Социология

Специализации:

  • Современные методы изучения социальных проблем общества;
  • Социальная сфера как объект управления;
  • Социоинженерная деятельность и социальные технологии;
  • Социологические методы в практике организационного управления.

Цель программы:

В рамках представленной программы осуществляется подготовка высококвалифицированных социологов – исследователей и практиков. Рабочий план бакалавра состоит из общеобразовательных дисциплин и блока базовых предметов социологического профиля. Наряду с изучением теоретических предметов, в рамках социологического практикума студенты осваивают новейшие исследовательские методики и технологии, применяемые в современной социологии. Наши студенты и выпускники активно используют усвоенные методологические знания для проведения прикладных исследований. Профессорско-преподавательский состав проводит серьезную научно-исследовательскую работу, широко привлекая учащихся - студенты имеют возможность принять участие в работе социологической лаборатории и лаборатории фокус-групповых исследований. Активное участие студенты принимали, в частности в следующих научно-исследовательских проектах: «Представления о Великой Отечественной войне граждан России, Украины и Беларуси: поколенческий срез», «Социальное самочувствие и социальная активность студенчества», «Духовно-нравственное развитие российской молодежи (по результатам эмпирического исследования)», «Гарфинкелинг в московском метро или «смех без причины – признак дурачины», «Неприятие экстремистских взглядов и проявлений терроризма как составляющая духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи (на примере студентов РУДН)».

Конкурентные преимущества программы

  • высококвалифицированный преподавательский состав, состоящий из более 15-ти уникальных специалистов, включающий в себя (в качестве совместителей) ведущих российских социологов и специалистов Федерального научно - исследовательского социологического центра;
  • уникальное сочетание опыта и традиций - обучение студентов осуществляется с 1993 года. С самого начала (и впервые в истории российского социологического образования) подготовка будущих специалистов ведется по двухступенчатой системе международного образца (бакалавр / магистр);
  • учебный процесс ориентирован на академическую и учебно-воспитательную работу, формирование у студентов творческого мышления, самостоятельности в принятии решений;
  • студенты, обучающиеся по программе «социология», изучают английский, французский, немецкий, испанский, китайский и другие языки;
  • широкий спектр современных учебно-методических комплексов и авторских курсов, обучающих практике проведения социологических исследований, особенностям социального управления, теории и истории социологии и т.д.;
  • прохождение студентами профессиональной практики, с возможностью последующего трудоустройства в ведущих научно-исследовательских центрах РФ, органах власти и управления, органах местного самоуправления, российских и международных бизнес-структурах, российских и международных некоммерческих и общественных организациях, информационных агентствах, СМИ;
  • академическая мобильность студентов, зарубежные стажировки (Китай, Франция, Испания) и возможности обучения в рамках программы двойного диплома в вузах-партнерах (Шандуньский университет (Китай), Центр молодежи и юношества (Пекин), Потсдамский университет (Германия), высшие учебные заведения Франции, Чехии и других стран);
  • возможность для студента стать обладателем Европейского приложения к диплому единого образца (DIPLOMA SUPPLEMENT);
  • студенты активно участвуют в конференциях, теоретических семинарах, симпозиумах, исследовательских проектах, материалы которых регулярно публикуются в научных сборниках, журналах, в том числе издающемся на базе кафедры журнале «Вестник РУДН, серия «Социология» (RUDN JOURNAL of SOCIOLOGY), входящий в международные базы данных, в частности в Scopus.

Заголовок

  • Основы социологии;
  • История социологии;
  • Методология и методы социологического исследования;
  • Взаимодействие социолога с заказчиком;
  • История эмпирической социологии;
  • Методы прикладной статистики для социологов;
  • Метод опроса в социологии;
  • Методы работы с текстовыми данными в социологии;
  • Политическая социология;
  • Психология;
  • Современные информационные технологии в социальных науках;
  • Качественные методы в социологии;
  • Современные социологические теории;
  • Социальная педагогика;
  • Социальная психология;
  • Социология М. Вебера;
  • Социология образования;
  • Социология маркетинга и рекламы;
  • Социология управления;
  • Кадровый менеджмент;
  • Конфликтология;
  • Социология языка: проблемы вербальной коммуникации;
  • Теория вероятностей и математическая статистика;
  • Социологические базы данных;
  • Теории социальной стратификации и социальной мобильности;
  • Э. Гидденс «Социология»;
  • Экономическая социология;
  • Этносоциология.

Стажировки и практики:

Со второго курса студенты включаются в конкретные исследования, проводимые социологической лабораторией кафедры, осваивая навыки индивидуальной и групповой исследовательской работы. Ремесло социолога-практика начинается с разработки инструментария и выдвижения гипотез и заканчивается обработкой данных и написанием аналитического отчета. Студенты проходят практику не только в стенах университета. Нашими постоянными партнерами выступают ведущие исследовательские социологические центры России, в том числе Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «ТНС Гэллап Медиа», «Ромир Мониторинг Стандарт», Международный институт маркетинговых и социальных исследований ГФК-Русь, и др. В периоды прохождения практик устанавливаются контакты с будущими работодателями.

Карьера и трудоустройство:

Студенты, прошедшие обучение по программе «Социология» успешно работают в:

  • Крупнейших исследовательских и аналитических компаниях («GFK», «Ipsos», «TNS», «Ромир», «Synovate Comcon», «РосБизнесКонсалтинг», Аналитический центр «НАМАКОН», «Бизнес аналитика», «Tiburon Research» и др.);
  • Крупных международных и российских компаниях («Газпром», «Газпром энерго», «Мосэнерго», КБ «Дельта кредит», КБ «Райффайзен Банк», «Адидас», «Хаме Фудс», «ЛОреаль», «3М», «Yves Rocher», «Белая Дача Трейдинг» и др.);
  • Известных рекламных, брендинговых и PR-агентствах (РА «Видео Интернешнл», РА «СОРЕК», РА «РОССТ», РА "Movie", РА «BBDO», брендинговое агентство «CBI-consult», PR-агентство «Edelman Imageland» и др.);
  • Государственных организациях и административных структурах, а также федеральных и муниципальных органах власти (Государственная дума РФ, Правительство г. Москвы и др.);
  • Кадровых и рекрутинговых агентствах (Кадровое агентство "Виват-Персонал", Кадровое агентство «Manpower» и др.);
  • Международных и общественных организациях (ООН, ЮНЕСКО, дипломатические представительства РФ и др.);
  • Ведущих образовательных и научных учреждениях РФ.

Заголовок

Основными профессиями, по которым работают выпускники, являются:

  • социолог
  • аналитик
  • маркетолог
  • специалист по связям с общественностью
  • менеджер
  • специалист по работе с персоналом
  • консультант, и др.

Выпускники программы обладают разнообразными профессиональными компетенциями, в том числе:

В результате обучения студенты овладевают компетентностью, позволяющей им применять этические и нравственные нормы научно-исследовательской и профессиональной деятельности; использовать основные социологические подходы, теории и концепции для описания и анализа социальной реальности; использовать навыки проведения прикладного социологического исследования, современные методы сбора эмпирических данных и анализа социологической информации для изучения социальных процессов и явлений и разработки рекомендаций по их преобразованию; применять на практике социальные технологии для преобразования социальных объектов и регулирования социальных процессов.

Выпускники программы приобретают следующие навыки:

  • применения методологии социологической науки для осуществления научно-исследовательской деятельности;
  • проектной деятельности;
  • экспертной и аналитической деятельности;
  • сбора и обработки информации;
  • педагогической деятельности;
  • кросс-культурной коммуникации;
  • анализа и прогнозирования социальных процессов и отношений;
  • моделирования социальных процессов;
  • работы с базами данных;
  • формирования отчетов и проведения презентаций.

Выпускники программы приобретают следующие знания:

  • особенностей взаимодействия социальных систем;
  • фундаментальных аспектов социальной философии;
  • принципов построения социальных систем;
  • методологических основ исследовательской деятельности в рамках социологии;
  • закономерностей социального управления;
  • социальных и поведенческих основ экономического взаимодействия.

Выпускники программы приобретают следующие умения:

  • пользоваться информационными фондами;
  • работать со специализированным программным обеспечением (SPSS, MS Office, FaceReader и др.);
  • пользоваться специализированным оборудованием;
  • создавать технические задания и проектную документацию для проведения исследовательской деятельности.

Объекты профессиональной деятельности выпускников.

Рынок прикладной социологии растет очень быстро. Ни одна другая социальная и гуманитарная наука не имеет столь масштабной сферы применения. Каждое предприятие, каждый серьезный проект нуждается в исследовании, каждая социальная программа требует социологической поддержки. У социолога всегда есть выбор. Одни делают карьеру в маркетинге или кадровой службе, другие – в международных проектах, третьи – в университетах и исследовательских центрах, четвертые – в СМИ, пятые – в политике. Кто-то ограничивается карьерой в бизнесе, кто-то в академической жизни, кто-то уходит в политику или посвящает себя какой-то социальной проблеме. Программа ориентирована на подготовку социологов, стремящихся заниматься научной и исследовательской деятельностью в области изучения социальных проблем и маркетинга; производственно-прикладной деятельностью в области социальной и экономической политики, социальной экспертизы; информационной и консультационной работой в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности; проектной деятельностью (диагностика, планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности); организационно-управленческой деятельностью в различных профессиональных областях; педагогической деятельностью, в сфере среднего и высшего образования.

Инфраструктура

При кафедре работают социологическая лаборатория и лаборатория фокус-групповых исследований, оснащенные самым современным оборудованием, для проведения эмпирических исследований. Они используются как в рамках учебной деятельности, так и для проведения научных исследований. На базе лабораторий проходят как практические занятия (практикумы), так и производственные практики.

Внеучебная деятельность

Многие абитуриенты, выбирая вуз, обращают внимание и на внеучебную деятельность. Студенты кафедры имеют возможность не только получить качественное образование, но и сделать студенческие годы по-настоящему незабываемыми. Каждый студент может принять участие в различных встречах и мастер-классах, участвовать в соревнованиях почти во всех видах спорта: от баскетбола до спортивно-бальных танцев. Студенты могут найти любую активную деятельность: если ты весёлый, энергичный и творческий - то команда КВН, если ты считаешь себя самой красивой, умной и эрудированной, то у тебя есть шанс получить титул «Мисс -ГумСоц» и «Мистер-ГумСоц».

Почти каждую неделю появляются объявления о бесплатном посещении лучших театров Москвы: МХАТА им. М.Горького, МХТ им. Чехова, Современника. Такую возможность предоставляет студком факультета.

На кафедре ведется активная внеучебная работа со студентами. Каждый может найти себе занятие по интересам.

Код направления:
39.03.01 «Социология»

Учебные подразделения:
Факультет гуманитарных и социальных наук

Форма обучения и сроки:
  • очная – 4 года;
  • очно-заочная – 4,5 года.

Документ об окончании:
Диплом государственного образца

Перечень вступительных испытаний:
  • Обществознание
  • Математика
  • Русский язык

Программы вступительных испытаний


Руководитель программы:
Нарбут Николай Петрович
Заведующий кафедрой социологии,
профессор, доктор социологических наук

Офис: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2
Телефон: +7 (495) 433-20-22, вн. 25-23
E-mail: narbut_np@rudn.university

Контактное лицо:
Пузанова Жанна Васильевна
профессор, доктор социологических наук
Офис: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2
Телефон: +7 (495) 433-20-22, вн. 25-23
E-mail: puzanova_zhv@rudn.university