных стран.

    Ключевые слова: этнометрия, кросскультурные исследования, организационная культура, межкультурное взаимодействие, изучение ценностей.

    A STUDY OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE ETHNOMETRIC APPROACH

    E.M. Gudzenko

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    The article describes the current areas of research in the field of national particular features and crosscultural distinctions in the framework of the ethnometric approach. The author analyzes the following conceptions: G. Hofstede’s cultural dimensions theory, F. Trompenaars’ method of studying the cross-cultural interaction and types of organizational culture. Special attention is given to the World Values Survey project initiated by R. Inglehart and devoted to studying cultural particular features in different countries.

    Key words: ethnometrics, cross-cultural research, organizational culture, intercultural interaction, world values study.

     

    МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ

    Т.А. Иванова

    Институт экономических стратегий

    (Отделение общественных наук РАН)

    Сретенский б-р, 6-1, Москва, Россия, 101000

    Автор анализирует шесть основных моделей потребительского поведения в современном обществе и специфику задач маркетинговых служб компаний на данной стадии его развития. В представленных моделях учитываются: мотивы выбора продукта, степень осознанности и самостоятельность выбора, степень потребительской удовлетворенности продуктом, направления и возможности влияния на потребительский выбор путем маркетингового, рекламного стимулирования. Автор полагает, что данные модели могут служить основой для формирования эффективных стратегий маркетинга, так как описывают потребителя на всех стадиях его действий в процессе приобретения про- дуктов, накопления и анализа опыта их использования.

    Ключевые слова: маркетинговые стратегии, общество потребления, поведение потребителей, рациональный потребитель, иррациональный потребитель, мотивированный потребитель, потребитель-конформист, зомбированный потребитель, этичный потребитель.

    MODELS OF CUSTOMER BEHAVIOR AS A BASIS OF MARKETING STRATEGY

    T.A. Ivanova

    Institute for economic strategies

    (Social sciences division of the Russian Academy of Sciences)

    Sretenskii blvd., 6-1, Moscow, Russia, 101000

    The article is devoted to the analysis of six main models of customer behavior in contemporary society and the specific tasks of marketing departments of companies at today’s stage of development. The given models take into consideration: motives for choosing a product, the degree of product awareness and independence of choice, the degree of customer satisfaction with the product, lines and possibilities of making an impact on customer choice through marketing and promotion stimulation. The author believes that these models may serve as a basis in the formation of effective marketing strategies, as they describe the customers in all the stages of their actions in the process of buying products, accumulating and analyzing the experience of using them.

    Key words: marketing strategies, consumer society, customer behavior, “rational customer”, “irrational customer”, “motivated customer”, “customer-conformist”, “customer-zombie”, “ethical customer”.

     

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИОЛОГИИ И СТАТИСТИКИ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

    Е.А. Кечина

    Кафедра социологии

    Белорусский государственный университет

    ул. Кальварийская, 9, Минск, Республика Беларусь, 220004

    В статье представлены основы теоретико-методологической концепции взаимодействия социологии и статистики, ориентированной на повышение эффективности научно-познавательных и эмпирических ресурсов обеих наук в изучении общества.

    Ключевые слова: социология, статистика, взаимодействие социологии и статистики, формы взаимодействия социологии и статистики.

    THE INTERACTION OF SOCIOLOGY AND STATISTICS: THE CONCEPT AND THE STRUCTURE

    Е.А. Kechina

    Sociology Chair

    Belorussian State University

    Kalvaryiskaia str., 9, Minsk, Republic of Belarus, 220004

    The article is devoted to the basic notions of the theoretical and methodological idea of interaction between sociology and statistics, aligned with enhancing the efficiency of the research-educational and empiric resources of both sciences in the study of society. Key words: sociology, statistics, interaction of sociology and statistics, forms of interaction of sociology and statistics.

     

    НАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И ДИНАМИКА ИНТЕРЕСОВ

    Е.А. Кафырин

    Московский государственный университет инженерной экологии

    ул. Старая Басманная, 21/4, Москва, Россия, 105066

    В статье кратко характеризуются исторические условия возникновения наций и очерчивается круг национальных интересов на основе атрибутивных свойств нации. Рассматривая национальные интересы как изменяющуюся величину, автор подчеркивает, что они зависят как от желаний простых людей, так и от возможностей государства направлять их в конструктивное русло. В соответствии с динамическими особенностями национальных интересов осуществляется их классификация, отмечается особая роль государства как выразителя национальных интересов.

    Ключевые слова: национальные интересы, базовые интересы, неосновные интересы, интеллектуальный потенциал, стратегическая мощь.

    NATIONS: FORMATION AND INTEREST DYNAMICS

    E.A. Kafirin

    Moscow State University of engineering ecology

    Staraya Basmannaya str., 21/4, Moscow, Russia, 105066

    The article gives a brief description of historic conditions leading to the formation of nations, and on the basis of attributive features of a nation the set of national interests is identified. Considering national interests as a variable, the author stresses that they depend both on the wishes of ordinary people and on the ability of the state to streamline them in a constructive manner. National interests are classified according to their dynamic characteristics, and the special role of the state as the mouthpiece of national interests is pointed out.

    Key words: national interests, basic interests, non-operating interests, the intellectual potential, strategic power. 



    Учебный портал РУДН
    Информационный библиотечный центр
    РУДН - практики и трудоустройство
    Видеотрансляции РУДН
    Корпоративная почта
     Диссертационные советы РУДН
      Преподаватели РУДН
      Заполнить уведомление в ФМС
      Портал ЕИС
    Мобильная версия

    Круглосуточный интернет телеканал РУДН
    Youtube
    Википедия (рус)
    Википедия (англ)
    Вконтакте
    Facebook
    Twitter
     Instagram
    О РУДН в СМИ

    Инновационные услуги


    Существуют ли в РУДН подготовительные школы или курсы?
           Другие вопросы 

    Сайт "55 лет РУДН"
    В РУДН с визитом
    Здоровый образ жизни
    Кабинет психологической помощи
    Управление по науке и инновациям 
    Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК)
    "Вестник РУДН" - электронная версия
    Портал Гуманитарное образование
    Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
    Факультет повышения квалификации медицинских работников
    Центр компьютерного обучения и тестирования - ТЕСТ-КОМП
    Центр изучения печени медицинского института РУДН
    Студенческий форум РУДН
    Центр прикладных информационных технологий
    Сетевой университет Содружества Независимых Государств
    ТВ РУДН
    Автошкола РУДН
    Издательство РУДН
    Дистанционное обучение (МООС курсы)
    Наука и образование против террора
    Ведущие профессора и курсы, читаемые в РУДН
    Горячая линия Ректора

    Доступ к архивным разделам и страницам сайта, посвященным завершившимся мероприятиям и проектам


    Инновационная образовательная программа РУДН
    Центр исторической экспертизы и Государственного прогнозирования молодежное отделение РИО
    Всероссийская студенческая олимпиада по международным отношениям и глобальным исследованиям
    Понедельник   5 12 19 26  
    Вторник   6 13 20 27  
    Среда   7 14 21 28  
    Четверг 1 8 15 22 29  
    Пятница 2 9 16 23 30  
    Суббота 3 10 17 24    
    Воскресенье 4 11 18 25    



















































    счетчик

    © 2006-2016 Все права защищены “Российский университет дружбы народов”
    Поддержка сайта: pr@pfur.ru | Контактная информация
    Разработано: ОВИТ РУДН | СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТА