На главную 5-100
Поступающим Выпускнику
Студенту Аспиранту
Текущая успеваемость студентов РУДН
Карта сайта
Почта
English version
fran
espaniol
Chine
Arabish
Размер шрифта:   0 1 2 3
Новости
Учебные подразделения и центры























 

    ЗОМИЯ: УСПЕШНЫЕ СТРАТЕГИИ БЕГСТВА ОТ ГОСУДАРСТВА

    Дж. Скотт

    Факультет/Программа аграрных исследований

    Йельский университет

    208209, Нью-Хейвен, Коннектикут 06520—8209, США

    Данная публикация представляет собой сокращенный перевод (2) первой главы книги Джеймса Скотта «The Art of Not Being Governed: An Anarchist History of Upland Southeast Asia» — «Искусство неуправляемой жизни: анархистская история высокогорий Юго-Восточной Азии» (New Haven and London: Yale University Press, 2009), вышедшей в серии «Yale Agrarian Studies». Она продолжает линию рассуждений, начатую Скоттом в работе «Благими намерениями государства: почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни»: центральная задача государства — контроль территорий и граждан, поэтому мобильные, самоуправляемые сообщества претят идее государственного строительства. Скотт предлагает иначе взглянуть на привычную нам историю человечества (фокусирующуюся исключительно на государственных институциях во всевозможных форматах), взяв в качестве примера Юго-Восточную Азию и проводя массу исторических и страновых аналогий.

    Ключевые слова: Зомия, бегство от государства, цивилизация, варварство, оседлый образ жизни, самоуправляющиеся сообщества.

    ZOMIA: SUCCESSFUL STRATEGIES OF FLIGHT FROM THE STATE

    J. Scott

    Faculty/Program of Agrarian Studies

    Yale University

    Yale University, Box 208209, New Haven, CT 06520—8209, U.S. A.

    This publication is a synopsis-translation of the first chapter from the book by James Scott “The Art of Not Being Governed: An Anarchist History of Upland Southeast Asia” (New Haven and London: Yale University Press, 2009), which came out in the “Yale Agrarian Studies” series. It continues the line of argument started by Scott in his work “Seeing Like a State: How Certain Schemes to Improve the Human Condition Have Failed”: the central task of the state is to control the territories and the citizens, this is why the mobile, self-governing communities are opposed to the very idea of national unity. Scott suggests that we take a different look at the conventional history of mankind (focusing exclusively on national institutes in all possible formats), taking the example of South-East Asia and drawing numerous historical and regional analogies.

    Key words: Zomia, flight from the state, civilization, barbarism, settled way of life, self-governing communities.

     

    «КОДЕКС ЧЕСТИ» РОССИЙСКОГО ЧИНОВНИКА: НАБРОСКИ К ПРОГРАММЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ*

    И.А. Шмерлина

    Центр методологии федеративных исследований

    Российская академия народного хозяйства и государственной службы

    при Президенте Российской Федерации

    Пречистенская наб., 11, Москва, Россия, 119034

    В статье представлена аналитическая реконструкция социального типажа российского чиновника. Работа выполнена в парадигме надличностного подхода с использованием концептуальных ресурсов теорий социального аутопойезиса Н. Лумана и бюрократии М. Вебера. Показано, что подобный подход способен достаточно тонко отразить психологические и поведенческие особенности социального типа чиновника, в том числе такую сущностную черту его профессионального этоса, как бюрократический формализм.

    Ключевые слова: чиновник, профессиональный этос, рациональная и патримониальная бюро- кратия, идеальный тип, аутопойезис, структурное сопряжение.

    THE RUSSIAN OFFICIAL’S “CODE OF HONOUR”: A DRAFT FOR THE EMPIRICAL RESEARCH PROGRAMME

    I.A. Shmerlina

    The Federal Research Methodology Center

    Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

    Prechistenskaya emb., 11, Moscow, Russia, 119034

    The article presents the analytical reconstruction of the Russian official’s social type. The work is implemented within the transpersonal approach paradigm and uses the conceptual resources of N. Luhmann’s theory of social autopoiesis and M. Weber’s theory of bureaucracy. The article shows that this approach can give a sufficient approximation of the psychological and behavioral features of the official’s social type, including such an intrinsic feature of its professional ethos as bureaucratic formalism.

    Key words: a Russian official, professional ethos, rational and patrimonial bureaucracy, the ideal type, autopoiesis, structural coupling.

     

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ*

    А.Г. Тертышникова

    Кафедра социологии

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    Статья посвящена изучению социальных представлений об интеллигенции и интеллигентном человеке. Автор ставит в качестве основной цели изучение социальных представлений об интеллигенции на эмпирическом уровне на основе комплексного анализа с помощью специально разработанных методик. Проведенное исследование позволяет реконструировать образ интеллигенции и интеллигентного человека на основе социальных представлений.

    Ключевые слова: интеллигенция, интеллигентный человек, социальные представления, контент-анализ, метод неоконченных предложений.

    METHODOLOGICAL AND METHODIC ASPECTS OF STUDYING SOCIAL REPRESENTATIONS OF INTELLIGENZIA

    A.G. Tertyshnikova

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Macklay str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    The article is devoted to studying social representations of the intelligenzia and the intellectual. The author’s main aim is to study social representations of the intelligenzia on the empirical level on the basis of a complex analysis applying specially elaborated techniques. The completed study allows us to reconstruct the image of the intelligenzia and the intellectual proceeding from social representations.

    Key words: the intelligenzia, the intellectual, social representations, content analysis, the method of unfinished sentences.

     

    НЕКЛАССИЧЕСКИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: КАК ВЛАСТЬ УЧРЕЖДАЕТ КООПЕРАЦИЮ

    А.А. Куракин

    Центр аграрных исследований Российская академия народного хозяйства

    и государственной службы при Президенте РФ

    Пречистенская наб., 11, Москва, Россия, 119034

    Известная своими агрохолдингами Белгородская область осуществляет проект по развитию сельскохозяйственной кооперации. Интервью с руководством двух кооперативов показали, что они пока далеки от классического ее идеала. В большей степени они напоминают посредников между сельхозпроизводителями и потребителями их продукции. Власть организовала для них защищенную рыночную нишу, для которой характерна не столько конкуренция, сколько административные переговоры. Тем не менее история говорит о том, что первые шаги по развитию кооперации нередко делались подобным образом.

    Ключевые слова: кооперация, сельское хозяйство, Белгородская область, государственное регулирование, рыночная ниша.

    NONCLASSIC AGRICULTURAL COOPERATIVES IN BELGOROD REGION: HOW LOCAL AUTHORITIES ESTABLISH COOPERATION

    A.A. Kurakin

    The Center for Agrarian Studies

    Russian Presidential Academy of National Economy

    and Public Administration

    Prechistenskaya emb., 11, Moscow, Russia, 119034

    The agricultural co-operation development project is carried out in Belgorod region which is known for its agro-holdings. The interviews with the leaders of two co-operatives have shown that they are still a far cry from its classic ideal. To a great extent, they are closer to being mediators between the agricultural producers and consumers of their produce. The local authorities have built for them a well-protected market niche, characterized not so much by competition, but rather by administrative bargaining. Nevertheless, we know from the history of co-operation that the first steps were often made similarly.

    Key words: co-operation; agriculture; Belgorod region; state regulation; a market niche.

     

    РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧНОСТИ УДМУРТОВ

    Р.М. Шарачева

    Кафедра политологии, социологии и права

    Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова

    ул. Студенческая, 7, Ижевск, Удмуртская Республика, Россия, 426069

    В статье рассматривается процесс формирования этничности удмуртов. Представлена историческая справка об удмуртском национальном движении. Показаны особенности общественных движений и их роль в формировании этничности удмуртов.

    Ключевые слова: этничность, национальные общественные организации, этнофутуризм, дискурс.

    THE ROLE OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN FORMING THE UDMURT ETHNICITY

    R.M. Sharacheva

    Chair of Political Science, Sociology and Law

    Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov

    Studencheskaya str., 7, Izhevsk, Udmurt Republic, Russia, 426069

    The article considers the process of forming the Udmurt ethnicity. It presents a historical review

    of the Udmurt national movement. The author describes some distinctive features of social movements and their role in forming the Udmurt ethnicity.

    Key words: ethnicity, national public organizations, ethno-futurism; discourse.

     

    КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА*

    И.Л. Поздеев

    Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

    ул. Ломоносова, 4, Ижевск, Россия, 426000

    В статье на материале социологического исследования рассматриваются различные формы социальной активности студенческой молодежи полиэтничного региона, в том числе их участие в протестном движении. Автор отмечает, что студенчество в основном выбирает легальные формы отстаивания своих интересов. В молодежной среде достаточно высокий уровень толерантности в отношении к представителям других культур, что во многом обусловлено выработанным в региональном социуме многовековым опытом межэтнического сосуществования.

    Ключевые слова: конфликтный потенциал, этнос, социальная активность, межэтническое взаимодействие.

    THE СONFLICT POTENTIAL OF STUDENTS IN A POLYETHNIC REGION

    I.L. Pozdeyev

    Udmurt Institute of History, Language and Literature

    the Urals Branch of RAS

    Lomonosov str., 4, Izhevsk, Russia, 426000

    On the basis of sociological research the article examines various forms of social activity of students in a poly-ethnic region, including their participation in the protest movement. The author notes that the students mainly choose legal forms of protecting their interests. Among the young people, the level of tolerance as regards the representatives of other cultures, is quite high, which in many respects results from the centuries-old experience of inter-ethnic coexistence, accumulated in the regional community.

    Key words: conflict potential, an ethnic group, social activity, inter-ethnic interaction.

     

    РОССИЯ ГЛАЗАМИ СЕРБСКИХ СТУДЕНТОВ

    У.В. Шувакович, Я.С. Петрович

    Кафедра социологии

    Философский факультет

    Университет Приштины

    ул. Филипа Виньича, бб, Косовска Митровица, 38220, Сербия

    В статье представлены результаты эмпирического исследования взглядов студенчества Сербии, в частности восприятия студентами России с точки зрения имеющихся у них знаний и ассоциаций и источников их формирования. На примере особой социально-демографической группы, представ- ленной репрезентативной выборкой, авторами рассмотрено отношение студентов, которые учатся в вузах на севере Косово и Метохии, к России, а также иные факты, явившиеся предметом социологического изучения на общесербской студенческой выборке. Результаты опроса подтвердили, что у студенчества Сербии имеются вполне хорошие общие знания о России, что оно считает российский народ близким сербскому по причине общего славянского происхождения и православного вероисповедания и ставит Россию на первое место среди всех прочих стран по степени позитивности ее восприятия.

    Ключевые слова: сербское студенчество, отношение к России, опрос 2012 г., Косово и Метохия.

    RUSSIA IN THE EYES OF SERBIAN STUDENTS

    U.V. Šuvaković, J.S. Petrović

    Department of Sociology Faculty of Philosophy University of Priština

    Tem orary Head Office in Kosovska Mitrovica

    Filipa Višnjića bb, Kosovska Mitrovica, 38220, Serbia

    The paper is based on an empirical research of the attitudes of the student population in Serbia in terms of their opinions about Russia, the scope of their knowledge about that country and the sources on which they base their perception. In a separate stratum, on a representative sample, we studied the attitudes of the students in northern Kosovo to Russia, as well as other factors that were the subject of examination on the total student population in Serbia. In addition to the good general knowledge of Russia which was found, it was confirmed that Serbian students consider the Russian people close to them due to their Slavic origin and Orthodox belief and put Russia in the first place as a country toward which they have the most positive attitude.

    Key words: Serbian students, attitudes toward Russia, the 2012 survey, Kosovo and Metohija.

     

    СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВ СТРАН-СОСЕДЕЙ В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ*

    Н.П. Нарбут, И.В. Троцук

    Кафедра социологии

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    Описана методика проводимого на базе Социологической лаборатории РУДН социологического «измерения» устойчивых стереотипов массового молодежного сознания в отношении тех стран-соседей, которые наиболее близки нашей стране в геополитическом контексте. Представлены результаты исследования. Понимая и признавая условность и схематичность применяемого инструментария и полученных содержательных конструкций, авторы, тем не менее, полагают, что предложенная модель «измерения» вполне может стать основой для разработки и реализации более масштабных с точки зрения объемов анкеты и стратификационной структуры выборки проектов по изучению социальных представлений и проведению имиджево-страновых сравнений, в том числе в иных социокультурных контекстах.

    Ключевые слова: собирательный образ страны-соседа, стереотипные представления, опросный инструментарий, образ типичного представителя другой страны, Китай, Казахстан, Сербия.

    SOCIOLOGICAL EVALUATION OF NEIGHBOUR COUNTRIES’ IMAGES AS PERCEIVED BY RUSSIAN STUDENTS: METHODOLOGICAL AND CONTENT COMPONENTS

    N.P. Narbut, I.V. Trotsuk

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    The article identifies the methodological peculiarities and the results of the Sociology laboratory (PFUR) “measurement” of stable stereotypes in the mass youth consciousness regarding those neighbor countries which are the closest to our country in the geopolitical context. Understanding and recognizing the arbitrariness and schematic nature of the applied instruments and the resulting content constructions, the authors, nevertheless, believe that the suggested “measurement” model may become a perfect basis in developing and implementing projects on a larger scale in terms of the questionnaire volume and sample stratification structure, the projects being aimed at the study of social representations and image-country comparisons, including other socio-cultural contexts.

    Key words: a collective image of a neighbor country, stereotype representations, questionnaire instruments, the image of a typical representative of another country, China, Kazakhstan, Serbia.

     

    ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РУДН

    В 2008—2011 гг.*

    Ж.В. Пузанова, И.И. Демидова

    Кафедра социологии

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    В статье описывается опыт проведения исследований уровня этнической толерантности студентов РУДН. Дается краткое описание используемого инструментария исследования на основе шкалы Богардуса, индекса национальной дистанцированности, а также анализируется данные по уровню этнической толерантности по отношению к различным этническим группам и динамика показателей уровня толерантности студентов вуза за последние четыре года.

    Ключевые слова: этническая толерантность, социальная дистанция, уровень толерантности, шкала Богардуса.

    A STUDY OF THE ETHNIC TOLERANCE LEVEL AMONG THE STUDENTS OF PFUR IN 2008—2011

    Zh.V. Puzanova, I.I. Demidova

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    The article describes the studies of the level of ethnic tolerance among the students of PFUR. There is a brief description of the applied research instruments on the basis of Bogardus’ scale and the index of national distance status. The authors also analyze the data according to the level of ethnic tolerance to various ethnic groups and the changes in the students’ tolerance levels in the past four years.

    Key words: ethnic tolerance, social distance, the tolerance level, Bogardus’ scale.

     

    АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ∗

    Л.Ю. Бронзино, А.Е. Вольчина

    Кафедра социологии

    Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    Благодаря особому подходу к исследованию общества феноменологическая социология стала теоретико-методологической основой изучения ряда социальных явлений, условно обозначаемых как «субъективные». К таким явлениям относится адаптация — сложный социально-психологический процесс, связанный с погружением индивида в новое социокультурное окружение и, следовательно, провоцирующий неоднозначные сдвиги в личностном развитии. В статье описываются результаты проведенного в апреле 2012 г. исследования процессов адаптации студентов РУДН, осуществленного методом глубинного интервью в рамках данной теоретической парадигмы.

    Ключевые слова: адаптация, социализация, феноменологическая социология, глубинное интервью, студенты.

    ADAPTATION OF STUDENTS TO UNIVERSITY MILIEU: A SOCIAL-PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS

    L.Yu. Bronzino, A.E. Volchina

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    Phenomenological sociology, due to its specific approach to the study of society, has become the theoretical and methodological basis for analyzing a number of social phenomena, conventionally termed as “subjective”. To these phenomena we refer adaptation — a complex social-psychological process, involving the individual’s immersion into a new socio-cultural milieu and, consequently, initiating ambiguous shifts in personal development. The article describes the results of the research carried out in April, 2012 and focused on adaptation processes characteristic for PFUR students, with the analysis relying on the depth interview method within the framework of this theoretical paradigm.

    Key words: adaptation, socialization, phenomenological sociology, a depth interview, students.

     

    КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА В СИСТМЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТЯ ОРГАНИЗАЦИИ

    А.В. Неверов

    Кафедра социологии Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    Эффективность деятельности современных организаций напрямую связана с персоналом, его профессионально-квалификационными, личностными, социальными и прочими характеристиками. Управление социальным развитием позволяет добиться оптимального использования возможностей сотрудников и полному раскрытию их потенциала. Современная концепция социального развития организаций основана на применении широкого кругов аспектов, влияющих на трудовую деятельность персонала, что требует внедрение новых технологий в данный процесс. Оценка персонала выступает в роли эффективной технологии системы социального развития организации. В статье рассмотрена программа системы комплексной оценки персонала, описана ее методика, даны рекомендации по использованию, показан пример ее практического применения.

    Ключевые слова: социальное развитие организации, корпоративная социальная ответственность, комплексная оценка персонала.

    COMPLEX PERSONNEL ASSESSMENT IN THE ORGANIZATION’S SOCIAL DEVELOPMENT SYSTEM

    A.V. Neverov

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    The high performance of modern organizations is directly connected with the personnel, their professional skills, personal, social and other characteristics. Social development management makes it possible to achieve an optimal realization of the employees' abilities and open up their potential to the full. The modern conception of organizations' social development is based on applying a wide range of aspects which impact the personnel's labor activity, which requires introducing new technologies into this process. Personnel assessment acts as an effective technique in the social development system of an organization. The article examines the program of the complex personnel assessment system, describes its methods, gives recommendations as to its application, and provides an example of its practical application.

    Key words: an organization's social development, corporate social responsibility, complex personnel assessment.

     

    МЕТОД ФОКУС-ГРУПП: ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

    И.В. Чеховский

    Кафедра социологии Российский университет дружбы народов

    ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

    В статье рассматривается полный поэтапный алгоритм реализации исследования с использованием метода фокус-групп, включающий весь цикл — от получения запроса на исследование до презентации итогового отчета. Значительное внимание уделяется осуществлению работ и процедур и подготовке документов, которые необходимы при проведении практического исследовательского проекта.

    Ключевые слова: метод фокус-групп, этап исследования, исследовательский документ, процедура исследования.

    THE FOCUS-GROUP METHOD: STAGES OF THE RESEARCH

    I.V. Chekhovsky

    Sociology Chair

    Peoples’ Friendship University of Russia

    Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

    In this article the author examines the full stage-by-stage algorithm of implementing his research based on the focus-group method and including the whole cycle — from receiving the request for research to presenting the final report. Special attention is given both to carrying out the works and procedures, and to preparing the records essential in fulfilling a practical research project.

    Key words: the focus-group method, a research stage, research records, a research procedure.



    Учебный портал РУДН
    Информационный библиотечный центр
    РУДН - практики и трудоустройство
    Видеотрансляции РУДН
    Корпоративная почта
     Диссертационные советы РУДН
      Преподаватели РУДН
      Заполнить уведомление в ФМС
      Портал ЕИС
      Мобильная версия
      ТУИС - Телекоммуникационная учебно-информационная система

    Круглосуточный интернет телеканал РУДН
    Youtube
    Википедия (рус)
    Википедия (англ)
    Вконтакте
    Facebook
    Twitter
     Instagram
    О РУДН в СМИ

    Инновационные услуги


    Существуют ли в РУДН подготовительные школы или курсы?
           Другие вопросы 

    Сайты РУДН в домене rudn.ru
    Сайт "55 лет РУДН"
    В РУДН с визитом
    Здоровый образ жизни
    Кабинет психологической помощи
    Управление по науке и инновациям 
    Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК)
    Научные журналы РУДН
    Портал Гуманитарное образование
    Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
    Факультет повышения квалификации медицинских работников
    Центр компьютерного обучения и тестирования - ТЕСТ-КОМП
    Центр изучения печени медицинского института РУДН
    Студенческий форум РУДН
    Центр прикладных информационных технологий
    Сетевой университет Содружества Независимых Государств
    ТВ РУДН
    Автошкола РУДН
    Издательство РУДН
    Дистанционное обучение (МООС курсы)
    Наука и образование против террора
    Ведущие профессора и курсы, читаемые в РУДН

    Открытый диалог

    Доступ к архивным разделам и страницам сайта, посвященным завершившимся мероприятиям и проектам


    Инновационная образовательная программа РУДН
    Центр исторической экспертизы и Государственного прогнозирования молодежное отделение РИО
    Всероссийская студенческая олимпиада по международным отношениям и глобальным исследованиям
    Понедельник   5 12 19 26  
    Вторник   6 13 20 27  
    Среда   7 14 21 28  
    Четверг 1 8 15 22 29  
    Пятница 2 9 16 23 30  
    Суббота 3 10 17 24 31  
    Воскресенье 4 11 18 25    



















































    счетчик

    © 2006-2016 Все права защищены “Российский университет дружбы народов”
    Поддержка сайта: pr@pfur.ru | Контактная информация
    Разработано: ОВИТ РУДН | СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТА