«Скучаю по моментам, когда видишь появление вопроса в глазах студента», - преподаватель РУДН Павел Давыденко

«Скучаю по моментам, когда видишь появление вопроса в глазах студента», - преподаватель РУДН Павел Давыденко

«Само название формы обучения – «очная» – говорит о возможности обучать, глядя в очи». Думаете, это философ или филолог так сказал? Нет. Инженер Павел Давыденко, кандидат технических наук, доцент Департамента машиностроения и приборостроения Инженерной академии РУДН. На дистанционном преподавании игрушки сына он использует, чтобы объяснить принцип устройства зубчатой передачи и манипуляторов промышленных роботов. А рабочее место ему уступает дочка - после того, как у нее проходят онлайн-уроки в школе, за ее домашнюю парту садится папа.

Павел Александрович, как Вы опишете свое стандартное занятие в режиме реального времени?

В основном, я включаю демонстрацию экрана для трансляции и пояснения графических и видеоматериалов. Однако некоторое время я уделяю, общаясь со студентами «face to face», и показываю наглядные конструкции из жизни по тематике предмета. К примеру, беру несколько развивающих игрушек Саши – моего сына – и показываю, как устроена зубчатая передача и как с ее помощью передается движение. Конструктор помогает пояснить принцип действия манипулятора промышленного робота и движения во вращательных кинематических парах. Раз меня видно, то надо и выглядеть достойно – для занятий я переодеваюсь. Вместе с дочкой Полиной мы наводим порядок на ее письменном столе – на время самоизоляции она мне его уступает после своих дистанционных уроков в школе.

Что нового открыли для себя при работе на удалёнке?

Обнаружил, что проводить индивидуальные и групповые онлайн-консультации – это очень эффективно и удобно. Время от времени у студентов возникают одинаковые вопросы. Во время очных занятий на эти вопросы приходилось отвечать каждому отдельно. Теперь можно сделать запись одной подробной консультации – и не надо повторять одно и то же.

А что самое сложное было при переходе на дистанционное обучение?

По «Теории механизмов и машин (ТММ)» у меня был готов электронный учебный курс в ТУИС. Лабораторный практикум я перенес в MS Teams – на этой платформе я встречаюсь с обучающимися на занятиях. Там оказалась очень удобная структура программного продукта: в команде есть общий канал, есть возможность создавать дополнительные подгруппы и давать им совместные задания.

До сих пор сложнее всего – сиюминутно оценить эффективность усвоения материала каждым обучающимся. Студенты по-разному подходят к подготовке к занятиям-видеоконференциям. Некоторые занимают позицию пассивного слушателя и занимаются своими делами, слушая лекцию через приложение на смартфоне.

Как Вы проверяете знания у студентов? Они выступают устно, делают проекты, презентации, чертежи?

Лекции, практические занятия, курсовой проект – это большой объём работы и для студентов, и для преподавателя.  Основной упор сейчас – на самостоятельную работу: надо решить практические задания, сделать расчетно-пояснительную и графическую части в формате чертежей курсового проекта. Я формирую задания на эти работы в ТУИС и Microsoft Teams. Студенты выполняют работы в программах для проектирования конструкторской документации и присылают мне. Я проверяю и делаю замечания. Если нужна консультация – выходим в Teams. Если есть вопросы, требующие flash-ответа, то студенты пишут в WhatsApp вопрос и прикрепляют фото промежуточного варианта чертежа.

Cамыми яркими считаю ответы во время лекционных занятий и на разборе практических работ – именно они дают представление о степени усвоения теоретического материала. Каждую неделю обновляю баллы – важно, чтобы студенты видели свой прогресс.

На всякий случай готовлю сани летом, и уже сейчас прорабатываю методику проведения экзамена и защиты курсовых проектов в дистанционном формате. Беру за основу опыт организации защиты лабораторных работ, поэтому есть надежда провести итоговый контроль с высокой степенью валидности. Есть задумка использовать программный продукт «Колесо фортуны», который интересно было бы использовать при выборе обучающимся билета на экзамене. Я подсмотрел это у преподавателя китайского языка – начал изучать его вместе с Полиной. Также подумываю о формировании практических заданий в экзаменационных билетах в интерактивной форме с применением проблемных ситуаций.

Что помогает Вам сконцентрироваться при работе из дома? Какие советы по самодисциплине можете дать?

Работа в дистанционном формате может расхолаживать не только студентов, но и преподавателей. Сконцентрироваться действительно непросто – семья и домашние стены настраивают совершенно на другой лад. Однако как раз поддержка и понимание близких позволяет повысить самоотдачу, уйти на время в режим «worktime» и на 100% выложиться в период проведения занятий. Готовлюсь к занятиям, проверяю задания, отвечаю на письма и занимаюсь наукой ранним утром, поздним вечером и во время дневного сна детей.

Самодисциплина выходит на первый план. Как её укрепить? Необходимо быть честным и требовательным, в первую очередь, к самому себе, чтобы затем требовать того же от студентов. Стараюсь соответствовать этому принципу.

Может ли виртуальная лаборатория заменить реальную?

Необходимо помнить, что полностью дистанционное образование – это вынужденная мера. Есть, конечно, множество плюсов: не надо тратить время на дорогу в РУДН и обратно, можно использовать инструменты информационных технологий. Дистанционный формат удобен для проведения лекций и некоторых семинаров. Но есть и минусы, которые для инженерных направлений подготовки могут перечеркнуть все плюсы. Мне очень не хватает нашей лаборатории теории механизмов и машин. Я нашел неплохие видеоматериалы по работе механизмов. На лабораторных работах помогает бесплатное программное обеспечение для структурного, кинематического, динамического анализа (Universal Mechanism Lite, Linkage, DIADA, TMM Constructor).

Виртуальная лаборатория – это, в сущности, компьютерная модель реального места, в которой можно сформировать некоторые умения и навыки профессиональной деятельности. Обучающиеся могут наблюдать процессы и явления, трудноразличимые в условиях проведения опыта на лабораторной установке, понаблюдать за процессами, протекающими в реальности за доли секунд или за несколько лет.

В подобных лабораториях можно получить навыки исследования работы механизмов с точки зрения их кинематики и динамики, провести силовой анализ, получить умение проводить инженерный анализ результата проектирования конструкции механизма или его кинематической схемы. Однако виртуальный формат существенно сужает возможности практической подготовки: нельзя использовать многое оборудование, проводить занятия в специализированных условиях, ограничены производственные практики на предприятиях. Это существенно снижает эффективность формирования профессиональных компетенций инженеров.

По чему в университете особенно скучаете?

Скучаю по атмосфере РУДН в целом, по дням, насыщенным массой событий, по обмену мнениями с коллегами… Но главное – по живому общению с обучающимися. По тем моментам, когда видишь появление вопроса в глазах. Само название формы обучения – «очная» – говорит о возможности обучать, глядя в очи.

Самое сложное для инженера при онлайн-обучении – это практическое изучение материала. Из-за того, что мы находимся на дистанции с преподавателем, мы не можем рассмотреть более детально механизмы.  Единственная альтернатива – придумывать новые подходы. Павел Александрович превратил простой детский конструктор в наглядный материал и дополнительно к схемам показал принцип действия манипулятора промышленного робота и движения во вращательных кинематических парах 

Максим Климов
студент 2 курса, направление «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

На парах Павла Александровича присутствовать – одно удовольствие. Он проделывает большую работу, чтобы студентам на расстоянии не только объяснить, но и продемонстрировать работу сложных механизмов. Он использует уменьшенные динамические копии машинных конструкций, на которых демонстрирует работу механизма, показывает тематические фильмы, презентации. Каждую неделю нам дается практическое задание по вариантам. Например, в течение последних 7 дней мы работаем со своими плоско-рычажными механизмами, делаем их метрический синтез, строим план скоростей, план ускорений и кинематические диаграммы. Конечно, очное обучение не заменит ничто, но даже так материал усваивается хорошо, если преподаватель серьезно относится к своему делу. 

Михаил Ветлужских
студент 2 курса, направление «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»
Новости
Все новости
Коронавирус
19 июня 2023
Почему профилактика вирусных заболеваний актуальна всегда?

Сегодня период, когда мы сидели дома, общались онлайн и не выходили никуда без маски и перчаток, стал для нас негативным воспоминанием. Но вирусные заболевания не уходят навсегда. Важно каждый день помнить об элементарных правилах профилактики, которые помогут предотвратить заражение гриппом, ОРВИ или коронавирусной инфекцией.

Коронавирус
24 июня 2022
Коллективный иммунитет: ТОП-5 институтов и факультетов РУДН по количеству вакцинированных обучающихся
Коронавирус
17 июня 2022
Еженедельная рубрика РУДН: ТОП-5 институтов и факультетов РУДН по количеству вакцинированных обучающихся