История

Специализации:

  • История Европы и Северной Америки;
  • История Азии, Африки и Латинской Америки;
  • История России в новое и новейшее время.

Цель программы

Формирование «классического историка», способного понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, разбирающегося в истории цивилизаций, характеристиках исторических эпох, истории регионов и отдельных стран, владеющего современными методами научных исследований, информационными технологиями, иностранными языками. Подготовка историка – это подготовка аналитика, способного выявлять причинно-следственные связи и закономерности событий и процессов, разбирающегося в истоках и сущности явлений и противоречий современного мира, умеющего применить компетенции для решения разнообразных теоретических (научно-исследовательских) и прикладных (управленческих, образовательно-просветительских, культурных, коммуникационных и пр.) задач.

Конкурентные преимущества

  • Историческое направление существует с момента основания Университета. Коллектив исторических кафедр накопил огромный практический опыт преподавательской и научно-исследовательской работы.
  • Для студентов разработаны современные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам.
  • Внедрение системы ТУИС - Телекоммуникационной учебно-информационной среды – в которой представлены все учебные курсы с большим количеством подготовительных материалов и тренировочных заданий для более качественного самостоятельного освоения дисциплин.
  • Большое количество выборных дисциплин, позволяющих студенту выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
  • Изучение иностранных западных и восточных языков с возможностью получения диплома переводчика; языковые стажировки.
  • Продолжить свою учебу выпускник-бакалавр может, выбрав одну из магистерских программ исторического направления, в том числе программу двойных дипломов с университетами Франции, Испании, Китая.

Основные изучаемые специальные дисциплины.

Процесс обучения состоит из нескольких блоков. В каждом блоке есть обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Студентам преподаются около 30 обязательных дисциплин, закладывающих фундамент исторического образования. Среди них: История первобытного общества, Археология, Этнология, Основы исторической антропологии, Источниковедение, История Древнего Востока, История Античности, История Древней Руси, История средневековой России, История России XVIII-начала XXI вв. (по периодам), История Европы и Северной Америки (по периодам: Средние века, раннее Новое время, Новое время, Новейшая история), История Азии (по периодам: Средние века, Новое время, Новейшая история), История Африки, История Латинской Америки, Теория и история мировых религий, Вспомогательные исторические дисциплины (хронология, геральдика, генеалогия, нумизматика, палеография, сфрагистика, ономастика и др.), История исторической науки, Теория и методология истории и др.

Специализация студентов складывается из дисциплин по выбору (около 30) и связана, прежде всего, с его научными интересами и с изучаемыми языками. Таким образом, складывается определенная профильность подготовки студента по одному из следующих направлений:

  • История первобытного общества, древнего мира, этнология
  • История Европы и Северной Америки
  • История Азии, Африки и Латинской Америки
  • История Древней Руси и Средневековой России
  • История России в новое и новейшее время
  • История культуры России X-XX вв.
  • Источниковедение и историография

Особое внимание уделяется дисциплинам, которые формируют у студентов практические навыки работы с научным текстом, историческим источником, учат профессионально проводить, писать и оформлять научное исследование, грамотно и аргументировано (устно и письменно) излагать свои мысли, выступать перед аудиторией, вести научную дискуссию: Методика написания научных работ, Источниковедение, Методология научных исследований, Методика написания выпускной работы, Архивы в научном исследовании, Компьютер в историческом исследовании и др.

Студенты-историки изучают западные языки (английский, французский, испанский, немецкий); восточные языки (арабский, китайский, фарси); латинский язык. Это не только активизирует коммуникацию, но и расширяет возможности научно-исследовательского поиска, изучения самых разнообразных источников и научной литературы.

Стажировки и практики.

В практическом применении теоретических знаний и формировании навыков большую роль играют практики и языковые и профильные стажировки.

  • Археологическая выездная практика. Студенты отправляются на раскопки в самые разные части России (Московская область, Краснодарский край, Республика Тыва, Крым и др.), присоединяясь к научным экспедициям Института археологии РАН, Русского географического общества.
  • Педагогическая практика студентов проходит в московских школах, где они получают бесценный опыт преподавания истории и возможность проявить не только свои профессионально-исторические знания, но и коммуникационные, воспитательные и организаторские способности.
  • Архивная практика проходит в архивах научных институтов Российской Академии Наук, Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Государственном историческом музее, Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (дом Пашкова), где студенты имеют уникальную возможность в буквальном смысле «прикоснуться к истории» – историческим документам – живым свидетелям эпох (летописям, письмам, дневникам, рукописям и т.п.)
  • Языковые стажировки: Египетско-российский университет (Египет), Иорданский университет (г.Амман, Иордания), Шаньдунский университет, Сианьский университет, Сямэньский университет, Вэйхай (КНР), Dublin School of English (Ирландия), Inbispania (г.Мадрид, Испания) и др.
  • Программы включенного обучения: Университет Балеарских островов (г.Пальма-де-Майорка, Испания), Университет Пьера Мендеса Франса (г.Гренобль, Франция) и др.

Карьера и трудоустройство

Успешно освоив образовательную программу, выпускник может работать не только в академической науке и образовании (быть ученым-исследователем, учителем в школе, преподавателем в ВУЗе), но и осуществлять деятельность эксперта и аналитика (в зависимости от области специализации), менеджера, журналиста, международного обозревателя, государственного и муниципального служащего, специалиста в области межкультурного взаимодействия и PR, дипломатического работника и сотрудника международных организаций, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму, музейного и архивного работника; переводчика (при получении диплома переводчика).

Выпускники программы обладают следующими компетенциями:

  • подготовка и обработка информации для обеспечения практической деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций и средств массовой информации, для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления
  • информационное обеспечение историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры
  • практическое использование основ педагогической деятельности и профессиональных знаний в преподавании курса истории в общеобразовательных учреждениях
  • подготовка обзоров, аналитических справок, аннотаций, библиографии, работа с базами данных и информационными системами по тематике проводимых исследований
  • использование навыков работы в архивах, музеях, библиотеках.

Объекты профессиональной деятельности выпускников

  • образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние школы, гимназии, колледжи)
  • академические учреждения (институты Российской Академии Наук)
  • архивы, музеи, библиотеки
  • экспертно-аналитические центры
  • средства массовой информации
  • общественные организации
  • дипломатическая служба, организации по международному сотрудничеству
  • органы государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
  • туристическо-экскурсионные организации.

Тематики научных исследований

Студенты-историки активно занимаются научно-исследовательской работой, в т.ч. в рамках научных студенческих обществ, участвуют в научных и научно-практических конференциях. Тематика научных исследований студентов очень обширна и связана с изучением истории стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы, Северной Америки; истории первобытного общества и древнего Востока; истории древней Руси и средневековой России, истории России нового и новейшего времени; источниковедения и историографии.

Инфраструктура

  • аудитории, оснащенные всем необходимым для учебного процесса, расположенные в корпусе факультета гуманитарных и социальных наук
  • компьютерные классы
  • аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, в том числе для проведения видеоконференций
  • отраслевой отдел Научной библиотеки, доступ к многочисленным электронным информационным базам данных
  • доступ к беспроводной сети Интернет (Wi-Fi)
  • студенческий городок с общежитиями, спорткомплексом, магазинами, кафе

Внеучебная жизнь

В Университете созданы все условия для активной и интересной внеучебной жизни. Студенты могут записаться в многочисленные спортивные секции, участвовать в работе творческих коллективов Интерклуба и в командах КВН, студенческом самоуправлении, землячествах и различных комитетах; летом – отдохнуть на море или поработать в стройотряде.

Во время своего обучения студенты посещают большое количество экскурсий в Москве и в других городах России; занимаются общественной деятельностью, обмениваются опытом со студентами других университетов, встречаются с интересными людьми (Уильям Блум – американский политолог, журналист, общественный деятель; Джульетто Кьезе – итальянский журналист, политолог, общественный деятель; Сергей Соловьев – российский журналист, писатель; Ксения Сухинова - Мисс Мира 2008, руководитель программы Российского географического общества «Защитим амурского тигра» и многие другие). Все это необходимо как в профессиональном становлении историка, так и для расширения общего кругозора.

Код направления:
46.03.01 «История»

Учебные подразделения:
Факультет гуманитарных и социальных наук

Форма обучения и сроки:
  • очная – 4 года


Документ об окончании:
Диплом бакалавра по направлению «История»

Перечень вступительных испытаний:
  • История
  • Иностранный язык
  • Русский язык

Программы вступительных испытаний


Руководитель программы:
Козьменко Владимир Матвеевич
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой истории России,
отличник высшей школы СССР,
почетный работник высшего профессионального образования РФ,
академик Российской Академии Естественных наук

Контактное лицо:
Зуева Елена Геннадьевна
доцент кафедры Всеобщей истории
Офис: ул. Миклухо-Маклая, д.10/2, каб. 508
Телефон: +7 (495) 434-12-12
E-mail: zueva_eg@rudn.university