Игры на логику и магия химических растворов: «Университетские субботы» в РУДН открывают школьникам двери в мир науки и культуры

Игры на логику и магия химических растворов: «Университетские субботы» в РУДН открывают школьникам двери в мир науки и культуры

Просветительско-образовательный проект «Университетские субботы» продолжает рассказывать своим юным гостям об интересных явлениях окружающего нас мира.

Игры, в которые играют японцы


Игры вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых. А традиционные игры – это зеркало культуры той или иной страны. Лекция преподавателя кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН Анны Шаровой была посвящена обзору ряда традиционных японских игр - «фишечных», настольных и карточных.

Лектор рассказала слушателям, что в странах Восточной Азии было создано намного больше игр и разных видов развлечений, чем в западных культурах. Существует точка зрения, что такое обилие досуга вызвано особенностями письма, потому что бóльшая часть развлечений на Востоке составляют игры, использующие преимущества иероглифической письменности и основывающиеся на соединении слова и изображения.

Традиционные японские «фишечные» игры – сёги, го, гомоку – были призваны развивать логическое и тактическое мышление, поэтому первые две игры снискали особую популярность в самурайской среде.

Среди горожан настольная игра сугороку начала набирать популярность с конца XVII в. Тематика игр была самая различная: воспитание подрастающего поколения, путешествия по стране и миру, продвижение по карьерной лестнице, обзор веселых кварталов и т.д.

«Одна из особенностей японских традиционных карточных игр заключается в их неазартности. Такие игры как поэтические карты «ута гарута» предполагает высокий уровень образованности и знакомство со стихотворениями из одной из средневековых поэтических антологий, а «ироха карута» - знание наизусть целого ряда известных пословиц и поговорок», - рассказала Анна Борисовна.

Интересный факт: для того, чтобы получать удовольствие от игры в поэтические карты «ута гарута» необходимо знать на зубок сто стихотворений из средневековой поэтической антологии «Хякунин иссю» («Сто стихотворений ста поэтов»), составленной Фудзивара-но Тэйка в 1235 году. 

Участники лекции с увлечением слушали рассказы о восточных играх и отметили полезность материала и интересную подачу.

«Для нас лекция представила особый интерес, так как сын занимается шахматами, учит китайский и в целом увлечен культурой Дальнего Востока», - поделилась впечатлениями мама юного слушателя.

Химическая магия растворов


«Если в сосуд с водой поместить кристаллы поваренной соли, сахара или перманганата калия (марганцовки), то мы можем наблюдать, как количество твердого вещества постепенно уменьшается. При этом вода, в которую были добавлены кристаллы, приобретает новые свойства: у нее появляется соленый или сладкий вкус, изменяется окрас, плотность, температура замерзания и т.д. Полученные жидкости уже нельзя назвать водой, даже если они неотличимы от воды по внешнему виду. Это – растворы», - лектор Михаил Рябов.

Лектор кандидат химических наук, доцент кафедры общей химии РУДН Михаил Рябов рассказал школьникам, что мы живем в мире растворов, которые встречаются повсеместно: воздух представляет собой газообразный раствор О2, СО2 и других веществ в азоте, морская вода – водный раствор целого ряда веществ (минеральных солей, газов, органических соединений), чугун – твердый раствор углерода в железе и т.д. Множество различных растворов содержится в организме человека и животных.

«Если мы проанализируем известные нам химические реакции, то обнаружим, что большинство из них протекает в растворах. Поэтому изучение природы растворов важно со всех точек зрения: научной, экологической, экономической и других», - Михаил Рябов.

Также слушатели узнали, что растворы термодинамически устойчивы и равновесны и могут существовать в любом агрегатном состоянии – твердом, жидком или газообразном. Примерами твёрдых растворов могут служить некоторые сплавы металлов, например, сплав золота и меди, газообразных – воздух.

«Люблю естественные науки. Это способствует узнать чуточку больше о нас и о мире, в котором мы живём. На лекциях в РУДН второй раз – тут спокойно, уютно и понятно», - Сорокина Мария, ученица 9 класса.

«Интересно работать в формате «диалог», когда лектор задаёт вопросы и даёт возможность активно работать на занятии», - поделились ученики 10 класса школы № 1513.


Городской просветительский проект «Университетские субботы» — это открытые лекции, мастер-классы и практикумы для слушателей разных возрастов - школьников, студентов, педагогов и родителей с детьми. 

Мероприятия проекта бесплатны для всех желающих, необходимо только зарегистрироваться на сайте "Университетские субботы".

Теги наука образование
Новости
Все новости
Поступающим
19 марта
Сюжет картины «Афинская школа» в стенах РУДН: стартовал заключительный этап ВсОШ по искусству

В РУДН начался заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству. 247 ребят пройдут испытания теорией и творчеством. Чем запомнилось открытие и какие эмоции у ребят? Рассказываем!

Поступающим
26 февраля
На шаг ближе к поступлению: в РУДН прошел заключительный этап олимпиады для школьников

Более 900 участников написали заключительный этап олимпиады РУДН. В ней приняли участие школьники из 90 регионов России и 10 стран, среди которых Азербайджан, Абхазия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Иран, Молдова, Таджикистан и Туркменистан.

Поступающим
14 февраля
Потрогать кинетический песок, побывать в виртуальной реальности, «смешать» нефть с водой: 2000 абитуриентов побывали на Дне открытых дверей РУДН

Иду по огромной площади университета и уже не чувствую себя школьником, кажется, что вот-вот выпускные экзамены останутся позади. Впереди новый этап, знакомства, шаг в профессию — впереди РУДН... Возможно именно так думали абитуриенты по пути на День открытых дверей.