Поиск механизмов эффективного контроля и обеспечение мягкой адаптации мигрантов: проректор РУДН Анжела Должикова об изменениях в системе комплексного экзамена для пребывающих в Россию мигрантов

Поиск механизмов эффективного контроля и обеспечение мягкой адаптации мигрантов: проректор РУДН Анжела Должикова об изменениях в системе комплексного экзамена для пребывающих в Россию мигрантов

В Совете Федерации 14 марта 2019 состоялся круглый стол на тему «Механизмы совершенствования проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации при получении иностранными гражданами разрешительных документов в Российской Федерации». С основным экспертным докладом на мероприятии выступила проректор по дополнительному образованию РУДН, руководитель Методической комиссии Минобрнауки России по методическому обеспечению комплексного экзамена Анжела Викторовна Должикова.

Под руководством первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмилы Николаевны Боковой была сформирована межведомственная площадка для многостороннего обсуждения проблем, связанных с проведением комплексного экзамена для пребывающих в Россию мигрантов.

Людмила Бокова, открывая работу круглого стола, отметила, что в рамках введения в Российской Федерации экзамена были разработаны тесты, сформирована инфраструктура, где сдают экзамен. На сегодняшний день тестирование проводится в более чем тысячи государственных и негосударственных организациях. В ряде регионов сформированы единые миграционные центры. В 2018 г. свыше 1,5 миллиона человек сдали экзамен при получении патента и на временное и постоянное проживание. 270 тыс. человек получили гражданство РФ, и часть из числа соотечественников также сдавали тестирование.

Участниками круглого стола были рассмотрены основные законодательные новеллы проекта федерального закона, разработанного Минобрнауки России, были высказаны предложения по его совершенствованию.

Руководитель круглого стола Людмила Бокова подчеркнула, что данная система сформирована, но нормативно-правовая база требует доработки, установления на территории страны единого порядка проведения экзамена и единых критериев отбора организаций, которые его проводят. Важно усилить государственный контроль за проведением комплексного экзамена, особенно в негосударственных образовательных организациях. Особо было отмечено, что наряду с развитием механизмов тестирования крайне важна системная работа по сохранению пространства русского языка, обеспечению доступности программ по изучению русского языка и подготовки к комплексному экзамену.

Обсуждая проект федерального закона Анжела Должикова отметила:

«Разработанный в 2019 году законопроект Минобрнауки России – наиболее проработанным, если сравнивать с теми многочисленными законодательными инициативами, которые разрабатывались в течение пяти лет проведения экзамена. Однако законопроект содержит ряд положений, требующих доработки, в том числе, в части обеспечения комплексного экзамена эффективными механизмами контроля, освобождения ряда категорий лиц, имеющих инвалидность, от сдачи экзамена».   

Валентина Львовна Казакова, начальник Главного управления по миграции МВД России, поддержав в целом предложенный законопроект, отметила необходимость дополнительной проработки положения, в соответствии с которым проведение экзамена предполагается организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В число данной категории организаций смогут войти организации в сфере образования, в том числе, имеющие отличный от образования основной профиль деятельности.

Участникам мероприятия представлен проект Рекомендаций по итогам круглого стола, текст которого будет доработан с учетом предложений, высказанных участниками.

В проекте рекомендаций по итогам обсуждения отмечается, что за период функционирования системы проведения комплексного экзамена выявлены ряд положений действующего законодательства, требующих дополнительного правового регулирования. Необходимо создать систему эффективного контроля за проведением экзамена на региональном и федеральном уровнях. Требуется нормативное закрепление дифференциации уровней сложности в зависимости от правового статуса, на который претендуют иностранные граждане.

Правительству предложено проработать вопрос о внесении в действующее законодательство нормы, освобождающей иностранных граждан с серьезными ограничениями в возможностях здоровья от подтверждения владения русским языком, знания истории и основ законодательства (инвалидов 1 категории).

В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, представители субъектов Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, представители общественности и научного сообщества, а также федеральных органов исполнительной власти: Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства по делам национальностей.

Теги образование русский язык
Новости
Все новости
Международное сотрудничество
18 апреля
Делегация Посольства Социалистической Республики Вьетнам посетила РУДН

Заместитель Министра образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам Хоанг Минь Шон посетил Российский университет дружбы народов в составе делегации Посольства страны. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества между РУДН и вьетнамскими университетами в сфере науки и образования.

Международное сотрудничество
15 апреля
Как получить стипендию «RUDN International Scholarship»

Российский университет дружбы народов объявляет конкурс на стипендию «RUDN International Scholarship».

Международное сотрудничество
12 апреля
Открыт прием заявок на стипендию «TOP STUDENT MOBILITY»

С 12 апреля по 17 мая  проходит прием заявок на участие в Конкурсе на специальную стипендию «TOP STUDENT MOBILITY» во втором семестре 2023/2024 учебного года. В конце мая 2024 года Конкурсной комиссией будут определены 25 победителей, которые получат стипендию «TOP STUDENT MOBILITY».