Белов Владимир Николаевич

Белов Владимир Николаевич

Доктор философских наук
Заведующий кафедрой онтологии и теории познания РУДН, профессор, кафедра онтологии и теории познания

«Обучая, учись» (Сенека)

1984

Окончил исторический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Специальность – «История».

1991

Защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Онтология и теория познания». Тема «Обыденное сознание: структура, доминанты, исторические основания».

1997

Защитил докторскую диссертацию по специальности «Онтология и теория познания». Тема «Обыденное сознание: бытийственность, феномены, целостность», в которой исследовал обыденное сознание на основе концептов «жизненный мир» Э. Гуссерля и «повседневности как плавильного тигля рациональности» Б. Вальденфельса.

1997-1999

Заместитель декана по учебной работе факультета гуманитарных и социальных наук Саратовского государственного университета (СГУ).

2000-2002

Заместитель декана по научной работе философского факультета СГУ.

2001

Присвоено звание профессора Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

2002-2006

Декан философского факультета СГУ.

2002-2012

Заведующий кафедрой философии культуры и культурологии СГУ.

2006-2010

Декан факультета философии и психологии СГУ.

2009-2015

Член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ.

2016

Помощник директора по международным связям Сочинского института (филиала) РУДН.  

2017

Избран заведующим кафедрой онтологии и теории познания РУДН.

2014 – н.в.

Член Правления международного Когеновского общества (г. Цюрих).

2010 – н.в.

Редактор раздела «Неокантианство» в международном журнале «Кантовский сборник», член редколлегии, активный автор и переводчик.

2012 – н.в.

Член редколлегии международного журнала «Neukantianismus-Forschung Aktuell» (г. Амстердам).

2007 – н.в.

Эксперт при защите диссертаций  в Институте философии, МГУ и МГПУ, ВШЭ, в международных журналах по неокантианской тематике.

Преподавание

  1. Читает для студентов бакалавриата направления «Философия» курс:
    • «Теория познания немецкого неокантианства».
  2. Читает для студентов магистратуры направления «Философия» курс:
    •  «Теория познания русского неокантианства».
  3. Выступил перед студентами университета г. Майнца с лекцией по философии А.И. Введенского (Германия, 1997-1998 гг.) в рамках гранта Германской службы академических обменов - Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD).
  4. Руководил международным проектом по обмену студентами, аспирантами и преподавателями между Саратовским государственным университетом и Туринским университетом (Италия) по теме «Немецкое и русское неокантианство» (2003 – 2008 гг.). В рамках проекта прочитал лекции по русскому неокантианству в Туринском университете (Италия) (2004 г.) и в Цюрихском университете (Швейцария) (2007 г.).
  5. Прочитал лекцию «Г. Коген – немецко-еврейский философ» в Институте иудаики (г. Санкт-Петербург, 2010 г.).
  6. Прочитал открытую лекцию по русскому неокантианству по приглашению Марбургского университета (Германия, 2012 г.).
  7. Читал лекции «Русская идея и современность» на итальянском языке в Туринском университете для магистрантов проф. Д. Стейлы (Турин, 2014 г.).

Наука

  1. Предложил новаторскую периодизацию истории русского неокантианства:
    • подготовительный период (1840-1890), связанный с переводами основных произведений И. Канта и их критической интерпретацией;
    • классический период (1890-1910), связанный с Петербургской школой А.И. Введенского;
    • неклассический период (1910-1940), характеризующийся творческим отношением к идеям немецкого неокантианства.
  2. Продемонстрировал общность проблем и тем представителей русского неокантианства и русской религиозной философии: Вера, Иррациональное, Мистика.
  3. Организовал в Саратове первую в России международную конференцию, посвященную философии Германа Когена (2002 г.).
  4. Осуществил первый перевод на русский язык одного из основных трудов родоначальника марбургского неокантианства «Теория опыта Канта» (Kants Theorie der Erfahrung), публикация которого в 2012 г. была поддержана грантом Института им. Гете.
  5. В 1999-2000 гг. – грант Союза Немецких Академий Наук (г. Майнц). Опубликованы 2 монографии о марбургском неокантианстве: «Неокантианство. Часть I. Возникновение неокантианства. Марбургская школа. Герман Коген» (2000 г.), «Неокантианство. Часть II. Пауль Наторп» (2002 г.). В этих монографиях впервые в отечественной истории философии произведен глубокий и всесторонний анализ творчества двух выдающихся немецких философов, и показано, почему основанная ими марбургская школа играла ведущую роль в европейской философии рубежа XIX – XX вв.
  6. 2003 г. (январь-февраль) – грант Межрегиональных институтов общественных наук (МИОН) на исследования в архиве Когена в Цюрихе. Опубликована статья о судьбе архива с обоснованием гипотезы о современном местонахождении этого архива в г. Москве среди других документов Еврейской общины г. Берлина, вывезенных Красной Армией в 1945 году.
  7. В 2008-2009 гг. – грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Система философии В.Э. Сеземана» на работу в архиве философа в г. Вильнюс (Литва) - были подготовлены к публикации неизвестные ранее рукописи.
  8. Автор/соавтор более 200 (двухсот) публикаций, в том числе в журналах «Вопросы философии», «Философские науки», «Историко-философском ежегодник», «Логос», «Кантовский сборник», «Вестник РФО», а также ряда публикаций на немецком, английском, французском, итальянском и польском языках. Является автором и соавтором 12-ти монографий и учебных пособий, три из которых получили гриф Учебно-методического объединения (УМО):
  • Белов В.Н. Введение в философию культуры. М.: Академический проект, 2008. 239 с.
  • Белов В.Н. Аскетика в русской духовной традиции. Монография. Изд-во Саратовского университета. 2011. 240 с.
  • Белов В.Н., Мокин Б.И., Малкина С.М. Современная западная философия. М.: Академический проект, 2017. 558 с.

Научные интересы

  • неокантианство,
  • история русской философии,
  • философия культуры,
  • теория познания,
  • философия права,
  • религиозная философия.
Статья посвящена анализу развития неокантианства в России. В частности, в статье предпринята попытка выявить оригинальность русского неокантианства, которое связано с культурными и историческими особенностями формирования русской философской мысли. Этапы и специфика развития русского неокантианства обсуждаются на основе философских идей и интеллектуальных концепций А.И. Введенского, Б.В. Яковенко и В.Э. Сеземана.
В статье обращается внимание на одну замечательную особенность в восприятии доктрины Германа Когена в России, а именно особое внимание со стороны российских философов ХХ века к этическим построениям основателя Марбургской школы неокантианства. В России наиболее представительный подход к анализу этической теорий Когена проводится с точки зрения философии права. Этические взгляды марбургского философа находились в центре научных дискуссий самых известных российских теоретиков права - П.И. Новгородцева Б.А. Кистяковского, Э.В. Спекторского. Главной темой этих дискуссий была тема ориентация этики марбургского философа на юриспруденцию. Особое значение с точки зрения историцистических и позитивистских тенденций, которые преобладали в конце XIX века в юридической науке в России, имело восстановление в концепции Когена и его последователей доктрины «естественного права». Главный недостаток критики российских теоретиков права в отношении Когена состоит в том, что их подход к идеям этого великого немецкого мыслителя недостаточно систематичен, они пытались рассмотреть его этические взгляды независимо от других частей его философских построений.
В статье рассматриваются основные направления исследований российского неокантианства в Польше. Хотя количество и качество исследований по истории русского неокантианства пока не могут сравниться с исследованиями по истории немецкого неокантианства, тем не менее ситуация становится лучше. Авторы допускают бесспорный прогресс исследований российского неокантианства в Польше в последние годы: есть монографии, статьи, коллективные работы, исследовательские проекты, связанные с историей русского неокантианства. Авторы считают эвристически плодовитым идею проф. А. Нораса (Noras) об эволюции неокантианства в постнеокантианство. Одной из главных особенностей этого развития предполагается онтологизация процесса познания. Это характерно для русского неокантианства, особенно для философских построений С. Гессена, В. Сеземана и Б. Яковенко.