Грабельников Александр Анатольевич
1973

Окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

1978

Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Принципы организации и особенности функционирования отдела газетной редакции», присвоена степень кандидата филологических наук.

1978

Член Союза журналистов России.

1981 – 1990

Старший преподаватель кафедры печати, радиовещания и телевидения историко-филологического факультета Университета дружбы народов им. П. Лумумбы.

1990 – 1994

Доцент кафедры печати, радиовещания и телевидения филологического факультета РУДН.

1994

Профессор кафедры печати, радиовещания и телевидения филологического факультета РУДН.

1996

Заместитель главного редактора журнала «Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». 

1997

Награжден медалью «В память 850-летия Москвы» за успехи в преподавательской и научной деятельности.

2001

Защитил докторскую диссертацию на тему «Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества», присуждена степень доктора исторических наук.

2001

Присвоено ученое звание профессора кафедры массовых коммуникаций филологического факультета РУДН.

2001 – 2016

Заведующий кафедрой журналистики и коммуникативистики на факультете журналистики и гуманитарных наук Университета Российской академии образования.

2003

Член диссертационного совета при факультете журналистики Воронежского государственного университета (ВГУ) по направлению «Филологические науки» (специальность: «Журналистика»).

2015

Заместитель председателя диссертационного совета РУДН по направлению «Филологические науки» (специальности: «Русская литература», «Журналистика»).

2017

Член редколлегии научного журнала «История отечественных СМИ» (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики).

2017

Член Президиума Совета «Ассоциации исследователей деятельности информационных служб и средств массовой информации».

2020

Присвоено звание «Почетный работник образования города Москвы».

2022

Действительный член Академии наук региональной печати России.

Преподавание 

Преподаватель курсов для студентов бакалавриата по направлениям «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Телевидение»:

  • «Работа журналиста в газете»;
  • «История русской журналистики»;
  • «Производственные процессы в СМИ»;
  • «Теория и практика массовой информации»;
  • «Печатное дело».

Преподаватель курсов для студентов магистратуры по направлению «Журналистика»:

  • «Введение в организацию информационного производства».

Преподаватель курсов для студентов аспирантуры по направлению «Журналистика»:

  • «Журналистика». 

Наука

  • Автор трех крупных библиографических справочников: «История русской периодической печати (1703–2003)» в 2-х томах (в соавторстве), «Система средств массовой информации», «Реклама, паблик рилейшнз, менеджмент и маркетинг».
  • Разработчик первой целостной концепции исторического развития массовой информации в России - от первой печатной газеты до информационного общества (1702-2001 гг.). Концепция заключатся во влиянии массовой коммуникации на ход исторического развития российского общества, особенно в новых рыночных условиях, а также в конструктивном использовании средств массовой информации в преодолении системного кризиса в России. Определены новые функции редакционных коллективов СМИ и выявлена новая форма деятельности аудитории как уже субъекта информационного процесса.
  • Опубликовано 260 научных и учебно-методических работ, в том числе 7 монографий, 24 учебных пособия, 33 статьи в журналах, входящих в список Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

Научные интересы

  • Массовые информационные процессы в их историческом развитии.
  • История русской журналистики (ХVIII-XIX вв., ХХ в., постсоветская Россия).
  • Принципы организации работы редакции и управление редакционным коллективом в эпоху конвергентных и мультимедийных медиа.
  • Современное информационное производство.
  • Средства массовой информации как инструмент самоуправления народа.
  • Работа журналиста в прессе: планирование редакционной деятельности, процесс выпуска номера газеты, взаимодействие с аудиторией.
  • Аудитория в системе СМК.
  • Содержание и жанры СМИ.
  • Журналистское образование.
  • Экранная коммуникация в современном обществе.
  • Составление биографических и библиографических словарей и справочников.
  • Развивающая, развлекающая и разрушающая (деструктивная) журналистика.
Грабельников А.А., Е Чжеюань. Процесс адаптации контента интернет-газеты Lenta.ru к пространству социальных сетей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27. № 1. С. 189–199
В настоящее время интернет-газеты, деятельность которых соответствует журналистским стандартам, вынуждены достаточно быстро адаптироваться к стремительно развивающейся цифровой среде. Это, прежде всего, связано с переходом большей части читательской аудитории в пространство социальных сетей и мессенджеров, выступающих сегодня в роли поставщиков новостей. В сложившейся ситуации редакциям СМИ приходится осваивать новые, непривычные для них стратегии и технологии подачи новостного контента. Целью исследования является выявление особенностей процесса адаптации коммуникационной структуры средства массовой информации к пространству социальных сетей и мессенджеров в изменяющейся информационной среде на примере интернет-газеты Lenta.ru. В статье приводится характеристика социальной сети и мессенджера в качестве площадок для деятельности сетевого издания. Исследуются способы подачи материала и стратегии, используемые редакцией на указанных интернет-ресурсах с учетом процесса слияния журналистики и маркетинга, характерного для осуществления деятельности СМИ в социальных сетях.
Системно исследуется функционирование экранной коммуникации в современном российском обществе. Рассматриваются изменения, произошедшие в деятельности средств массовой информации в условиях конвергенции и мультимедиатизации журналистики. Для исследователей средств массовой коммуникации, аспирантов, студентов факультетов журналистики университетов, работников средств массовой информации.