Учебная программа по русскому языку и литературе

1. Фонетика

  • Гласные ударные и безударные;
  • Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые;
  • Особенности русского ударения.

2. Словообразование

  • Состав слова;
  • Основные способы словообразования.

3. Лексика

  • Синонимы;
  • Антонимы;
  • Омонимы.

4. Орфография

  • Правописание гласных в корне: проверяемые и непроверяемые безударные гласные; корни с чередующимися гласными; гласные после шипящих и Ц в конце;
  • Правописание согласных в корне: звонкие и глухие согласные; двойные согласные; непроизносимые согласные;
  • Разделительные Ъ и Ь знаки;
  • Правописание приставок: приставки пре- и при-; приставки, оканчивающиеся на –з и –с; буквы Ы и И после приставок;
  • Гласные после шипящих и Ц в суффиксах и окончания существительных;
  • Правописание имен прилагательных: суффиксы и окончания существительных;
  • Правописание имен прилагательных: суффиксы и окончания прилагательных;
  • Правописание сложных слов: слова с пол-, полу-, сложные существительные; сложные прилагательные;
  • Правописание имен числительных;
  • Правописание отрицательных и неопределенных местоимений;
  • Правописание глаголов: суффиксы и окончания глаголов; мягкий знак в глагольных формах;
  • Правописание –нн и –н в причастиях и отглагольных прилагательных;
  • Правописание наречий и наречных словосочетаний;
  • Правописание предлогов и предложных сочетаний;
  • Правописание союзов;
  • Правописание частиц: раздельное и дефисное написание частиц слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ и их разграничение; значение частицы НИ в предложении.

5. Пунктуация

  • Простое предложение:
    • тире между членами предложения;
    • знаки препинания в предложениях с однородными членами;
    • знаки препинания в предложениях с обособленными членами: обособление определений, приложений, обстоятельств, дополнений; обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложений;
    • знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения: вводные слова и словосочетания, вводные и вставные предложения, обращения, междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
  • Сложное предложение:
    • знаки препинания в сложносочиненном предложении;
    • знаки препинания в сложноподчинительном предложении;
    • знаки препинания при сравнительных оборотах с союзными как, что,чем и т.д.;
    • знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
  • Прямая речь:
    • знаки препинания при прямой речи, в цитатах.

6. Грамматический разбор

  • Фонетический разбор;
  • Морфологический разбор;
  • Словообразовательный анализ;
  • Синтаксический разбор.

7. Анализ текста. Умение выделить основную мысль. Обосновать ее. Художественно-изобразительные средства, характеры.

  • Художественные приемы, используемые в литературе;
  • Основная терминология.

8. На протяжении всего обучения читаются лекции по истории, литературе и изобразительному искусству:

  • Драматургия 19 века. (Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, А. Н. Островский);
  • Развитие русской прозы (А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. П.Чехов, М. Горький, М. А. Булгаков);
  • Развитие поэзии 19 - 21 века (поэзия “Золотого века”, поэты чистого искусства, поэты серебряного века, поэзия второй половины 20 века).

9. По завершении программы обучения планируется проведение итогового экзамена, который проходит в 2 ступени для разных типов текстов:

  • 1-ая – письменный тест;
  • 2-ая – компьютерный тест.