Ивлева Марина Левенбертовна

Ивлева Марина Левенбертовна

Кандидат психологических наук, доктор философских наук

«То, что мы знаем - ограничено. То, что не знаем – бесконечно» (У. Грове).

Давайте открывать бесконечное!

1984

Окончила факультет романо-германской филологии Чечено-Ингушского государственного университета им. Л.Н. Толстого. Специальность – «Преподаватель, филолог, переводчик».

1991

Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Педагогическая психология» на тему «Психологические проблемы обучения педагогическому общению в практике зарубежной высшей школы».

2009

Защитила докторскую диссертацию по специальности «Философия науки и техники» на тему «Философские основания психологической концепции одаренности».

2008 - 2016

Заведующий кафедрой философии и психологии Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ).

2008

Член Российского философского общества.

2009 - 2015

Эксперт при защите диссертаций, в том числе - в Институте философии, Психологическом институте Российской академии образования, Московском государственном университете (МГУ), Московском государственном педагогическом университете (МГПУ) и Высшей школе экономики (ВШЭ). 

2013

Присвоено ученое звание профессора.

2014

Эксперт Российского гуманитарного научного фонда.

2015

Член Экспертного совета по философии, социологии и культурологии при Министерстве образования и науки РФ.

2016

Эксперт Российского научного фонда.

2016

Эксперт Российской академии наук.

2017

Эксперт Российского фонда фундаментальных исследований.

2017 - н.в.

Заведующая кафедрой социальной философии РУДН.

Преподавание

  1. Читает для аспирантов направления «Экономика» и «Юриспруденция» курс
    • «История и философия науки».
  2. Читает для аспирантов направления «Философия, этика и религиоведение» курс
    • «Коммуникативность как философская проблема».

Наука

  1. Разработала новую концептуальную модель развития одаренного ребенка, в которой обосновала необходимость включения в развивающую ребенка среду коммуникативного компонента как ведущего. Определила структуру и функции коммуникативной среды, механизмы и способы ее воздействия на одаренных детей. Показала, что внедрение этого подхода в практику обучения и воспитания поможет преодолеть тенденцию к усреднению взглядов на личность одаренного ребенка, создаст условия для адекватного развертывания заложенных в одаренном ребенке программ мозгового развития и формирования среды, подходящей для реализации его индивидуальных возможностей. Модель была внедрена в практику работы ряда экспериментальных площадок Психологического института Российской академии образования.
  2. Разработала методический инструментарий для программ развития одаренных детей в качестве ориентира для консультативной и развивающей работы школьных психологов: карту-профиль одаренного ребенка, опросник готовности педагога к общению и взаимодействию с одаренными детьми, опросник готовности родителей к эффективному взаимодействию и общению с одаренными детьми.
  3. Указала на необходимость учета всех особенностей целостной биосоциальной природы человека и взаимовлияния этих уровней. Программы для одаренных должны основываться и на достижениях естественных наук по вопросу соотношения биологического и социального в природе человека, результатах интегративных биолого-гуманитарных исследований, знании законов возрастной психофизиологии и природы индивидуальности, а также учитывать половые особенностей протекания высших психических функций.
  4. Впервые представила систему философских оснований психологической концепции одаренности (ПКО) в качестве объекта научно-философского исследования. Построила теоретическую модель философских оснований психологической концепции одаренности, что позволило наметить пути дальнейшего развития концепции и ее практических приложений.
  5. Впервые получила конкретные научные результаты по теме одаренности:
    • определена логическая структура концепта «одаренность», раскрыта его содержательная связь со смежными психологическими понятиями – «способности», «задатки», «творчество», «деятельность» и т.п.;
    • выявлены сущностные характеристики одаренности как социокультурно детерминированного психологического феномена и соответствующие этим характеристикам смысловые компоненты психологического понятия «одаренность»;
    • определены основные компоненты системы философских оснований ПКО: онтологический, гносеологический, аксиологический и социо-антропологический;
    • сформулированы требования к содержательному наполнению основных компонентов системы философских оснований ПКО;
    • выделены этапы исторического процесса формирования и развития системы философских оснований психологической концепции одаренности (ПКО): «антропоцентрический», «теоцентрический», «функционально-эмпирический», «протонаучный», «научный»;
    • определено конкретно-историческое содержание каждого компонента системы философских оснований ПКО для каждого этапа ее формирования;
    • выявлена обусловленность теоретических и методологических различий современных научно-психологических подходов к исследованию одаренности и разработке методов работы с одаренными детьми различиями их философских оснований;
    • выявлены основные тенденции и пути дальнейшего развития концепции одаренности в современной психологии.
  6. Автор более 180 научных статей в региональных, центральных российских и иностранных изданиях, 60 учебно-методических работ, а также автор и соавтор 8 монографий, среди которых:
    • Ивлева М.Л. «Научный этап развития психологической концепции одаренности: тенденции, направления и подходы». - М.: МГТУ «МАМИ», 2012. – 198 c.
    • Ивлева М.Л. «Психологическая концепция одаренности: история формирования и развития». -  М.: МГТУ «МАМИ», 2014. – 160 с.
    • Ивлева М.Л. «Современное состояние и перспективы развития психологической концепции одаренности: теоретико-историческое исследование». - М.: ООО «Семрик», 2015. -152 с.

Научные интересы

  • Философские проблемы междисциплинарных исследований;
  • Одаренность, виды одаренности;
  • Философии и методологии науки;
  • Философия и психологии образования;
  • Психология личности.
Решается задача сформулировать основные методологические установки исследования накопленного психологией научного знания об одаренности, которое характеризуется наличием внутренних противоречий. Устранение этих противоречий невозможно без сопоставления и приведения к единству философских оснований различных психологических подходов, что обусловливает необходимость решения задачи общеметодологического характера – наметить основные принципы исследования философских оснований психологической концепции одаренности.
В статье ставится цель уточнить ряд наиболее значимых положений, исследований одаренности в ее связи с проблематикой среды. Это и анализ роли среды с точки зрения ее воздействия на одаренных детей, и изучение различных подходов к разработке стратегий и конкретных методик развития одаренности. Обосновывается положение о том, что одним из наиболее перспективных направлений разработки методического аппарата работы с одаренными детьми является направление, связанное с созданием развивающей среды, конкретнее – развивающей коммуникативной среды.
В статье рассматривается одна из возможных причин отсутствия единой теории одаренности. Состояние накопленных психологией знаний об одаренности оценивается с позиций общей методологии науки. Отстаиваемый тезис состоит в том, что психология в качестве своей парадигмы использует уже готовую, внешнюю парадигму, которая имеет неспецифическое, социокультурное происхождение. И подтверждением этого тезиса является существование концепции одаренности.