Проектирование, строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры

Цель программы

Целью данной основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура» (квалификация (степень) «бакалавр») является развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ОС ВО РУДН/ФГОС ВО по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура».

  Целью программы является подготовка высококвалифицированных специалистов в области ландшафтной архитектуры. Программа отвечает современным международным образовательным, научным и профессиональным требованиям. Данная образовательная программа обеспечивает подготовку специалистов по исследованию, планированию, проектированию, строительству, содержанию территорий ландшафтно-рекреационного назначения различного масштаба и уровней сложности, от систем расселения до участков благоустройства и озеленения городской застройки; управлению и администрированию ландшафтно-архитектурной деятельности на региональном и местном уровне; развитию системы знаний и навыков в области ландшафтной архитектуры.

Конкурентные преимущества программы

Ландшафтная архитектура – один из важнейших видов творческой деятельности человека, связанный с функциональной, технической и эстетической организацией пространственной среды. Специалист ландшафтной архитектуры планирует и проектирует ландшафты и открытые пространства на участках общественного, коммерческого, промышленного и жилого назначения, а также следит за их строительством, ремонтом, эксплуатацией и реконструкцией. Инспектируя объекты, консультирует остальных участников проекта, формулирует рекомендации по использованию и развитию проектируемого пространства.

Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство являются эффективными средствами повышения комфортности урбанизированной среды, решения вопросов эстетики и улучшения экологической обстановки в городах, жилых районах, общественных центрах, а также в целом определяют облик агломераций, природных и исторических ландшафтов.
На современном этапе развития общества данная отрасль остро нуждается в профессиональных кадрах.

Основные изучаемые специальные дисциплины

  • Ландшафтоведение;
  • Экология растений;
  • Рисунок и живопись;
  • Ландшафтное проектирование;
  • Информационные технологии в ландшафтном проектировании;
  • Дизайн архитектурной среды;
  • Малые архитектурные формы;
  • Градостроительство с основами архитектуры;
  • Архитектурная графика и основы композиции;
  • Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры;
  • Цветоводство;
  • Древоводство;
  • Дендрология;
  • Основы лесопаркового хозяйства;
  • Садово-парковое искусство;
  •  История архитектуры.

Стажировки и практики

Выпускники применяют полученные знания, практические навыки и умения на профессиональных стажировках за рубежом (Италия, Голландия, Австрий, Германия). Они проходят практику в крупных проектных институтах и мастерских.

Базы практик:

  • Сочинский национальный парк, г. Сочи
  • Никитский ботанический сад, г. Ялта, Крым
  • Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН, г. Москва
  • ООО «Мосзеленстрой», г. Москва
  • ООО ПДК «Южный», г. Москва
  • ООО «Фиттония», г. Москва
  • Мастерская ландшафтной архитектуры и дизайна РУДН
  • Лаборатория агроэкологического мониторинга, прогнозирования и моделирования экосистем РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
  • Проектные институты и мастерские
  • Альпийский научный центр Университета Тушии (Италии)

Карьера и трудоустройство

Наши выпускники работают:

  • в ведущих организациях, работающих в области ландшафтной архитектуры и дизайна;
  • лесопаркового хозяйства;
  • органах по защите особо охраняемых природных территорий;
  • питомниках и ботанических садах;
  • проектных институтах и мастерских; строительных организациях;
  • управлении садово-паркового хозяйства;
  • комитетах по градостроительству и охране памятников, благоустройства и дорожного хозяйства, градостроительства и архитектуре.

Перечень организаций, в которых выпускник может осуществлять профессиональную деятельность:

  • ЗАО «Мосзеленстрой»
  • Деко Арт
  • Русские газона
  • Арбор
  • ООО «Европарк»

 

Выпускники программы обладают следующими компетенциями:

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции.

Выпускник программ бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-1);
  • пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки (ОПК-2);
  • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-3);
  • владением основными способами и средствами графической подачи проектной документации и навыками изобразительного искусства (ОПК-4);
  • способностью проведения ландшафтного анализа, оценки состояния растений на этапе предпроектных изысканий (ОПК-5);
  • способностью к проектированию объектов ландшафтной архитектуры с целью формирования комфортной городской среды (ОПК-6);
  • способностью к воплощению проектов от этапа организации строительства и инженерной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию (ОПК-7);
  • способностью к проведению мероприятий по содержанию объектов ландшафтной архитектуры и других территорий рекреационного назначения (ОПК-8).

Выпускник программы бакалавриата должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: производственно-технологическая деятельность:

  • готовностью обосновать технические решения и обеспечить организацию всех видов строительных работ на объектах ландшафтной архитектуры и в декоративных питомниках (ПК-1);
  • готовностью назначать и проводить мероприятия по содержанию объектов ландшафтной архитектуры (ПК-2);
  • готовностью реализовывать технологии выращивания посадочного материала: декоративных деревьев и кустарников, цветочных культур, газонов в открытом и закрытом грунте (ПК-3);
  • способностью правильно и эффективно выполнять мероприятия по сохранению насаждений в интересах обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ПК-4);
  • готовностью к выполнению работ по инвентаризации на объектах ландшафтной архитектуры и мониторинга их состояния (ПК-5);
  • знанием особенности систематики, морфологии и физиологии, географическое распространение, закономерности онтогенеза и экологии представителей основных видов и ассоциаций растений (ПК-6);
  • умением в полевых условиях при проведении ландшафтного анализа:
  • выполнять с использованием геодезических (ПК-7) и лесотаксационных приборов (ПК-8) измерения, описание границ и привязку на местности объектов ландшафтной архитектуры;
  • проводить описание почв (ПК-9);
  • определять систематическую принадлежность, названия основных видов и декоративных растений (ПК-10), вредных и полезных насекомых, фитопатогенных грибов и других хозяйственно значимых организмов (ПК-11);
  • давать ландшафтную характеристику исследуемого объекта (ПК-12);
  • выполнять измерения деревьев и кустарников с использованием приборов, определять количественную и качественную оценку состояния зеленых насаждений (ПК-13);

организационно-управленческая деятельность:

  • готовностью участвовать в управлении объектами ландшафтной архитектуры в области их функционального использования, охраны и защиты (ПК-14);
  • способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-
  • 15);
  • способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-16);
  • способностью осуществлять технический и авторский надзор и контроль за соблюдением основных принципов законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, исчислять размер вреда, причиненного вследствие их нарушения (ПК-17);
  • способностью организовывать работы на предприятиях различной формы собственности, и проводить эффективный менеджмент в соответствии с кодексом профессиональной этики ландшафтного архитектора (ПК-180);
  • научно-исследовательская деятельность:
  • готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования в области ландшафтной архитектуры (ПК-19);
  • способностью применять современные методы исследования в области ландшафтной архитектуры (ПК-20);
  • готовностью провести эксперимент по заданной методике, проанализировать полученные результаты (ПК-21);
  • готовностью участвовать в подготовке научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований в области ландшафтной архитектуры (ПК-22);
  • проектно-конструкторская деятельность:
  • способностью применить творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций (ПК-23);
  • способностью разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию на объекты ландшафтной архитектуры в соответствии с действующими нормативными документами, оформлять законченные проектные работы (ПК-24);
  • готовностью выполнить расчеты и проектирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием (ПК-25);
  • пониманием инженерно-технологических вопросов и конструктивных решений, связанных с проектированием объектов ландшафтной архитектуры (ПК-26);
  • - готовностью участвовать в подготовке проектно-сметной документации, определять стоимостные параметры основных производственных ресурсов при проектировании и строительстве (ПК-27).

Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата являются:

  • ландшафт в целом - охрана, управление и планирование территорий, в том смысле как она воспринимается таковой населением, отличительные черты которой являются результатом действия природного и (или) человеческого факторов или их взаимодействия;
  • функционально-планировочные образования населённых мест - городов и посёлков, административных округов, межселенные территории, зоны охраняемого ландшафта, территории визуально-пространственного восприятия (архитектурные ансамбли, площади, магистрали и улицы, территории жилой и промышленной застройки);
  • общественные пространства городской среды, объекты ландшафтной архитектуры - зоны отдыха и лесопарки, парки, скверы и бульвары, набережные, сады на искусственных основаниях (в том числе сады на крышах), интерьеры офисных и жилых зданий, зимние сады, водные объекты, набережные, строения и сооружения спортивного и (или) рекреационного назначения, малые архитектурные формы;
  • территории объектов культурного наследия, памятники садово-паркового искусства, особо охраняемые природные территории, имеющие исключительные или особо важные экологические свойства, несущие экосистемные функции и играющие социальную роль;
  • предприятия для производства посадочного материала: декоративные питомники, оранжерейные и тепличные комплексы;
  • техногенные территории и нарушенные ландшафты (транспортные, промышленные, береговые и намывные), их реабилитация;
  • научно-обоснованные методы и технологические процессы создания (восстановления) охране, защите, мониторингу объектов ландшафтной архитектуры, обеспечивающие их устойчивость к воздействию неблагоприятных условий среды и повышающих их эстетическую выразительность, с учётом социальных, экономических, эстетических, природоохранных факторов;
  • урбоэкосистемы различного уровня и их компоненты: растительный и животный мир, почвы, поверхностные и подземные воды;
  • архитектурно-ландшафтные отношения между субъектами, обеспечивающими рациональное использование зеленых насаждений и компонентов инфраструктуры на объектах ландшафтной архитектуры;
  • технологические средства и методы проектирования, создания, эксплуатации, содержания реконструкции объектов ландшафтной архитектуры населённых мест, улучшающие качество насаждений, обеспечивающие их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов среды, повышающие их эстетическую выразительность, формирующие благоприятную окружающую среду населенных мест;
  • ландшафтно-рекреационные системы, отдельные объекты ландшафтной архитектуры, информационное обеспечение и контроль деятельности предприятий и организаций, нормативно-правовая база профессиональной деятельности, программы прикладных исследований, задания для проектирования.

Тематики научных исследований

  •  Новая Москва: анализ и прогнозирование экологических последствий урбанизации
  • Анализ, оценка и картирование экологических функций и экосистемных сервисов городских лесов
  •  Мониторинг экологических функций почвенных конструкций для создания устойчивых газонных экосистем
  •  Культурные слои городов: анализ экологических функций и прогнозирование рисков
  •  Городское сельское хозяйство: условия и перспективы производства сельскохозяйственной продукции в городах
  •  Городской климат: оценка пространственно-временной динамики и анализ факторов формирования
  •  Применение методов дистанционного зондирования для мониторинга и оценки качества урбоэкосистем и их компонентов
  •  Живая фаза почв: микробиологические и экотоксикологические подходы к оценке почв и поверхностных сред
  •  Оценка пространственно-временных трендов загрязнения городских почв тяжелыми металлами, нефтепродуктами, ароматическими соединениями и радионуклидами
  •  Запечатанность городских территорий: анализ, прогнозирование и оценка рисков
  •  Интегральные методы оценки экологического состояния экосистем

Инфраструктура

  • Мастерская Ландшафтной архитектуры и дизайна оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое позволяет создавать современные проекты на высоком профессиональном уровне.
  • Компьютерные классы со специализированным программным обеспечением AutoCAD Civil 3D, ArchiCad, Autodesk 3ds Max, Photoshop, SketchUp и др.
  • Специализированный и полностью оборудованный кабинет для проведения занятий по дисциплинам «Рисунок и живопись», «Архитектурная графика» и др.
  • Аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, в том числе для проведения вебинаров и видеоконференций.
  • Отраслевой отдел Научной библиотеки, доступ к многочисленным электронным информационным базам данных.
  • Доступ к беспроводной сети Интернет (Wi-Fi).
  • Студенческое кафе.

Внеучебная жизнь

Студенты программы активно участвуют в мероприятиях Национальной премии в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, в Международном форуме молодых ландшафтных архитекторов. студенческих конкурсах «Парки и усадьбы города Москвы». Для студентов направления организуются экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в архитектурно-парковые ансамбли Кусково, Царицыно, Архангельское, Останкино, а также различные выставки.

 

Специализации в рамках данной программы

Профиль: Проектирование, строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры

Ландшафтная архитектура – один из важнейших видов творческой деятельности человека, связанный с функциональной, технической и эстетической организацией пространственной среды.

Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство являются эффективными средствами повышения комфортности урбанизированной среды, решения вопросов эстетики и улучшения экологической обстановки в городах, жилых районах, общественных центрах, а также в целом определяют облик агломераций, природных и исторических ландшафтов.

За период обучения студенты приобретают общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Профессиональная деятельность выпускников направления Ландшафтная архитектура включает в себя планировочную организацию открытых пространств, дизайн внешней среды, проектирование, строительство и содержание, реконструкцию и реставрацию объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, Объектами профессиональной деятельности выпускников является функционально-планировочное образование населенных мест – городов, поселков, зон охраняемого ландшафта, а также улицы, площади, магистрали, жилая и промышленная застройка; территорий объектов культурного наследия, памятников садово-паркового искусства, общественного пространства города – зоны отдыха, парки, бульвары, скверы, набережные, сады на искусственных основаниях.

Код направления:
35.03.10 «Ландшафтная архитектура»

Учебные подразделения:
Аграрно-технологический институт

Форма обучения и сроки:
  • очная – 4 года
  • очно-заочная – 4,5 года
  • заочная – 4,5 года

Документ об окончании:
Диплом бакалавра по направлению «Ландшафтная архитектура»

Перечень вступительных испытаний:
  • Математика
  • Биология
  • Русский язык

Программы вступительных испытаний

Руководитель программы:
Довлетярова Эльвира Анварбековна
Директор Агробиотехнологического департамента Аграрно-технологического института
Офис: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 8/2, каб. 214
Телефон: +7 (495) 434-70-07 
E-mail: dovletyarova_ea@rudn.university

Контактное лицо:
Фёдорова Татьяна Александровна
доцент Агробиотехнологического департамента Аграрно-технологического института РУДН, кандидат биологических наук
Офис: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 8/2
Телефон: +7 (916) 651-37-16
E-mail: fedorova_ta@rudn.university