IV Международный Конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность»

IV Международный Конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность»

Мероприятие прошло
14 - 16 октября 2020
Место проведения
Российский университет дружбы народов, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
О мероприятии

Российский университет дружбы народов (РУДН) совместно с Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина проводят IV Международный Конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность».

В рамках Конгресса пройдут:

  • Научно-практический семинар «Проектирование и реализация программ подготовки иностранных специалистов на постдипломном этапе: предмагистратура, предординатура, предаспирантура» (организаторы: РУДН, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого);
  • Форум преподавателей русского языка «Обучение русскому языку в многоязычном мире: российский и зарубежный опыт»;
  • V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан».

В ходе мероприятий будут обсуждаться ключевые вопросы деятельности подготовительных факультетов/отделений вузов РФ, теоретические и методологические основы современной лингводидактики и методики преподавания русского языка как иностранного, современные информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания русского языка как иностранного и общеобразовательных предметов на русском языке, вопросы, связанные с тестированием иностранных учащихся и др.

Планируется обсуждение таких вопросов организации обучения, как интеграция традиционных и электронных средств обучения, проблемы усвоения учебного материала студентами в дистанционном формате.

Особое внимание будет уделено проблематике, связанной с обучением русскому языку в зарубежных образовательных организациях, современным моделям обучения русскому языку как иностранному в условиях отсутствия языковой среды, вопросам создания национально ориентированных учебников по русскому языку как иностранному для различных категорий учащихся и др.

Запланировано проведение круглых столов по актуальным темам реализации программ подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, мастер-классов и открытых уроков ведущих методистов РУДН, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, а также выставка учебно-методической литературы, курсы повышения квалификации.

По результатам Конгресса предполагается публикация сборника материалов (ISBN; регистрация в РИНЦ).

Мероприятия будут проводиться на двух площадках в очном и дистанционном форматах:

14-15 октября 2020 года

(среда-четверг)

Российский университет дружбы народов

г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6

ул. Миклухо-Маклая, д.10/3

16 октября 2020 года

(пятница)

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

г. Москва, ул. Академика Волгина, д.6

 

Участники мероприятий:

  • представители Министерства науки и высшего образования РФ,
  • руководство МАПРЯЛ и РОПРЯЛ,
  • руководители, сотрудники и преподаватели подразделений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы подготовки иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке,
  • руководители и преподаватели зарубежных и российских образовательных организаций, реализующих различные программы по русскому языку как иностранному.

14-15 октября 2020 года

Российский университет дружбы народов

Основные тематические направления:

Русский язык как иностранный: Теоретические и методологические основы современной лингводидактики и методики преподавания РКИ

Современное состояние методики преподавания РКИ. Эффективные технологии в преподавании русского языка как иностранного: реальность и перспективы. Интенсивные методики обучения русскому языку как иностранному. Методология создания учебников нового поколения: содержание, структура, технологии, контроль.

Тестирование как объективная форма контроля

Российская государственная система тестирования. Международные системы тестирования. Организационно-методические проблемы и принципы проведения тестирования. Итоговая аттестация для выпускников подготовительных факультетов/ отделений образовательных организаций РФ: дистанционный и очный форматы.

Русский язык как средство межэтнического взаимодействия в академической среде международно ориентированного ВУЗа

Актуальные вопросы организации эффективного межэтнического взаимодействия на русском языке на довузовском этапе. Особенности межэтнического взаимодействия в полиэтнической учебной группе. Невербальная коммуникация в процессе межэтнического взаимодействия.

Форум преподавателей русского языка

Обучение русскому языку в многоязычном мире: Российский и зарубежный опыт

Актуальные вопросы обучения русскому языку в российских и зарубежных образовательных организациях. Современные модели обучения русскому языку в условиях отсутствия языковой среды. Методические пути компенсации отсутствия языковой среды. Вопросы эффективности преподавания иностранных языков в онлайн и офлайн форматах. Национально ориентированный учебник по русскому языку как иностранному для различных категорий учащихся. Современные средства обучения русскому языку как иностранному для разных контингентов учащихся. Преподавание русского языка в билингвальной и поликультурной среде. Русский язык как второй родной и как иностранный: тестирование по русскому языку детей и подростков. Новые подходы к обучению русскому языку на курсах. Методическое сопровождение преподавания русского языка за рубежом.

Обучение русскому языку на этапе предвузовской подготовки в онлайн-формате: Pro et contra

Реализация принципа взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности в электронной среде. Обучение аудированию в дистанционном режиме. Обучение говорению в дистанционном режиме. Обучение чтению в дистанционном режиме. Обучение письму и письменной речи в дистанционном режиме. Особенности онлайн-подготовки к ТРКИ. Возможности использования МООК при обучении аудированию, чтению, письму и говорению в условиях предвузовской подготовки. Онлайн-обучение по программам предвузовской подготовки: лучшие практики.

Научно-практический семинар «Проектирование и реализация программ подготовки иностранных специалистов на постдипломном этапе: предмагистратура, предординатура, предаспирантура»

(Российский университет дружбы народов, Санкт-петербургский политехнический университет Петра Великого)

Актуальные вопросы подготовки иностранных граждан на постдипломном этапе: организационные вопросы подготовки предмагистрантов, предординаторов и предаспирантов к обучению в вузах РФ. Русский язык как иностранный в программах постдипломной подготовки. Вопросы междисциплинарных связей при подготовке иностранных предмагистрантов, предординаторов и предаспирантов. Проблемы адаптации иностранных слушателей в поликультурной образовательной среде российского вуза. Лучшие практики дистанционной подготовки будущих иностранных магистрантов, ординаторов и аспирантов к обучению в вузах РФ.

Запись на семинар – в регистрационной форме участника Конгресса.

Сертификат участника.

Круглые столы:

  1. Цифровой подготовительный факультет: новый формат подготовки иностранных граждан к обучению в российских вузах.
  2. Российские и зарубежные передовые педагогические практики: развитие мотивации к изучению русского языка.
  3. Электронные учебные ресурсы и дистанционные образовательные технологии в преподавании русского языка как иностранного.

Мастер-классы:

  1. Открытые уроки по русскому языку: естественнонаучная, инженерно-техническая и технологическая, гуманитарная, экономическая и медико-биологическая направленности.
  2. Открытые уроки по различным аспектам обучения русскому языку (А1, А2, В1).  

16 октября 2020 г.

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Основные тематические направления:

Язык специальности и научный стиль на этапе подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке

Язык специальности и научный стиль речи в программах подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке: содержание, разработка пособий и контрольно-измерительных материалов, в том числе с применением ЭО и ДОТ.

Обучение иностранных учащихся общеобразовательным предметам на русском языке

Преподавание общеобразовательных предметов иностранным слушателям, обучающимся по программам медико-биологической, гуманитарной, экономической, инженерно-технической и технологической, естественнонаучной направленностям. Межпредметные связи как средство повышения эффективности обучения.

Феномен адаптации иностранного учащегося в поликультурном образовательном пространстве

Социокультурная адаптация иностранных граждан, обучающихся на подготовительном факультете (отделении) российского вуза. Проблемы академической адаптации и пути их решения. Специфика организации воспитательной и адаптационной работы с иностранными гражданами на довузовском этапе. Внеаудиторная работа как средство социокультурной адаптации иностранного учащегося.

Круглые столы:

  1. Профессиональные компетенции педагогических работников, реализующих программы подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке.  
  2. Инновационные технологии в практике преподавания РКИ: реализация дополнительной программы «предподфака» с использованием электронных образовательных ресурсов.

Мастер-классы:

  1. Открытые уроки по общеобразовательным предметам гуманитарной направленности.
  2. Практика использования ИКТ на подготовительном факультете.
  3. Открытые уроки по различным аспектам обучения русскому языку как иностранному.
  • В работе Конгресса можно принять как очное, так и заочное участие. В случае очного участия проезд, проживание и питание участников Конгресса производятся за счёт командирующей стороны.
  • Оргкомитет может оказать содействие в размещении участников в общежитии РУДН или гостиницах города.
  • В рамках работы Конгресса планируется проведение курсов повышения квалификации. Подробная информация о структуре и содержании программ повышения квалификации высылается по запросу.

Запись на программы ДПО осуществляется до 10 октября 2020 года.

  • Контактное лицо: Воропаева Юлия Александровна (РУДН)
    voropaeva-yua@rudn.ru
  • Контактное лицо: Рублёва Екатерина Владимировна (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина)
    EVRubleva@pushkin.institute; тел. +7 (495) 330-88-83; +7 (495) 330-87-74

Публикация материалов конгресса

Организационный комитет проводит отбор докладов, формирует программу мероприятий, издает электронный сборник статей.

Возможные формы участия в работе Конгресса:

  • выступление с докладом;
  • выступление с докладом и публикация статьи в электронном сборнике Конгресса;
  • участие в работе Конгресса без доклада, но с публикацией статьи в электронном сборнике;
  • участие в работе Конгресса без доклада и без публикации статьи (очно, онлайн).
  • заочное участие с публикацией статьи в электронном сборнике Конгресса.

Статьи и регистрационные формы направляются в Оргкомитет по следующему адресу: congress-RKI@rudn.ru

  • Прием регистрационных форм – до 25 сентября 2020 года.
  • Прием статей - до 30 сентября 2020 года.
  • Статьи, посвященные теоретическим и практическим вопросам тестирования по русскому языку, будут опубликованы в научно-практическом журнале Российского тестового консорциума «Русский тест: теория и практика» (РИНЦ).
  • Издание электронного сборника статей с последующим включением его в базу данных РИНЦ и присвоением ISBN планируется к началу работы Конгресса.
  • Статьи, оформленные с нарушением правил, не рассматриваются.
  • Оргкомитет до 10 октября 2020 года информирует участников Конгресса по электронной почте о программе мероприятий.
  • Участие в работе конгресса и конференции бесплатное.

Важные даты:

  • 25 сентября 2020 года – заканчивается прием регистрационных форм.
  • 30 сентября 2020 года - заканчивается прием статей.
  • 10 октября 2020 года – рассылка программы Конгресса и Конференции участникам мероприятий.

Контактные телефоны и электронные почты Оргкомитета

Мероприятия в РУДН:

  • E-mail: congress-RKI@rudn.ru
  • +7 (495) 434-53-22*1512
    Куновски Марина Николаевна
  • +7 (495) 787-38-03*1500
    Поморцева Наталья Владимировна

Мероприятия в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина

Похожие мероприятияВсе мероприятия
2020
14 октября
Обучающий вебинар в рамках тестового доступа к научным ресурсам Wiley и базам Cochrane Library
Научные ресурсы Wiley и Cochrane Library - научные журналы и энциклопедии, база данных доказательной медицины Cochrane Library адресованы исследователям и научным сотрудникам. На вебинаре представитель издательства расскажет о том, к каким научным ресурсам с 15 сентября по 14 ноября предоставлен свободный доступ, и покажет, как искать полные тексты статей и систематических обзоров.
2020
14 октября
Мастер-класс «Ожидание и реальность: какие компетенции новичков в PR нужны работодателю»
14 октября на филологическом факультете на кафедре массовых коммуникаций состоится мастер-класс «Ожидание и реальность: какие компетенции новичков в PR нужны работодателю.» Мероприятие проводится с целью установления контактов с работодателем в сфере PR.
2020
14 октября
Университетская среда для учителей. Мастер-класс «Searching как искусство: где и как правильно искать информацию»
На мастер-классе расскажем об опыте работы Учебно-научного информационного библиотечного центра Российского университета дружба народов, представим информационные ресурсы для учебы, досуга и личностного роста, поможем на их основе сформировать индивидуальные траектории для каждого. Научим пользоваться уникальными сетевыми информационными ресурсами для школьников, родителей и учителей.
2020
14 октября
Научно-методический семинар «Лингводидактические вопросы языкознания». Доклад «Традиция наноромана в современной русскоязычной литературе»
В Институте иностранных языков РУДН на кафедре теории и практики иностранных языков состоится очередное заседание научно-методического семинара «Лингводидактические вопросы языкознания». С докладом на тему «Традиция наноромана в современной русскоязычной литературе» выступит доцент кафедры теории и практики иностранных языков, кандидат филологических наук Самохин Иван Сергеевич.