«Вы редко встретите студента, которому нравится часами корпеть над курсовой или дипломом. Так вот — я этот студент» — Александра Антонова, студентка Факультета физико-математических и естественных наук

«Вы редко встретите студента, которому нравится часами корпеть над курсовой или дипломом. Так вот — я этот студент» — Александра Антонова, студентка Факультета физико-математических и естественных наук

О научных статьях — простым языком, о любви к химии сквозь школу, бакалавриат и магистратуру нам рассказала Александра Антонова, I курс.

Александра, почему РУДН?

Выбрала РУДН по рекомендации знакомого. Он сказал, что здесь много практики. Он работает в научных лабораториях образовательных организаций и проводил исследование с учеными из РУДН.

Как давалась химия в школе?

Как только этот предмет появился в школе — я сразу заинтересовалась. Периодическая система элементов, таблица валентности, решетки... Настолько втянулась, что перевелась в школу с химическим профилем. Чем больше узнавала — тем интереснее становилось, но знать все — невозможно. Я учу химию седьмой год и до сих пор сталкиваюсь с трудностями. Но это меня и привлекает — узнавать новое, преодолевать преграды, искать решения и проводить опыты.

Многих пугает периодическая система, но это далеко не самое сложное, а тем, кто только начинает погружаться в эту науку, открою тайну — на большинстве экзаменов таблицу Менделеева раздают.

Почему именно химия? Не физика или математика?

Практика, возможность сделать что-то своими руками, ставить опыты и проводить эксперименты — вот, что привлекает. Вы редко встретите студента, которому нравится часами корпеть над курсовой или дипломом. Так вот — я этот студент. Я люблю научную литературу, мне нравится читать, писать, получать новую информацию. А самое любимое — совмещать теорию с практикой. Это незабываемо, когда собственными силами делаешь лучше, чем это описано в литературе. Химия раскрывается совершенно с другой стороны, когда попадает в руки человека.

Ты исследуешь тему «Синтез на основе NHC-карбениевых лигандов новых рутениевых комплексов и их использование в реакциях метатезиса» — набор непонятных терминов для обывателя. Объясни по-простому.

Мы получаем и изучаем свойства рутениевых катализаторов для реакции метатезиса.

  1. Рутений — дорогой металл. Работать с ним нужно аккуратно и вдумчиво из-за многостадийной работы.
  2. Мы делаем катализаторы дешевле и доступнее. Катализатор — это химическое вещество, которое ускоряет реакцию, но само не расходуется в ней. В органическом синтезе сейчас популярно использовать катализаторы на основе разных металлов — например, для получения полимеров и биологически активных молекул. Они могут применяться в синтезе биологически активных молекул. А те могут быть использованы для производства лекарств.
  3. NHC-лиганд — это часть катализатора, которая обеспечивает его стабильность. Важно указывать такие тонкости в названии или начале работы. Это дает понять, с чем мы имеем дело.
  4. Метатезис — это химическая реакция, для которой мы получаем рутениевые катализаторы. Есть красивое объяснение этому процессу. Метатезис — как танец двух пар, в процессе они меняются партнерами. Руки — как связи, а сами танцоры — разные заместители. В 2005 году Нобелевскую премию присудили трем исследователям за развитие метода метатезиса в органическом синтезе. Этим интересуются, потому что это удобный и простой способ получить разнообразные сложные молекулы и полимерные материалы. Тема популярная — работы выпускаются практически ежедневно. Она затрагивает в том числе и то, что у всех на слуху — нефтехимию.

Чем обусловен выбор темы исследовательской работы?

Занялась органическим синтезом еще в бакалавриате. Тогда, с помощью полученных в нашей лаборатории катализаторов реакции метатезиса, я получила свою первую молекулу, которая раньше не была описана. До сих пор нахожу в этой теме огромный простор для научных исследований.

Ты любишь писать работы, публикуешь статьи. Что мотивирует?

Первое — поддержка университета. Здесь дают возможность реализовать себя в науке за рубежом. Коллеги по лаборатории уже не раз уезжали заграницу по учебе. Второе — наш научный руководитель Федор Иванович Зубков, который заинтересован в том, чтобы его студенты были конкурентоспособными не только среди российских ученых, но и на мировом уровне. Я благодарна Федору Ивановичу, что делает все возможное для воплощения наших инициатив в жизнь.

Расскажи о работе в лаборатории

Химик — одновременно теоретик и практик, мы получаем информацию из спецлитературы и воплощаем её в жизнь в лаборатории. В конце прошлого года выпустила две статьи: одна — по синтезу катализаторов, вторая — по их применению. Работаю в команде с однокурсниками и ребятами помладше. Контролирует работу научный руководитель — учит, как надо и не надо, хвалит и ругает, помогает разобраться в тонкостях.

Наша лаборатория органического синтеза также занимается химией гетероциклов, реакцией Дильса-Альдера. Под органической химией обычно понимают химию двух элементов — углерода и водорода, но в органических молекулах встречаются и другие элементы — кислород, азот, сера. Атомы углерода собираются в разные циклы. Если в нем есть другой атом (не углерод и водород), то такое соединение можно назвать гетероциклическим. Реакция Дильса-Альдера — это мощная реакция, которая позволяет из простых и доступных веществ получить гетероциклы. Она часто протекает в мягких условиях с хорошими выходами и позволяет получать биологически активные молекулы.

Когда говорят «опыты», люди представляют яркие вспышки и красочные жидкости. Какие они на самом деле?

Эксперименты — это неотъемлемая часть работы химика-синтетика. Нас предупреждали, что вещества часто скучных цветов и плохо пахнут. Я с этим не согласна. Иногда работаю с «неприятными» веществами, но в органическом синтезе красивых и удивительных моментов намного больше. Наши катализаторы на основе рутения — изумрудно-зеленого цвета. Я обожаю синтетическую часть своей работы. Это потрясающий процесс, когда шаг за шагом «собираешь» сложную молекулу из доступных и простых «кусочков». Поражает видеть вещество, которое до тебя никто не получал.

Как у тебя получается совмещать научную деятельность, учебу и работу?

Моя учеба и хобби — это моя работа. К тому же лаборатория находится там же, где я и учусь — в одном корпусе на Орджоникидзе. Утром учусь, потом — перекус и в лабораторию. Иногда между парами успеваю забежать попрактиковаться. И в магистратуре нет колоссальной нагрузки по сравнению с бакалавриатом. Специально выделяют время для научной деятельности.

Какими качествами должен обладать ученый?

Аккуратность, внимательность и ответственность. А еще помогает умение вникать в поставленную задачу. Эти навыки можно развить при желании. Многих пугают кропотливость, повышенное внимание к деталям, и не у всех это получается с первого раза. Но я уверена, что любой студент вне зависимости от курса, который придет в лабораторию с огнем в глазах, сможет обучиться и стать достойным специалистом.

Как ты справляешься с усталостью?

Я практически не устаю от того, чем занимаюсь. Моя специализация не подразумевает монотонность — можно переключаться с одного дела на другое. Если устал синтезировать — переходишь к приборам или компьютеру. А если надоест и это, читаешь литературу. Бывают случаи, когда работаю по 14 часов в сутки. Признаю, что тяжело приходить к 8 утра и уходить в 10 вечера. Тогда и замечаю, что нужно отдохнуть, но никогда не думала все бросить. Не представляю жизнь без длинного списка дел. Дома даже скучаю по рабочей обстановке.

 Интервью подготовила Алина Тё

Слева рутениевый катализатор типа Ховейды-Граббса, а справа полимер дициклопентадиена, полученный с помощью этого катализатора

Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
15 марта
«Мы чувствовали, как дышит Байкал»: студенты-экологи РУДН об экспедиции в Сибири

4 утра. Восход солнца. Вы на вершине горы любуетесь утренним Байкалом. Кажется, будто кто-то вырезал сцену из романтического фильма. Но экологи РУДН прочувствовали атмосферу такого утра на себе. 20 студентов профессионального студенческого объединения «Костёр» побывали в экспедиции на Байкале. Какие исследования проводили экологи в Иркутской области, что больше всего пугало и удивляло их, когда они выходили на лёд и без чего не обойтись исследователю во время работы «в поле» — рассказывают Мария Ряполова, Андрей Белкин, Надир Сатдаров, студенты института экологии РУДН.

Жизнь в РУДН
8 марта
Поздравление ректора с Международным женским днём

О женском характере, главном качестве и идеальной женщине: ректор РУДН Олег Ястребов поздравляет прекрасную половину университета с 8 марта.

Жизнь в РУДН
7 марта
Доместикация и «забияка» – как переводчику справиться с видеоигрой

От любимого хобби к научному исследованию — победительница конкурса РУДН «Проектный старт: наша научная инициатива» Анастасия Корчуганова рассказывает об особенностях работы переводчика с таким материалом, как видеоигры.