Постдок: промежуточная ступень на пути ученого

Постдок: промежуточная ступень на пути ученого

Кто такие постдоки?

В ЕС (а также США и ряде других стран) не существует отдельных учёных степеней кандидата наук и доктора наук, а есть лишь учёная степень доктор философии (philosophy doctor, или PhD). Уже после получения степени PhD учёный может принять участие в конкурсе на постоянную академическую должность (например, профессора) в университете или научной организации. Однако для победы в таком конкурсе молодому учёному, получившему PhD, не хватает (за исключением редких выдающихся случаев) академической квалификации, подтверждённой выполненными научными проектами и опубликованными научными работами.

Так, для повышения академической квалификации молодой учёный может занимать временные исследовательские должности, называемые постдокторантурой (или постдоками). Отбор молодых учёных в постдокторантуру, как правило, конкурсный. Претенденты, победившие в таком конкурсе и приступившие к работе в должности постдока, также называются постдоками.

Отличительной особенностью постдока также является ограниченность срока контракта. В среднем это 2-3 года, но бывают и другие варианты (1 год с возможностью продления по обоюдному согласию на еще 1 год и т.п.).

Как правило, у постдоков нет преподавательской нагрузки, либо она минимальна. Его основной задачей является проведение научных исследований под руководством более опытного учёного (как правило, профессора, имеющего постоянную должность). Научного руководителя постдока называют хостом (host).

Как проходит конкурс на должность постдока?

Для участия в конкурсе на должность постдока требуется предоставить резюме (включая список публикаций), 1-3 рекомендаций (от научного руководителя, оппонентов и т.п.) план исследований (Research Statement) и иногда план преподавания (Teaching Statement). В плане исследований указываются интересующие кандидата задачи, вопросы, они сопоставляются с полученными им результатами.

В плане преподавания можно указать, какие курсы кандидату довелось преподавать, какие курсы ему было бы интересно преподавать и допускается общее описание подхода данного кандидата к преподаванию. 

Объявления о конкурсе на должность постдока обычно размещаются на сайте научной организации и в научных интернет-порталах, а документы можно подать в электронном виде.

Как организована работа постдока?

Как уже отмечалось выше, основной задачей постдока является выполнение научной работы. Несмотря на это, в контракте постдока обычно нет формальных требований по количеству опубликованных или даже принятых к опубликованию научных работ. Дело в том, что целью самого постдока является повышение собственной квалификации, создание научного задела для успешного участия в конкурсе на постоянную должность (например, профессора), поэтому в подобных формальных требованиях нет необходимости. В случае неуспешной работы в одной должности постдока уже сложнее выиграть следующий конкурс (а в среднем до получения постоянной должности профессора учёный работает 5-6 лет постдоком в нескольких научных организациях).

Отсутствие формальных требований к научным публикациям в контракте постдока также объясняется сравнительно небольшой продолжительностью этого контракта (в среднем 1-2 года). За это время обычно удаётся лишь получить сами результаты и отправить их в соответствующий журнал на рецензию (так обстоит дело в теоретических науках, таких как математика).

Несмотря на то, что у постдока есть научный руководитель, как правило, у постдоков достаточно времени для совместной работы и с другими учёными (и, более того, это приветствуется). Для взаимодействия с научным сообществом у постдока имеется много возможностей. Прежде всего, это поездки на конференции, школы, воркшопы и другие научные мероприятия, оплачиваемые организацией, в которой работает постдок.

Источником финансирования может быть "бюджет постдока", предоставляемой организацией, где работает постдок. Другим источником финансирования может быть грант, который есть у хоста (более того, такой грант может быть и источником основной зарплаты постдока). Возможно софинансирование поездок - часть расходов оплачивает постдок из своего бюджета или гранта хоста, а другую часть оплачивает принимающая сторона.

Важно отметить, что у постдоков часто имеется возможность приглашать других учёных на короткое время (1-2 недели) с целью совместной научной работы. Самого постдока также могут приглашать совершить краткосрочный научный визит в другой университет или другую научную организацию. Такие приглашения очень важны для развития научных связей и обмена научным опытом.

Преподавательская нагрузка постдока, как правило, невелика. Обычно от постдоков требуется помощь в проверке еженедельных домашних заданий студентов или проведение консультаций. С другой стороны, иногда постдокам предлагают преподавать аспирантам более продвинутый курс по теме своей диссертации.

Прочие обязанности постдока достаточно сильно зависят от хоста и от конкретной научной организации.

Новости
Все новости
5-100
13 февраля 2020
В РУДН прошло заседание Международного экспертного совета

7 февраля в РУДН состоялось очное заседание Международного экспертного совета (МЭС) – коллегиального совещательного органа РУДН, в состав которого входят выдающиеся деятели в области науки и образования. В ходе заседания сотрудниками РУДН были представлены наиболее перспективные направления развития Университета в контексте подготовки Стратегии развития РУДН на будущий период.

5-100
27 октября 2019
РУДН сохранил устойчивые позиции в проекте 5-100

26 октября в Москве завершил свою работу Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Совет Проекта 5-100).

5-100
2 октября 2019
Международный экспертный совет РУДН обсудил стратегию интернационализации университета

27 сентября состоялось очное заседания Международного экспертного совета (МЭС) – коллегиального совещательного органа РУДН, в состав которого входят выдающиеся деятели в области науки и образования. Тема заседания – результаты РУДН по реализации Программы повышения конкурентоспособности «5-100» в 2019 году и обсуждение стратегий дальнейшего развития университета.