В 5 странах будут созданы ресурсные центры российского образования
В 5 странах будут созданы ресурсные центры российского образования
25 ноября в РУДН было объявлено о создании ресурсных центров российского образования в 5 странах: Болгарии, Киргизии, Монголии, Таджикистане, Турции. Ресурсные центры будут созданы на базе русскоязычных школ. Ведущие вузы России разработают для этих центров учебно-методические комплексы по физике, химии, математике, биологии, русскому языку. К 2024 году будет создано 50 подобных ресурсных центров.

Ресурсные центры – это новый формат довузовской подготовки абитуриентов за рубежом. На базе школ-партнеров будут проводиться дополнительные занятия по химии, физике, математике, биологии, русскому языку. Учителя этих школ пройдут специальные курсы повышения квалификации. Учебно-методические комплексы будут разработаны в 2 вариантах: базовый (на уровне госстандарта РФ) и продвинутый (олимпиадный уровень). При этом планируется, что ресурсные центры будут представлены в трех моделях, которые условно можно назвать «очным», «очно-заочным» (blended learning) и «дистанционным». Такой подход поможет привлечь внимание иностранных абитуриентов к российскому высшему образованию и выявить одаренных школьников, чтобы пригласить их в университеты России.  

«Сейчас Российская Федерация предоставляет 15000 квотных мест для иностранных абитуриентов. При этом к 2024 каждый пятый поступивший по квоте должен быть победителем олимпиад, а общее количество иностранных студентов в России должно увеличиться почти в 2 раза – до 425 000 человек. Ресурсные центры – это проект, который поможет синхронизировать учебные программы в иностранных школах-партнерах и выявить талантливых ребят. Это повысит и количество иностранных абитуриентов российских вузов, и средний уровень их знаний. Сейчас мы создаем 5 центров в Болгарии, Киргизии, Монголии, Таджикистане и Турции. Мы ставим задачи по популяризации изучения математики, биологии, химии, физики на русском языке. Через 5 лет ресурсных центров будет уже 50», - Лариса Ефремова, проректор РУДН по международной деятельности.

Для организации качественной работы по ресурсным центрам российского образования за рубежом РУДН предложил организовать консорциум ведущих университетов России. В него уже вошли 7 вузов: Российский университет дружбы народов (РУДН), НЯУ «МИФИ», Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, НИУ «МЭИ», Алтайский государственный университет, НИУ «МФТИ», РАНХиГС. Они приступили к созданию учебно-методических комплексов для школьников стран-партнеров. МФТИ и МЭИ готовят материалы по физике, АлтГУ - по биологии, СПбПУ – по химии, а МИФИ – по математике. Преподаватели РУДН разработают и базовый, и продвинутый уровни по русскому языку.

«МИФИ подготовил УМК по математике для учеников 9-11 классов ресурсных центров. Мы ориентировались на требования госстандарта, а также на требования к уровню образования абитуриентов в технических вузах РФ. Темы также подобраны так, чтобы школьник научился решать задачи повышенной трудности и смог достойно выступить на предметных олимпиадах. Учебный план мы рассчитали на 32 недели в формате смешанного обучения – с очными и дистанционными занятиями», - Татьяна Леонова, проректор по международной деятельности НИЯУ «МИФИ».

«Мы разработали учебно-методический комплекс для базового профиля по физике. Эти материалы призваны выровнять у школьников стран-партнеров знания по этому предмету в соответствии с госстандартом России и с ожиданием МЭИ от первокурсников. Мы ожидаем, что эти занятия помогут выявить талантливых иностранных абитуриентов. У нас есть похожий опыт при работе со школой №1502 в Москве – это школа при Московском энергетическом институте», - Александр Тарасов, проректор по международным связям НИУ МЭИ.

За углубленное изучение физики в консорциуме отвечает МФТИ. В их учебных материалах – темы от электрических и магнитных полей до элементов квантовой физики.

«Алтайский государственный университет для ресурсных центров разрабатывает учебно-методические комплексы по биологии. Мы планируем, что базовый профиль – это уровень российского ЕГЭ. А углубленный профиль больше подходит для выявления креативного научно-исследовательского мышления, для подготовки одаренных ребят к олимпиадам. АлтГУ видит в ресурсных центрах потенциал для расширения географии своего присутствия. Например, уже в этом году благодаря этому проекту мы начинаем сотрудничество с Болгарией и Турцией», - Елена Шапетько, председатель комиссии ЕГЭ по биологии Алтайского края, доцент кафедры зоологии и физиологии Алтайского государственного университета.

«Так как нашим выпускникам наиболее интересны российские программы по международным отношениям, стоматологии и инженерным профилям, то нам интересно сотрудничество по всем 5 предметам. При этом важно развивать очный формат ресурсных центров, чтобы русскоязычные дети в Турции могли в родных школах как можно больше общаться с экспертами из России», - Александр Бабаев, координатор по внешним связям Московской международной школы в Анталии (Турция).

«Мы готовы стать ресурсным образовательным центром России не только для учеников нашей школы, но и для русскоязычных детей всей Болгарии. Наша инфраструктура позволяет нам и проводить дополнительные занятия, и курсы повышения квалификации педагогов, и олимпиады. Возможны и иные очные форматы – летние школы и SMART-смены. Мы надеемся, что этот проект поможет создать новые учебники по русскому языку для детей, владеющих языками славянской группы», - Николай Недялков, директор школы "Камчия" (Болгария).

«Школа «Газпром-Кыргызстан» создана специально для работы с талантливыми детьми, и мы готовы стать ресурсным центром, быть проводником лучшего опыта российской системы образования, открывать возможности ведущих университетов России для других школ в Кыргызстане.  Мы готовы стать базой для очных форм ресурсных центров – в том числе для проведения олимпиад. У нас своя учебная обсерватория, так что интересно будет работать и по направлениям «Физика», «Математика» в контексте астрономии», - Станислав Епифанцев, замдиректора школы «Газпром-Кыргызстан» (Кыргызстан).

«Нам очень интересны возможности проекта «Ресурсные центры» не только для школьников, но и для педагогов – очень важны сильные программы повышения квалификации учителей. Для детей наиболее востребованы будут углублённые варианты по естественнонаучным предметам. Мы готовы дать свою площадку и стать ресурсным центром для других школ Таджикистана для проведения российских олимпиад и ЕГЭ», - Светлана Пирова, директор Российско-таджикской средней общеобразовательной школы при Российско-Таджикском славянском университете (Таджикистан).

«У нас 80% преподавателей - из России, поэтому с русским языком особых сложностей не будет. Около наших 30 выпускников каждый год поступают в Россию по правительственным квотам. Поэтому нам, в первую очередь, интересно углубленное изучение математики, химии, физики, биологии», - Дарима Дышынова, замдиректора Совместной Монголо-Российской школы №3 в Улан-Баторе (Монголия).

В рамках мероприятий «Создание не менее 5 ресурсных центров для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на углубленном уровне (на русском языке) в странах-партнерах, в том числе с использованием сети организаций Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, российских центров науки и культуры, офисов транснациональных и российских компаний за рубежом» Федерального проекта «Экспорт образования» Национального проекта «Образование».

Теги: образование
Новости
Все новости
Выпускники
22 августа 2019
«РУДН – это академическая свобода, что очень важно для исследований», - выпускник РУДН Никита Куклин

Никита Куклин - выпускник факультета гуманитарных и социальных наук, направление «Международные отношения». Почему быть ученым не только престижно, но и выгодно и в какие игры играют будущие дипломаты читайте в интервью Никиты.

Международное сотрудничество
26 августа 2019
Специалисты РУДН проведут в Молдове курсы повышения квалификации для преподавателей

РУДН подготовил образовательную программу для преподавателей Молдове по заданию Федерального агентства "Россотрудничества". Курсы предназначены для учителей как русского языка, так и других предметов, преподаваемых на русском. Среди образовательных направлений - математика, биология и химия.

Международное сотрудничество
28 августа 2019
ОАЭ и РУДН готовы развивать сотрудничество

27 августа делегация министерства образования Объединенных Арабских Эмиратов, которую возглавил министр образования ОАЭ господин Хуссейн бин Ибрагим аль Хаммади (His Excellency Hussain bin Ibrahim Al Hammadi), посетила РУДН с официальным визитом.