Условия поступления и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в РУДН

Образование является неотъемлемым правом каждого человека и гражданина, имеющим важное значение не только для реализации его личностного потенциала, но и для создания справедливого и свободного общества. Именно эти принципы, в конечном итоге, и обусловливают устойчивое развитие социума на принципах демократии и равноправия. Таким образом, обеспечение и гарантия данного права является одной из первоочередных задач государства, вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры.

Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов в 2008 году. Страны, подписавшиеся под основными принципами Конвенции, берут на себя ответственность развивать, в том числе, так называемое инклюзивное образование, предоставляющее возможность прохождения обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее лица с ОВЗ) и инвалидам. Сам принцип инклюзивности подразумевает, что образование они будут получать на условиях его доступности для всех обучающихся с учетом обеспечения доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, при котором они будут являться интегральной частью естественного коллектива.

Для обучающихся, ставящих перед собой задачу получения высшего академического образования, подобный аспект приобретает особую актуальность. В то же время, обучающиеся, имеющие ограничения по здоровью, не должны испытывать никаких ограничений при освоении общих программ, рассчитанных на все категории обучающихся.

Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах (Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 г., Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и т. д.)

Российский университет дружбы народов создает возможности и осуществляет обучение лиц с:

  • нарушениями слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших;
  • нарушениями зрения – слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
  • нарушениями речи – общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • сложными дефектами, в том числе слепоглухотой;
  • расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • соматическими заболеваниями;
  • иными нарушениями в развитии.

Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Прием на обучение в РУДН осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее соответственно – контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.

В рамках контрольных цифр приема выделяется квота на обучение  по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований в размере не менее 10% от общего объема контрольных цифр, выделенных Университету на очередной год по каждой специальности и (или) направлению подготовки (пункт №7 Правил приёма в РУДН).

Право на прием на обучение в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения испытаний, в соответствии со ст. 71 п. 5 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ имеют:

  • дети-инвалиды,
  • инвалиды I и II групп,
  • инвалиды с детства,
  • инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (пункт 34 Правил приёма в РУДН).

Дети-инвалиды и инвалиды могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые Университетом самостоятельно по всем общеобразовательным предметам, по которым им предоставлено такое право, либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с использованием результатов ЕГЭ по другим общеобразовательным предметам (пункты 21 и 22 Правил приёма в РУДН).

Преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях в соответствии с пп. 2, 11 п. 7 ст. 71 Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ предоставляется:

Учет индивидуальных достижений

Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых  учитываются при приеме на обучение в соответствии с установленными правилами приема в Университет на соответствующие образовательные программы. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов. Поступающий предоставляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений.

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета.

Баллы за перечисленные индивидуальные достижения суммируются. Начисляется не более 10 баллов суммарно.

Документы, необходимые для поступления:

  • При поступлении на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах квоты поступающий одновременно с подачей заявления о приеме подает заявление о согласии на зачисление с приложением оригинала документа установленного образца об образовании в одну из образовательных организаций, выбранных им для зачисления, на одно направление подготовки или специальности. Срок завершения предоставления заявлений о согласии на зачисление и оригиналов документов – 26 июля 2018 г. в 18:00 по местному времени, если указанные лица одновременно подали заявления о приёме в две и более организаций высшего образования в соответствии с пунктом 69 Правил приёма в РУДН. В заявлении необходимо указать сведения о создании для поступающего специальных условий для проведения вступительных испытаний в связи с ограниченными возможностями его здоровья или инвалидностью (с указанием перечня вступительных испытаний и специальных условий).
  • Документ (документы), удостоверяющий личность, гражданство.
  • Документ установленного образца об образовании.
  • Документ, подтверждающий ограниченные возможности здоровья или инвалидность.

При этом документ, подтверждающий инвалидность, ограниченные возможности здоровья, принимается Университетом, если срок его действия истекает ранее дня завершения приема документов и вступительных испытаний, но не ранее дня подачи заявления о приеме. Соответствующие права предоставляются поступающему, если до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно он предоставил документ, срок действия которого истекает не ранее указанного дня.

Если в документе не указан срок его действия, срок принимается равным году, начиная с даты получения документа.

Документы, подтверждающие право абитуриента на поступление в рамках квоты или с использованием преимущественного права, предоставляются абитуриентом в службу главного юрисконсульта Университета для подготовки заключения.

Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 11а, каб. 206
Телефон: + 7 (495) 433-14-10, + 7 (495) 787-38-03,
доб. 18-09, 18-10, 23-39, 23-40
Главный юрисконсульт: Казакова Екатерина Николаевна
E-mail: kazakova_en@rudn.university,
gc@rudn.university

Правила приема в РУДН на 2018/2019 учебный год, перечень направлений подготовки и специальностей, перечень вступительных испытаний и другая необходимая информация размещены на сайте Приёмной комиссии РУДН www.rudn.ru/ab.

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Университет обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе – поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) на основании заявления о приёме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий, в том числе с использованием дистанционных технологий.

В Университете создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

  • при сдаче вступительного испытания в письменной форме – 12 человек;
  • при сдаче вступительного испытания в устной форме – 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников Университета или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению соответствующей экзаменационной комиссии на 50% от установленной продолжительности экзамена, но не более чем на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

  • для слепых:
    • задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
    • письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистенту;
    • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
  • для слабовидящих:
    • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
    • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
    • задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
  • для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
  • для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
  • для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру – по решению организации);
  • для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
    • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
    • вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру – по решению организации).

Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение по образовательным программам

Содержание высшего образования по образовательным программам  и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных, при необходимости, для обучения указанных обучающихся.

Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  осуществляется  РУДН  с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных  возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

РУДН создает специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья:  использование специальных  образовательных  программ  и  методов  обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья РУДН обеспечивает:

  • для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
    • наличие альтернативной версии официального сайта в сети Интернет для слабовидящих;
    • присутствие ассистента, оказыва ющего обучающемуся необходимую помощь;
    • обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
  • для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
    • дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
    • обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
  • для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

При получении высшего образования по образовательным программам, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ РУДН включает в образовательную программу специализированные адаптационные дисциплины (модули).

Срок получения высшего образования по образовательной программе  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен в РУДН по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе по соответствующей форме обучения в пределах, установленных образовательным стандартом, на основании письменного заявления обучающегося.

Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется РУДН самостоятельно, исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

Адаптивная физическая культура для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Целью адаптивного физического воспитания является развитие жизнеспособности студентов, имеющих устойчивые отклонения  в  состоянии  здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования  его  телесно-двигательных  характеристик и духовных сил, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни, формирование общей культуры и физической культуры личности, максимального саморазвития и самосовершенствования занимающихся.

Задачи дисциплины:

  • содействие всестороннему и гармоничному развитию и совершенствованию оставшихся (сохранных) физических качеств и способностей и духовных сил, обеспечивающих доступную учебную и бытовую трудоспособность учащихся, а в дальнейшем профилактику остаточного здоровья, необходимого для какого-либо вида трудовой деятельности;
  • содействие развитию и совершенствованию функциональных систем и коррекции их с учетом конкретного вида трудовой деятельности;
  • воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;
  • воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к физкультурной деятельности;
  • формирование знаний и умений самостоятельного использования средств физической культуры (комплексов упражнений утренней зарядки, лечебной физической культуры, средств и методов адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик и т.п.) в целях профилактики сопутствующих заболеваний и самосовершенствования;
  • коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других деформаций телосложения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и т. п.;
  • коррекция координационных способностей: согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия, расслабления и др.;
  • коррекция нарушений физической подготовленности – целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность;
  • коррекция техники основных движений (пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и т. п.).

Процесс изучения дисциплины «Адаптивная физическая культура» направлен на формирование следующих компетенций:

  • владеть средствами самостоятельного и правильного использования методов развития основных физических способностей для укрепления здоровья и профилактики сопутствующих заболеваний и самосовершенствования;
  • владеть знаниями о правилах и способах планирования индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре различной целевой направленности.

Реализация учебной программы «Физическая культура», при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объеме 400 часов, должна быть полностью обеспечена выполнением требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент).

Физическая культура реализуется:

  • при очной форме обучения через базовый компонент 72 часа и вариативный компонент 328 часов (вид спорта по выбору студента);
  • при очно-заочной форме обучения в объеме не менее 8 часов лекций, не менее 8 часов методико-практических занятий (практическая подготовка в основном реализуется по желанию студентов или в форме самостоятельных занятий);
  • при заочной форме обучения в объеме не менее 6 часов лекций и не менее 6 часов методико-практических занятий (практическая подготовка в основном реализуется по желанию студентов или в форме самостоятельных занятий).

Материально-техническое обеспечение для занятий физической культурой и спортом

  • Пандусы для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, специальное оборудование, обеспечивающее доступность занятий для всех категорий инвалидов (по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций, и прочих маломобильных групп граждан).
  • Тренажеры для освоения инвалидами соревновательных двигательных действий, развития и совершенствования их физических качеств и способностей.
  • Технические средства для выполнения двигательных действий в положении сидя (кресла-коляски, гоночные коляски, хандициклы, гоночные санки/салазки).
  • Средства протезной техники для занятий адаптивной физической культурой и спортом (после ампутации верхних/нижних конечностей).

Выбор мест прохождения практик обучающегося

Организация  практики   обучающихся  в РУДН лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, осуществляется либо в группах, вместе с остальными студентами на базах, предоставленных направлениями подготовки и специальностями, либо индивидуально, в зависимости от вида практики и медицинских показаний.

При выборе места прохождения практик таких обучающихся учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, доступность базы прохождения практики, а также специфика конкретного вида практики.

Условия проживания и обучения

Детям-инвалидами, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, а также студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке при наличии вакантных мест, а также они освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии в порядке, установленном локальными нормативными актами Университета. С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии.

Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудована аудитория № 104 в здании факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин (ФРЯиОД). Установлено специальное компьютерное оборудование для лиц с ограничениями по зрению и слуху, инвалидная коляска, устанавливаются индукционные петли.

Пандусами или входами, сделанными на одном уровне с землей, оборудованы следующие здания Университета:

  • Главное здание («Крест»),
  • Клинико-диагностический центр Медицинского института (запасной выход),
  • здание факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин,
  • общежития (13 корпус, 14 корпус),
  • Медицинский институт,
  • Аграрно-технологический институт,
  • Инженерная академия (вход со двора),
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс,
  • Экономический факультет (при переходе с 1-го на 2-ой этаж).

  1. Пандус возле Главного корпуса РУДН;
  2. Пандус возле аграрно-технологического института;
  3. Пандус возле факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин;
  4. Вход в Инженерную академию со стороны двора;
  5. Пандус возле Клинико-диагностического центра Медицинского института;
  6. Пандус возле физкультурно-оздоровительного комплекса;
  7. Пешеходный переход через ул. Миклухо-Маклая около медицинского института;
  8. Пешеходный переход через ул. Миклухо-Маклая около Главного корпуса РУДН;
  9. Пандус возле общежития (13 корпус);
  10. Пандус возле общежития (14 корпус).

В общежитии № 14 оборудована квартира для проживания инвалидов. Туалетная и ванная комнаты оснащены опорными поручнями и штангой, низкими выключателями, безбарьерным въездом.

Центром молодёжных студенческих отрядов «Меридиан Дружбы» создана рабочая группа из числа добровольцев волонтёрского отряда «Ветер перемен», целью которой является курирование и помощь студентам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями.

Кафедра специального образования «Логопедия» подготовила изменения и дополнения в программу «Проектирование и организация интегративного (инклюзивного) образования для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Обслуживание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в УНИБЦ (Научной библиотеке) РУДН:

  • для читателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в холле библиотеки оборудованы компьютеры с выходом в Интернет и доступом ко всему контенту УНИБЦ;
  • в читальном зале организованы рабочие места с возможностями аудиовосприятия текста для читателей с нарушениями слуха;
  • для слабовидящих студентов бесплатно предоставляется литература на русском и иностранных языках, изданная рельефно-точечным шрифтом (по Брайлю), записи на магнитных лентах («говорящие книги»), периодические издания, в том числе ряд компилятивных звуковых тематических сборников и библиографических пособий, в рамках взаимодействия с Российской государственной библиотекой для слепых;
  • на каждом компьютере УНИБЦ предусмотрена возможность увеличения шрифта;
  • обучающиеся по индивидуальным планам в домашних условиях получают виртуальную консультацию библиотекаря по использованию электронного контента.

Содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ

Трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ является приоритетной задачей в Российском университете дружбы народов. Такое трудоустройство осуществляется во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, коммерческими и некоммерческими предприятиями и организациями, общественными организациями инвалидов.

Отделом содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников сформирована и постоянно пополняется база учреждений, работающих в сфере содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ. В настоящий момент база содержит более 170 организаций в Москве и Московской области.

Обучающиеся, относящиеся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ могут получить юридическую консультацию относительно законодательных актов, регламентирующих особенности их трудоустройства. При заключении соглашений с компаниями-работодателями обязательно учитывается возможность трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, а также ведется целенаправленная работа по подбору специализированных вакансий для инвалидов.