Поколение Z, нанотехнологии и лечение рака: в РУДН прошли очередные «Университетские субботы»

Поколение Z, нанотехнологии и лечение рака: в РУДН прошли очередные «Университетские субботы»

Что такое поколение Z, всегда ли смертелен рак и как нанотехнологии изменят жизнь человека - все по полочкам разложили лекторы РУДН на встрече с любознательными школьниками.

 «Опухолевый рост - катастрофа для организма?»


«Проблема онкологических заболеваний – глобальная и чрезвычайно важная. Ежедневно на каждого человека воздействует множество факторов, вызывающих изменения и повреждения его клеток. Эти факторы изменяют генетическую информацию в клетке, и с этого момента она выходит из-под контроля организма. К сожалению, от этого не застрахован никто. Сегодня, благодаря прогрессу в фармации и в медицине в целом, многие смертельно опасные ранее инфекции успешно лечатся», - лектор Елена Кротова, кандидат ветеринарных наук.

Школьники узнали, что опухолевый рост – это типический патологический процесс, сущность которого состоит в беспредельном, нерегулируемом разрастании ткани, не связанным с общей структурой пораженного органа и его функциями.

Опухоли подразделяются на доброкачественные и злокачественные.

Опухолевый процесс носит общебиологический характер, так как встречаются и у растений, и у животных.

У разных видов животных и человека опухолевый процесс протекает со следующими особенностями:

  1. у человека 90% всех злокачественных опухолей составляет рак, то есть злокачественные опухоли эпителиоидного происхождения.
  2. у крупного рогатого скота, лошадей, свиней 80% злокачественных опухолей происходит из клеток крови, то есть являются гемобластозами (лейкозами).
  3. у собак и кошек 50% злокачественных новообразований представляют собой саркомы.

Опухоли бывают злокачественные и доброкачественные.

Доброкачественная опухоль – это те же бесконтрольно делящиеся клетки, но с немаловажными отличиями: растет такая опухоль медленно, не дат метастаз, ее можно без проблем удалить, а рецидивы после случаются довольно редко; во-вторых, такая клетка не прорастает в другие такни организма.

Доброкачественные опухоли не являются раком! Они медленно растут, локально ограничены и чаще всего отгорожены от окружающих тканей собственной оболочкой. Иногда доброкачественные опухоли могут рассасываться или они останавливаются в своём росте. Тем не менее, не нужно забывать, что с них могут начинаться и злокачественные опухоли. Ни в коем случае нельзя запускать их лечение!

Ребята активно расспрашивали лектора об особенностях протекания заболевания. Одним из главных вопросов встречи – почему рак в большинстве случаев именно смертельное заболевание?

«Если опухоль располагается в органах или тканях, которые могут быть удалены, это не всегда приводит к излечению — опухоль распространяется по телу метастазами. Можно, разумеется, удалять и метастазы, что часто и делают. Однако если опухоль обладает необходимыми свойствами, то рано или поздно она распространится на орган или ткань, которые удалить невозможно – например, метастазы в головной мозг или множественные метастазы. Также человек может умереть от другого заболевания, возникшего, по сути, из-за онкологического: из-за ослабленной болезнью иммунной системы развивается пневмония, с которой организм уже не в силах бороться. От нее человек и умирает», - рассказала Елена Кротова.

Также школьников удивила история названия заболевания: изначально название заболеванию дал Гиппократ, когда обнаружил опухоль молочной железы. Он назвал ее karkinos — от слова «краб» — в переводе на русский может звучать как «окрабение» молочной железы. Никто не знает, почему опухоль показалась похожей на краба, однако термин вошел в его труды. Затем римский врач Цельс при переводе трудов Гиппократа ошибочно перевел греческое «краб» как латинское «рак» (cancer). Это слово и ушло во все европейские языки, а затем и в русский.

«Поколение Z - как учить и учиться»


Поколение Z – кто они? Об этом школьникам рассказал менеджер программы «Мировая экономика» Института мировой экономики и бизнеса Равиль Асмятуллин. Феномен людей, родившихся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сейчас раскрывает себя в полной мере. Они те, кого принято называть «цифровым поколением», дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве. Не секрет, что это современное поколение поразительно отличается от тех, кто учился пятнадцать-двадцать лет назад. На лекции были затронуты вопросы, как изменяется мировой рынок образовательных услуг под особенности поколения Z.

Около 30 лет назад американский историк Уильям Штраус и экономист Нил Хоув создали «теорию поколений», связанную с так называемой проблемой «отцов и детей». Они смогли доказать, что люди, рожденные в разное время, отличаются друг от друга существенно и глубже, чем это могло бы показаться. У этих людей различны особенности восприятия информации и усвоения учебного материала.

Главная черта представителей данного поколения — умение быстро усваивать информацию, но при этом очень дозированно. Они привыкли, что информация доступна в один клик и изучают только то, что им интересно.

Поколение Z вынуждено постоянно и очень быстро переключаться между смежными областями деятельности. Учителям стоит поощрять любовь к обучению и развивать «инженерное» мышление у учащихся, чтобы те смогли адаптироваться к новым профессиям и отраслям. Уже сейчас можно преподать навыки, которые помогут сориентироваться в стремительно меняющемся мире. Например, изучать темы не только по учебникам, но синтезировать информацию из видео, подкастов и письменных источников.

Учащиеся поколения Z привыкли к постоянному стимулированию и одновременному выполнению нескольких задач. Длинные монотонные лекции для них в тягость. Внимание учеников привлечёт чередование образовательных приемов.

 «Невозможное возможно: чудеса нанотехнологий»


Главный шок лекции – факт, что направления нанотехнологий не существовало до 1975 года, даже несмотря на то, что ученые начали работать в этой сфере гораздо раньше.

Лектор Светлана Шамбина, кандидат технических наук, доцент департамента «Строительство», рассказала слушателям об изобретениях в 100 000 раз меньших, чем может распознать невооруженный глаз человека. Особенно заинтересовало нанотехнологическое зарядное устройство работы исследователей Висконсинского университета в Мадисоне. Новая нанотехнология работает как губка, только впитывает не жидкость – она высасывает из окружающей среды кинетическую энергию и направляет ее прямо в смартфон. Основа технологии заключается в использовании пьезоэлектрического материала, который генерирует электричество, находясь в состоянии механического напряжения. Материал наделен наноскопическими порами, которые превращают его в гибкую губку. Официальное название этого устройства — наногенератор. Такие наногенераторы могут однажды стать частью каждого смартфона на планете или приборной панели каждого автомобиля, а возможно, и каждого кармана одежды — гаджеты будут заряжаться прямо в нем. Кроме того, технология имеет потенциал использования на более масштабном уровне, например, в промышленном оборудовании.

Светлана Шамбина рассказала о работах в области нанотехнологий, которые ведутся в департаменте строительство Инженерной академии РУДН, а также об изобретателе нанобетона Андрее Пономареве. Нанобетон открывает новые возможности для проектирования и строительства. Он отличается прочностью, легкостью, стойкостью к термическим перепадам, позволяет снизить стоимость строительства новых объектов и облегчить реставрацию старых конструкций. Высокие физико-механические характеристики создаются за счет специальных частиц – наноициаторов. Нанобетон его изобретения обладает удивительными качествами и уже используется для покрытий мостов г. Москвы – Москворецкого и Большого Каменного.


Городской просветительский проект «Университетские субботы» — это открытые лекции, мастер-классы и практикумы для слушателей разных возрастов - школьников, студентов, педагогов и родителей с детьми. 

Мероприятия проекта бесплатны для всех желающих, необходимо только зарегистрироваться на сайте "Университетские субботы".

Новости
Все новости
Поступающим
19 марта
Сюжет картины «Афинская школа» в стенах РУДН: стартовал заключительный этап ВсОШ по искусству

В РУДН начался заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству. 247 ребят пройдут испытания теорией и творчеством. Чем запомнилось открытие и какие эмоции у ребят? Рассказываем!

Поступающим
26 февраля
На шаг ближе к поступлению: в РУДН прошел заключительный этап олимпиады для школьников

Более 900 участников написали заключительный этап олимпиады РУДН. В ней приняли участие школьники из 90 регионов России и 10 стран, среди которых Азербайджан, Абхазия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Иран, Молдова, Таджикистан и Туркменистан.

Поступающим
14 февраля
Потрогать кинетический песок, побывать в виртуальной реальности, «смешать» нефть с водой: 2000 абитуриентов побывали на Дне открытых дверей РУДН

Иду по огромной площади университета и уже не чувствую себя школьником, кажется, что вот-вот выпускные экзамены останутся позади. Впереди новый этап, знакомства, шаг в профессию — впереди РУДН... Возможно именно так думали абитуриенты по пути на День открытых дверей.