Конференция «Состояние и перспективы методики преподавания русского языка и литературы»

Конференция «Состояние и перспективы методики преподавания русского языка и литературы»

Российский университет дружбы народов Санкт-Петербургский государственный университет Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина Центр международного образования МГУ им. М.В.Ломоносова Институт языкознания РАН Пятигорский государственный лингвистический университет   ПРОГРАММА  Международной научно-методической конференции «СОСТОЯНИЕ  И  ПЕРСПЕКТИВЫ  МЕТОДИКИ  ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО  

Российский университет дружбы народов
Санкт-Петербургский государственный университет
Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина
Центр международного образования МГУ им. М.В.Ломоносова
Институт языкознания РАН
Пятигорский государственный лингвистический университет 

ПРОГРАММА 
Международной научно-методической конференции
«СОСТОЯНИЕ  И  ПЕРСПЕКТИВЫ  МЕТОДИКИ  ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ»

(1 – 2 ноября 2008 г., Москва)

31 октября 2008 г.

Заезд участников Конференции. Размещение.

01 ноября 2008 г.
Площадка: Российский университет дружбы народов
(ул. Миклухо-Маклая, 6. Главное здание РУДН)

8.30 – 10.00   

Регистрация участников Конференции.
Международный фестиваль «Русский язык на космической орбите» с участием российского космонавта В.В. Циблиева,  М.М. Харламова и  американского астронавта Скота Келли.
(Холл главного здания РУДН)

10.00 – 11.20

Торжественное открытие Конференции.
Пленарное заседание.
(Большой актовый зал)

11.20 – 13.30

Стендовые выставки. Выставки-презентации книг издательств.
(«Дрофа», «Златоуст», «Русский язык за рубежом», «Русский язык». Курсы, «Русский язык и литература в Азербайджане», «Русский язык в Казахстане»).
(Холл главного здания РУДН)

11.30 – 12.15

Церемония открытия «Аудитории Русского мира» Фонда «Русский мир» на базе РУДН.
(Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин, ауд. №206)

12.15 – 13.30

Кофе-пауза.

13.30 - 14.50

Продолжение Пленарного заседания.

14.50 - 15.00

Перерыв

15.00 – 18.00

Продолжение работы Конференции на площадках
РУДН и ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова.

01 ноября 2008 г

Площадка: Российский университет дружбы народов
(ул. Миклухо-Маклая, 6)

15.00-18.00

РАБОТА СЕКЦИЙ.

 

СЕКЦИЯ I. Новые тенденции в методике преподавания русского языка как родного и литературы.
(Зал №3).

15.00-18.00

СЕКЦИЯ II. Традиции и инновации в методике преподавания русского языка как иностранного. Обучение русскому языку как языку специальности (Памяти проф. Е.И.Мотиной).
(Зал №1).

15.00-18.00

СЕКЦИЯ IV. Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в системе довузовской подготовки.
(Ауд. №330).

15.00-18.00

СЕКЦИЯ V. Проблема изучения языкового сознания носителей различных этнических культур.
(Зал №2).

15.00-18.00

 

 

 

18.30 – 20.00

СЕКЦИЯ VI. Вопросы методики преподавания русского языка в ситуации естественного билингвизма (инонационально-русский билингвизм). Cопоставительная лингвокультурология. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. Проблема изучения языкового сознания носителей различных этнических культур.
(Актовый зал экономического факультета).

Фуршет.

Площадка: Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова
(Зал-ротонда, 31 этаж)

15.30 – 19.00 

РАБОТА СЕКЦИИ.
«Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного».

19.00-20.00          Фуршет

 

02 ноября 2008 г.
Площадка: Российский университет дружбы народов
(ул. Миклухо-Маклая, 6)

10.00 – 17.00

РАБОТА СЕКЦИИ III, РАБОТА КРУГЛЫХ СТОЛОВ.

 

 

10.00 – 12.00

Круглый стол № 1. «Новые тенденции в методике преподавания русского языка как родного и литературы».
Встреча участников Конференции с коллективом кафедры русского языка и литературы ИИЯ РУДН. (Банкетный зал)

13.00-17.00

Круглый стол № 2. «Русский язык как язык межнационального, культурного и делового сотрудничества. Русский язык как одно из средств выражения художественного образа иной национальной культуры: достижения и перспективы».
Презентация книги «Антология литературы народов Северного Кавказа». (Зал №1)

13.00-17.00

СЕКЦИЯ III. Актуальные проблемы русистики и общего языкознания: теоретические и прикладные аспекты
(памяти профессора Геннадия Прокопьевича Мельникова)
(Зал №3)

13.00-17.00

МАСТЕР-КЛАССЫ. ТРЕНИНГИ. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ УРОКИ.

 

Мастер-классы по прикладной лингвокультурологии . (Ауд.№400)

 

Презентация уроков русской языковой культуры (язык-литература→культура). (Ауд. №400)

 

Мастер-класс «Инновационные подходы в преподавании русской орфографии». (Ауд. 400)

 

Презентация электронного учебника по русскому языку (РУДН).
(Ауд. 400)

 

Тренинг межэтнической компетентности (ПГЛУ, Пятигорск).
(Ауд. №401)

 

Тренинг межкультурной толерантности (ПГЛУ, Пятигорск).
(Ауд. №401)

 

Презентация книги «Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставительный анализ английской и русской лингвокультурных традиций» (РУДН – МГЛУ).
(Ауд. №401)

17.00-19.30

Подведение итогов работы Конференции.
На площадках образовательных учреждений – участников конференции.
Банкет.

Площадка: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
(ул. Академика Волгина, 6, 3ал Ученого совета, 2-й этаж)

13.00-17.00

РАБОТА КРУГЛОГО СТОЛА.
«Ключевые проблемы методики обучения русскому языку».

Подведение итогов работы Конференции.

Фуршет.

Площадка: Центр международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова
Зал-ротонда, 31 этаж

10.00-18.00
18.00-19.30       

РАБОТА СЕКЦИИ. «Экология культуры».
Подведение итогов работы Конференции.
Фуршет.

3-4 ноября 2008 г.

АССАМБЛЕЯ РУССКОГО МИРА

Площадка: Интеллектуальный центр МГУ им. М.В. Ломоносова
(Ломоносовский проспект, д. 27)

9.30 – 11.00

Регистрация участников Ассамблеи.

Работа тематических выставок.
- Выставочная экспозиция Фонда «Русский мир»
- Галерея портретов российских писателей и поэтов
- Выставка-ярмарка «Город мастеров»
- Книжная выставка, фотовыставки

Работа пресс-центра Ассамблеи.

11.00 – 13.30

Церемония открытия Второй Ассамблеи Русского мира.
Прямая телевизионная трансляция.
Актовый зал

13.30 – 15.00

Обед

15.00 – 17.00

Работа круглых столов, секций.

 

Панельная дискуссия «Русский мир в действии». Актовый зал

 

Круглый стол «Русский мир и процессы глобализации».
Зал-трансформер №1

 

Круглый стол «Российская культура в мировом контексте».
Зал-трансформер № 2

 

Круглый стол «Информационное пространство Русского мира».
Зал-трансформер № 3

 

Тематическая секция «Русский язык в международном общении».
Зал-трансформер № 4

17.00 - 18.30

Фуршет.

18.30 - 19.45

Художественно-развлекательная программа
«Музыкальное сердце театра» (гала-концерт номеров из лучших российских музыкальных спектаклей и мюзиклов).
Актовый зал

20.00

Отъезд автобусами до гостиниц.

4 ноября 2008 г.

13.00

Культурно-экскурсионная программа.
Отъезд автобусами от гостиниц
(время может меняться в зависимости от предлагаемой программы).

01 ноября 2008 г.
Площадка: Российский университет дружбы народов
(ул. Миклухо-Маклая, 6. Главное здание РУДН)

Торжественное открытие Конференции
(Актовый зал)
Приветственное выступление студентов РУДН - Gaudeamus igitur.
Вступительное слово ректора РУДН Владимира Михайловича Филиппова.
Вступительное слово исполнительного директора Фонда «Русский мир» Вячеслава Алексеевича Никонова.
Вступительное слово- председателя русофонной группы Ген. Конференции ЮНЕСКО Олжаса Омаровича Сулейменова.
Вступительное слово заместителя Министра науки и образования Российской Федерации Исаака Иосифовича Калины.
Вступительное слово президента СпбГУ, председателя Попечительского совета Фонда «Русский мир» Людмилы Алексеевны Вербицкой.
Вступительное слово ректор ГИРЯ им. А.С. Пушкина Юрия Евгеньевича Прохорова
Приветствие ректора ПГЛУ Александра Павловича Горбунова (зачитает проректор по науке ПГЛУ Заур Асланович Заврумов).
Приветствие главного редактора журнала «Дружба народов», писателя Александра Луарсабовича Эбаноидзе.
Приветствие зам. директора, зав. кафедрой русского языка ЦМО МГУ имени М.В.Ломоносова Веры Александровны Степаненко.
Приветствие начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Героя Российской Федерации, летчика-космонавта России, генерал-лейтенанта Василия Васильевича Циблиева.

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
13.30 – 14.50 Актовый зал экономического факультета
Владимир Павлович Синячкин – зав. кафедрой русского языка и литературы ИИЯ РУДН.
Татьяна Михайловна Балыхина - декан факультета повышения квалификации РУДН. Маханбет Джусупов - профессор Узбекского государственного университета мировых языков (Ташкент, Узбекистан).
Наум Лазаревич Лейдерман – профессор Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург, Россия).
Белла Марковна Есаджанян – профессор  (Ереван, Армения).
Сосорбарамын Эрдэнэмаам - профессор Института иностранных языков Монгольского государственного университета образования, зав. кафедрой русского языка и литературы.
Валентина Авраамовна Маслова – профессор Витебского государственного университета (Витебск, Белоруссия).
Заур Асланович Заврумов – проректор по научной работе и развитию интеллектуального потенциала ПГЛУ  (Россия, Пятигорск).
Лала Гусейновна Гулиева – профессор, зав. кафедрой русского языкознания Бакинского государственного университета (Баку, Азербайджан).
Ксения Владимировна Маёрова – профессор кафедры русского языка и методики его преподавания РУДН, Россия.
Марина Львовна Новикова – профессор кафедры русского  языка юридического факультета РУДН.
Улданай Максутовна Бахтикиреева – профессор кафедры русского языка и литературы ИИЯ РУДН.

15.00-18.00

РАБОТА СЕКЦИЙ

 

СЕКЦИЯ I.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО И ЛИТЕРАТУРЫ
(Секция «Русский язык как родной» Зал № 3)
Руководители: Синячкин В.П., Маёрова К.В., Руденко-Моргун О.И.
(Секция «Русская литература, Многонациональная русскоязычная литература» Ауд. №472)
Руководители: Коваленко А.Г., Лейдерман Н.Л.

Доклады:
Р.А. Арзуманова Развитие социокультурной компетенции студентов из стран Содружества на занятиях по «Русскому языку и культуре речи»
Ю.А. Белкина Игровое моделирование как новая технология оценки педагогических результатов по методике преподавания русского языка
Д.Б. Берг Е.Б. Берг Преподавание русского языка в виртуальной образовательной среде
О.И. Боева Электронное учебное пособие по методике преподавания русского языка в схемах, таблицах и опорных конспектах как цифровой образовательный ресурс
М.А. Брагина Актуальные проблемы в преподавании русского языка
как родного и пути их решения
Л.П. Быков, Н.А. Купина Филология и идеология: опыт анализа поэтических текстов «второго ряда»
М.Д. Ваджибов О некоторых вопросах в преподавании русского языка и культуры речи на неязыковых гуманитарных факультетах Дагестанского государственного университета
Н.П. Вебер Использование информационных технологий на уроках русского языка как средство формирования компетенций обучающихся
Л.А. Вербицкая, Т.М. Балыхина Русский язык в эпоху перемен: ключевые тенденции
М.В. Габдуллина Методика обучения русскому языку на основе моделирования интегративных связей в содержании учебного материала
В.И. Громова Анализ проблем дистанционного обучения взрослых (из опыта проведения курса «Филологический анализ текста»)

Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова Специфика учебного курса «Русский язык и культура речи» для студентов медицинских вузов (содержательно-методический аспект учебного пособия «Русский язык и культура речи»)
Т.Б. Гуртуева, М. Услу Интерпретация поэтического текста (из опыта работы с турецкими студентами)
Т.Г. Джафаров, И.М. Джарчиева Из опыта создания программ и учебников по литературе для общеобразовательных школ Азербайджана с русским языком обучения
О.И. Дмитриченко Фразеологизмы библейского происхождения
О.Е. Дроздова Лингвистика в средней школе: спектр возможностей
Т.К.Емельянова Повышение качества подготовки будущих специалистов
в области орфографии
Е. И. Зейферт Методика изучения жанровых процессов в национальной литературе
Е.А. Иванова К вопросу о разработке комплекта электронных интерактивных таблиц по русскому языку
А.М. Казиева «Кавказскость современной русскоязычной северокавказской литературы»
Б.Г. Каирбеков Два могучих крыла Пегаса
И.Е. Карпович Формирование предметной, социокультурной и коммуникативно-речевой компетенции студентов-нефилологов в системе профессионального образования
В.Б. Куриленко Культурно-языковое образование студентов-нефилологов
В.В. Киссюк Слово – творец действительности (методика обучения культуре речи российских студентов-нефилологов)
А.Г. Коваленко Триллер нового времени (А.А. Азольский)
А.В. Коренева Инвариантная и вариативная составляющие в системе профессионально ориентированного обучения курсу «Русский язык и культура речи»
Л. В. Коротенко Отражение языкового сознания авторов в афористических текстах В. Токаревой, Н. Горлановой и Л. Улицкой
Н.А. Красс Вербальное и невербальное самораскрытие студентов в процессе обучения культуре речи как современная психолого-педагогическая проблема
Е.Н. Кремер К вопросу о роли и значении русских художественных текстов национальных авторов в развитии культуры
Е.Л. Кудрявцева Использование материалов художественного кинематографа на занятиях по русскому языку и литературе: к постановке проблемы
М.В. Кузнецова Работа над письменной речью в старших классах общеобразовательной школы
Н.Л. Лейдерман О «белых пятнах» и мифах в истории русской литературы советской эпохи (1920-е годы)
К.В. Маёрова Язык и стиль эпопеи А.И.Солженицына «Красное колесо» и рассказов «крохоток» как отражение русского национального и культурно-языкового развития
Р.В. Моргунов Особенности понятия термина «лирический герой»
И.Е. Намакштанская Эстетическая основа комического в творчестве Н.В. Гоголя и В.С. Высоцкого
И.Т. Народовска Современная женская проза в свете методики преподавания литературы в учебных заведениях Латвии
И.Н. Политова Новые подходы к изучению словосочетания
Л.Ю. Романова День русского языка – одно из направлений развития индивидуальных особенностей школьников
О.И. Руденко-Моргун, Л.А. Дунаева, А.Л. Архангельская, М.А. Брагина
Вариативные электронные образовательные ресурсы для поддержки школьного курса русского языка
Н.В. Сайкова Лингвоперсонологические аспекты лингводидактики
(на примере уроков развития речи)
В.П. Синячкин О новом подходе к методике преподавания орфографии
на примере курса русского языка для соотечественников, проживающих за пределами России
Т.М. Соколова О проблемах обучения русскому языку как родному при подготовке гуманитариев в нефилологических вузах
Т.В. Стрыгина Электронные ресурсы на уроках русского языка
С.В. Цынк Совершенствование произносительной грамотности
студентов-нефилологов
Е.А. Чубина Лингвокультурологический спецкурс активного типа для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»
С.В. Юртаев Состояние и перспективы изучения тенденций в методике обучения русскому языку как родному
Д.У. Якибова Принципы преподавания русской литературы как иностранной

 

15.00-18.00

СЕКЦИЯ II.
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
(ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ЕКАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ МОТИНОЙ)
(Зал №1)
Руководители: Т.М. Балыхина, З.И. Есина, Л.П. Клобукова,

Доклады:
Л.В. Анисимова Некоторые аспекты проблемы совершенствования языковой компетенции иностранных студентов-нефилологов
Н.А. Антонова, В.А. Коломиец Наглядность как средство обучения
Н.А. Артёменко Применение интерактивных образовательных технологий
при обучении русскому языку как иностранному
Б.С. Балгазина, Б.У. Салыхова Информационно-коммуникационные инструменты обучения языкам
Т.М. Балыхина Новые компетенции в профессиональной квалификации
российского педагога
Л.Б. Белоглазова Традиции в методике преподавания неродного и иностранного языка. Процесс формирования коммуникативной компетенции в чтении литературы по специальности
Н.Г. Большакова К проблеме домашнего чтения при обучении иностранцев русскому языку
М.Б. Будильцева, И.А. Пугачёв Формирование коммуникативной и культурологической компетенции при обучении культуре речи российских и иностранных студентов-нефилологов
Т.К. Будовская, А.А. Шараборова Профессиональная периодика: пишем и читаем! (обзор публикаций журнала «Русский язык за рубежом» последних лет)
М.А. Булавина О дискурсивной направленности дисциплины «Русский язык и культура речи», изучаемой студентами-нефилологами
Алиреза Валипур (Ali reza Valipour) О состоянии и методике обучения Русскому языку в Иране
Н.В. Гагарина Выявление коммуникативных потребностей иностранных студентов начального этапа обучения технического профиля при обучении языку специальности
И.И. Гадалина К вопросу создания учебно-методических систем для анализа-представления грамматического и лексического материала (элементарный и базовый уровни)
Галаева М.Н., Новоселова Н.В.Использование научно-популярных текстов при обучении чтению на уроках научного стиля речи как фактор мотивации
С.Г. Гась Современный фольклор и методика преподавания русского языка как иностранного
О.Г. Глазова К вопросу об обучении иностранных студентов-медиков
общению в научно-профессиональной сфере (II сертификационный уровень владения РКИ)
И.М. Грицевская, О.Г. Жиркова, Л.Н. Стронгина Адаптационные лексико-грамматические темы в обучении иностранных студентов – медиков
О.К. Деминова К вопросу об использовании игровых заданий
на начальном этапе обучения РКИ для формирования и закрепления грамматических навыков
З.И. Есина, С.С. Ефимова, Е.В. Дмитриева О вводном лингво-предметном курсе по математике, физике и химии в инновационном комплексе «Русский язык – будущему специалисту»
О.В. Игнатьев, Т.В. Шустикова  Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся с использованием видеозаписей
М.М. Калиновская  О функциональных особенностях тестового практикума по русскому языку для делового общения
Л.П. Клобукова, И.Н. Афанасьева Реализация диагностирующей функции контроля при организации сертификационного тестирования
Костина С.Г., Румянцева Н.М. Российский вариант «Европейского языкового портфеля» как инструмент самооценки при обучении РКИ
М.А. Криммель Социокультурная компетенция в методике преподавания РКИ: состояние и перспективы
В.А. Кулакова Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной коммуникации (клуб «Друзья русского языка»)
В.Б. Куриленко Формирование дискурсивной компетенции в сфере русскоязычной письменной профессионально-деловой коммуникации
Н.Н. Лапынина, Л.Й. Шкут, Т.Н. Гапонова К вопросу о создании профильных учебно-методических пособий по РКИ
Е.В. Михайлова, Е.А. Ушакова Специальные тексты на занятиях по РКИ в музыкальном вузе: особенности, функции, новые тенденции в использовании
Н.А. Нечунаева, М. Таммела, Е.С. Трахтман Язык специальности: учебные материалы по русскому языку для студентов Академии МВД
Н.С. Новикова Межкультурная коммуникация и модальность: проблема адекватного понимания
И. Ожеховска Элементы истории языка в учебнике русского языка «Азбучные истины» для начинающих студентов-филологов
И.Ю. Попович Функции перевода в процессе обучения русскому языку иностранных студентов-нефилологов
И.А. Пугачёв К вопросу о формировании социокультурной составляющей коммуникативной компетенции иностранных учащихся
И.А. Пугачев, Л.А. Яркина Виды и формы контроля при обучении иностранных студентов повседневному общению
Н.А. Решке Применение метода моделирования в процессе обучения русскому языку как иностранному
Ю.А. Романов, Т.А. Снегурова, Н.И. Нагайцева, Н.В. Северин Краткий корректировочный курс РКИ
М. Руис-Соррилья, Л.А. Дунаева Электронные средства обучения русскому языку как иностранному с точки зрения теории учебника
Р.Д. Сафарян Выразительное чтение в курсе русской словесности для иноязычных учащихся
И.Ю. Свинцова  Использование сайта «В контакте.ру» при обучении иностранных студентов русскому языку
Е.В Сорокина Механизмы порождения фонетических ошибок на письме
Е.С. Трахтман, М. Таммела, Н.А. Нечунаева Преподавание русского языка как иностранного в Академии МВД
С.А. Хавронина Актуальные проблемы повышения методической компетентности преподавателя русского языка как иностранного
К.С. Харина Особенности преподавания РКИ в условиях украино-язычной среды
А.А. Шарапа Значимость историко-этимологического комментария при презентации медицинской терминологии на уроках РКИ
В.В. Шмелькова Некоторые вопросы преподавания русской лексики в аспекте РКИ
Т.В. Шустикова, И.А. Воронкова, Н.В. Журкина, Ю.В. Карпова, Е.Н. Шоркина, Н.Ж. Хамгокова Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в период вводно-лингво-предметного курса
Л.П. Яркина Использование художественного текста в иноязычной аудитории (в условиях отсутствия языковой среды)

 

15.00-18.00

СЕКЦИЯ IV.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
(Ауд. №330)
Руководители секции: А.Е. Базанова, А.Г. Саркисян,  Н.П. Кириленко

Доклады

 

Н.А. Артёменко Организация процесса обучения русскому языку и литературе в старшей (профильной) школе
А.Е. Базанова, Н.П. Кириленко Актуальные проблемы обучения русскому языку и литературе в системе довузовской подготовки
Г.Н. Боева Преподавание литературы на подготовительных курсах (из опыта работы негосударственного вуза)
В.И. Гынин Анализ некоторых трудностей в написании сочинения-рассуждения при сдаче ЕГЭ
О.А. Козлинская Использование смысловых блоков школьного сочинения
при подготовке к ЕГЭ
Е.И. Коновалова Стратегия подбора синонимов при работе с поэтическим текстом на уроках русского языка с учащимися-инофонами
О.А. Швецова, Е.В. Сидорова К вопросу о преемственности в преподавании русского языка в школе и вузе
Ж.А. Майдангалиева О некоторых аспектах проблемы литературного развития школьников в методике преподавания литературы
Е.В. Ослина Вступительные экзамены по литературе  как проверка подготовки абитуриентов
А.Г. Саркисян Словари – друзья и помощники абитуриентов (на материале русско-армянских словарей)
О.И. Соколова Обучению русскому языку в вузе: к вопросу о преемственности обучения
О.А. Усатова Организация поэтапного обучения путевому очерку и путевой заметке как средства формирования коммуникативной компетентности учащихся 9 классов
Г.А. Химич, И.И. Торботряс Литературное научное общество в школе: дорога в вуз
С.Я. Шитова К вопросу о месте лингвокультурологического аспекта в процессе преподавания РКИ (довузовский этап обучения)

 

15.00-18.00

СЕКЦИЯ V.
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР
(Зал №2)
Руководители: Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Чеботарева

Доклады

 

Е.А. Аршавская, А.А. Нистратов Некоторые особенности восприятия названий ряда стран российскими информантами
Д.А. Бактыбаева Проблемы изучения языкового сознания носителей
различных этнических культур
О.В. Балясникова «Чужой» и «пришлый» в русском языковом сознании
А.А. Воейкова Психолингвистический анализ ценностных ориентаций в русских рекламных текстах (на примере ценности «здоровье»)
Е.А. Григорьева  Языковая реализация представлений об Адаме в русской и английской лингвокультурах
А.А. Денисова. Факторы эффективности русскоязычного делового общения в политкультурной среде
П.С. Дереско Выявление латентных свойств лексических единиц текста как мотивационного выразителя изучаемого языка в полиэтнической среде
В.В. Дронов, В.П. Синячкин, Е.Ф. Тарасов Прикладная лингвокультурология как способ формирования обыденного языкового сознания (анализ учебно-методического комплекса)
И.В. Журавлев, В.К. Журавлев О мужском и женском в русской культуре
С. Г. Кадочникова Проблемы изучения языкового сознания носителей различных культур, или еще раз о диалоге культур
И.С Карабулатова, А.А Исакова Этнолингвистические особенности языка нефтяников в Тюменской области
Г.М. Ниязова Полилингвокультурный феномен коммуникативного пространства полиэтничного региона
И.Ю. Марковина Образ русских в эндоэтническом и экзоэтническом «зеркале»
Л.Е.Маркосян Некоторые особенности концепта «судьба» в сопоставлении с армянским
И.А. Морозова О ключевой лексеме концепта «женщина» (синтагматический аспект)
Г.А. Омарбекова Фрейм-структура как способ ментальной репрезентации знаний в ситуации межкультурной коммуникации
Е.С. Ощепкова Образ денег в языковом сознании русских
А.Д. Палкин О влиянии письменности на языковое сознание
С.П. Самойлова, А.А Нистратов Анализ состояния общественного сознания россиян в первой половине 21 века
Н.С. Сергиева Этнокультурная специфика образов сознания
В.П. Синячкин Общечеловеческие ценности как инструмент анализа
языкового сознания членов общества
М. Стефанович  Язык о семье: анализ ассоциативных полей в сербском и русском языках
Е.Ф. Тарасов Общечеловеческие ценности: русско-украинские параллели
Н.В. Уфимцева Культура, сознание и язык как деятельностная структура
Н.В. Хохлова К проблеме динамики освоения объектов природы диалектным языковым сознанием
Е.Ю. Чеботарева Изучение представлений детей-билингвов и монолингвов о своей и чужой национальности с помощью рисуночных тестов
Л.А. Чернова Именной предикат как средство раскрытия языкового сознания литературного героя (на материале рассказа А.П.Чехова «О любви»)
Б. Шавхелишвили Проблемы исследования языкового самосознания носителей различных этнических групп (на материале цова-тушинского (бацбийского) языка)
М.Р. Шумарина К вопросу об изучении метаязыкового сознания этноса

 

15.00-18.00

СЕКЦИЯ VI.
ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИТУАЦИИИ ЕСТЕСТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА (ИНОНАЦИОНАЛЬНО-РУССКИЙ БИЛИНГВИЗМ). СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
(Актовый зал экономического факультета)
Руководители: О.О. Сулейменов, Г.В. Маркосян, Т.Т. Камболов

 

Доклады
А.А. Абдуллаева Обучение русскому языку студентов нефилологических специальностей (на материале вузов Узбекистана)
М.Б. Амалбекова Речевое поведение би- и полилингвов
М.В. Арошидзе Лингвокультурологический комментарий текста
в процессе преподавания РКИ
Н.А. Ахметова Обучение созданию вторичных текстов по русскому языку как неродному
Р.Г. Баяманова Афоризм как учебный текст
Г.Г. Буржунов Лингвистические основы обучения русскому произношению в полиэтническом регионе Дагестан и в школах с многонациональным составом учащихся
М.Г. Буржунова Формирование нормированной русской речи – основное условие успешного обучения русскому языку  учащихся национальной школы
А. И. Варламова Развитие познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы в V-VI классах якутской школы
Н.А. Горбачёва К проблеме формирования коммуникативной компетенции учащихся русских школ Молдовы
С.А. Гринберг Художественные образы белорусской культуры в русских текстах билингвального автора (на примере исторических повестей В.Короткевича)
Л.Г. Гулиева Перспективы совершенствования методики преподавания русского языка учащимся подготовительного отделения
Г.М. Далабаева Типовые свойства межкультурной коммуникации
З.К. Дербишева Научно-методические основы учебника по русскому языку для сельских регионов Кыргызстана
В.А. Джаксыбаева Определение уровня владения учащимися литературным произношением гласных русского языка в условиях узбекских говоров
М. Джусупов  Лингводидактика и методика в диссертационных исследованиях по обучению неродному языку
З. Дзасохова Особенности русского художественного текста национального автора (на примере романа «Навстречу жизни» осетинского автора Езетхан Уруймаговой)
М.А. Егиазарян Учёт характера билингвизма студентов в процессе подготовки филологов-русистов в Республике Армения
Б.М. Есаджанян, Л.Г. Баласанян Особенности структуры урока в системе
билингвального обучения с использованием принципов Коллективного Способа Обучения (КСО)
В

Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
11 апреля
В РУДН провели тренировку по быстрой и безопасной эвакуации

Ряд telegram-каналов распространяет «молнию» о том, что в РУДН идет эвакуация, работают сотрудники полиции и МЧС. По факту — это учебная тревога.

Жизнь в РУДН
10 апреля
Открыт набор на работу в третьем трудовом семестре в ИССО «Меридиан Дружбы»

История строительного отряда уже насчитывает 60 лет! За эти годы тысячи студентов нашего университета не только приобрели знания и навыки в новой профессии, но и обрели друзей на всю жизнь.

Жизнь в РУДН
5 апреля
Права человека и визит индийского профессора: новый выпуск газеты «Дружба» уже в зданиях РУДН

В конце прошлого года в РУДН под эгидой Министерства иностранных дел Российской Федерации состоялось празднование 75-летия Всеобщей декларации прав человека — основополагающего документа, закрепившего права человека на международном уровне. А вот что понимается под правами человека сегодня, мы спросили у заведующего кафедрой международного права РУДН, профессора МГИМО МИД России Аслана Хусейновича Абашидзе.