«Образование – важнейший канал социализации человека. Самая большая роскошь – это общение с интересными людьми», - преподаватель РУДН Дарья Казаринова

«Образование – важнейший канал социализации человека. Самая большая роскошь – это общение с интересными людьми», - преподаватель РУДН Дарья Казаринова

Зачем лектору собеседник, как подготовиться к занятию и почему в самоизоляции дома хочется еще больше самоизолироваться – в интервью Дарьи Казариновой, к.п.н., доцента кафедры сравнительной политологии РУДН.

Дарья Борисовна, Вы проводите занятия по методу «два преподавателя в аудитории». В чем его суть и каковы его основные преимущества?

Смысл в том, что лекция проводится не в формате «говорящая голова», а как беседа двух экспертов – двух преподавателей или научника и аспиранта. Мы работаем в паре с Владиславом Бутенко – ассистентом кафедры. Мы ведем дискуссию, комментируем основной материал. Следить за диалогом увлекательнее, и студенты свободнее вовлекаются в обсуждение. Так мы работали в аудитории, а на онлайн-занятиях метод особенно хорошо себя зарекомендовал. Все заметили, что в дистанционном формате нужно сильнее концентрировать внимание, что подача материала должна быть динамичнее. Поэтому дискуссия и переключение внимания на лекторов очень помогают. Этот метод прекрасно подходит для работы с магистрами и для организации учебной практики аспирантов.

Приходится не просто модерировать беседу, а прямо-таки дирижировать, чтобы услышать вопросы и ответы. Я участвовала во многих вебинарах, поэтому знаю, что нужен жесткий регламент и максимально детальный план-конспект занятия. Надо учесть, что во время пары студенты в чате пишут комментарии, сообщают о желании выступить. Это непросто – по опыту знаю, что даже у самых опытных модераторов с самыми маститыми спикерами не всегда получается так же классно выстраивать онлайн-дискуссию, как в реальности. Поэтому я использую два ноутбука: на одном открыт Zoom или MS Teams в режиме демонстрации экрана, на другом – мой план, вопросы для обсуждения, открыт браузер.

Что самое сложное в организации онлайн-семинаров по дисциплине «Европейский союз и Россия: политическое и социокультурное измерение»?

Европейские исследования в России очень развиты и институализированы. Уже давно я обратилась в Facebook к коллегам по Ассоциации европейских исследований, к знакомым специалистам из МГИМО, СПбГУ, ВШЭ с предложением поделиться русско- и англоязычными онлайн-курсами. Ссылки на лучшие материалы я разместила в ТУИС. Там же размещены и основные материалы по дисциплине. Осенью мы проходили аккредитацию образовательных программ – и это нас сделало сильнее. Работать с электронной информационно-образовательной средой мы научились, студенты уже потренировались. Поэтому на момент перехода на дистационку оставалось только освоить MS Teams, а там все довольно интуитивно. Самое сложное было – привыкнуть к формату онлайн-общения, к вещанию в экран.

Как Вы готовитесь к занятиям и что помогает Вам сконцентрироваться при работе из дома?

60-70% моих задач решались на удалёнке еще до всеобщей самоизоляции. Работа ответственного секретаря журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология» и ученого секретаря диссертационного совета, вся работа с аспирантами и дипломниками – это редактирование, переписка, звонки. Думаю, ни у кого из научно-педагогических работников сейчас не возникает вопроса, чем заняться в самоизоляции. А с учетом того, что вся семья дома, мне надо еще больше самоизоляции.

С самого начала я придерживаюсь режима дня, не работаю в спальне и за обеденным столом. Мне повезло – у меня дома есть кабинет. Хоть обычно на экранах – презентации, я все равно выставляю свет и наношу макияж – важно, чтобы у студентов остались хорошие впечатления от встречи.  Семья тоже дисциплинировалась, за что им большое спасибо. У детей – своя онлайн-учеба с 08:30. И когда у меня эфиры, то мои близкие стараются не шуметь. Даже кот научился не мешать. Его зовут Финдус – в сказках Свена Нурдквиста «Петсон и Финдус» это очень непоседливый персонаж. А наш – воспитанный.  

Помогает и смена деятельности. Некоторые привычные действия перешли в онлайн. Теперь два раза в неделю у меня групповые тренировки. Раньше они были в зале, теперь – в Zoom. Их ведет моя студентка Нина Красношапка – она с кафедры теории и истории культуры РУДН. Она вела занятия в проекте «Московское долголетие». И так увлекла пенсионеров, что они даже в Интернет за ней пошли. И меня к себе взяли.  

Как Вы проверяете знания студентов? Как прошла первая дистанционная аттестация?

В традиционном формате студенты делали доклады и презентации, писали эссе и проходили тестирование. То же самое сейчас возможно онлайн – студенты выступают в MS Teams, тестирование проходит в ТУИС, а эссе проходит через систему «Антиплагиат».

К написанию самостоятельных текстов я приучаю бакалавров с первого курса. Всегда читаю только те работы, которые прошли автоматическую проверку на оригинальность.

Аттестация прошла по тем материалам, которые размещены у меня в ТУИС еще в прошлом году. Эссе студентов мы проверили вместе с Владиславом Бутенко. На каждую работу у меня ушло минут по 20, хотя обычно качество ответа видно сразу.

Что думаете о полностью дистанционном формате высшей школы?

Сейчас много материалов о «поствирусном» мире – о том, как изменится общество, экономика, политика, культура. Мы даже провели со студентами онлайн круглый стол на эту тему. Часто встречается мнение, что многие сферы человеческой жизни уйдут в виртуальную реальность: торговля, общение, туризм, развлечение и, конечно, образование. Некоторые эксперты утверждают, что онлайн будет «для бедных», а оффлайн – «эксклюзив для богатых». Мне не хотелось бы жить в таком мире.

Конечно, дистанционный формат прекрасно подходит для некоторых задач высшего образования. Например, на днях мы провели предварительное обсуждение магистерских диссертаций. Прошло успешно: студент еще выступает с презентацией, а мы ему в чат уже набросали много полезных комментариев и ссылок.

Но занятия в группе, когда необходимо чувство сопричастности и взаимопонимания, общее настроение и быстрый обмен мнениями – этого довольно сложно добиться через монитор.

Полностью дистанционный формат – это как если бы осталось одно сплошное телевидение, а театр – исчез. Не надо забывать, что образование – важнейший канал социализации человека. Дистанция этого не дает.

По чему в университете особенно скучаете?

По совещаниям. Шутка. Вот их как раз отлично проводить онлайн и в будущем. Все, что предполагает только обмен информацией, а не эмоциями – всё в Teams.

Я скучаю по общей атмосфере РУДН, по нашей кафедре. Она у нас – университет в миниатюре: творческая, молодая, интернациональная и веселая. А самая большая роскошь – это роскошь общения с интересными людьми.

Мне нравится метод «двойного преподавания». Дарья Борисовна излагает много разных точек зрения, даёт свою оценку, а ассистент уточняет, систематизируют материал. На занятиях мы обсуждаем глобальные проблемы – не только Европейского союза. Недавно затронули тему посткоронавирусного мира, обсуждали меры разных стран по борьбе с вирусом.  При помощи Teams обсуждаем презентации, а после имеем возможность пересмотреть их в записи. Минус дистанционного обучения для всех один – мы не были готовы к такому резкому повороту событий.

Агапи Матосян
1 курс магистратуры «Политические проблемы глобализирующегося мира»

Дарья Борисовна проводит пары с Владиславом Александровичем – это очень интересно слушать и воспринимать порой разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Преподаватели всегда стараются подобрать тему, на которую будет интересно подискутировать всем, несмотря на дистанционное обучение, им удаётся вовлечь нас в учебный процесс. Я не могу сказать, что чего-то не хватает для будущего политолога в дистанционном процессе обучения, поскольку все зависит исключительно от ответственности студента. В основном, и мы, и преподаватели используем презентации - это помогает проанализировать статистику или наглядно рассмотреть исторические события в цифрах. Это очень интересно!

Дарина Абрамова
1 курс магистратуры «Политические проблемы глобализирующегося мира»
Новости
Все новости
Коронавирус
19 июня 2023
Почему профилактика вирусных заболеваний актуальна всегда?

Сегодня период, когда мы сидели дома, общались онлайн и не выходили никуда без маски и перчаток, стал для нас негативным воспоминанием. Но вирусные заболевания не уходят навсегда. Важно каждый день помнить об элементарных правилах профилактики, которые помогут предотвратить заражение гриппом, ОРВИ или коронавирусной инфекцией.

Коронавирус
24 июня 2022
Коллективный иммунитет: ТОП-5 институтов и факультетов РУДН по количеству вакцинированных обучающихся
Коронавирус
17 июня 2022
Еженедельная рубрика РУДН: ТОП-5 институтов и факультетов РУДН по количеству вакцинированных обучающихся