Ивлева Марина Левенбертовна
«То, что мы знаем - ограничено. То, что не знаем – бесконечно» (У. Грове).
Давайте открывать бесконечное!
Окончила факультет романо-германской филологии Чечено-Ингушского государственного университета им. Л.Н. Толстого. Специальность – «Преподаватель, филолог, переводчик».
Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Педагогическая психология» на тему «Психологические проблемы обучения педагогическому общению в практике зарубежной высшей школы».
Защитила докторскую диссертацию по специальности «Философия науки и техники» на тему «Философские основания психологической концепции одаренности».
Заведующий кафедрой философии и психологии Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ).
Член Российского философского общества.
Эксперт при защите диссертаций, в том числе - в Институте философии, Психологическом институте Российской академии образования, Московском государственном университете (МГУ), Московском государственном педагогическом университете (МГПУ) и Высшей школе экономики (ВШЭ).
Присвоено ученое звание профессора.
Эксперт Российского гуманитарного научного фонда.
Член Экспертного совета по философии, социологии и культурологии при Министерстве образования и науки РФ.
Эксперт Российского научного фонда.
Эксперт Российской академии наук.
Эксперт Российского фонда фундаментальных исследований.
Заведующая кафедрой социальной философии РУДН.
Преподавание
- Читает для аспирантов направления «Экономика» и «Юриспруденция» курс
- «История и философия науки».
- Читает для аспирантов направления «Философия, этика и религиоведение» курс
- «Коммуникативность как философская проблема».
Наука
- Разработала новую концептуальную модель развития одаренного ребенка, в которой обосновала необходимость включения в развивающую ребенка среду коммуникативного компонента как ведущего. Определила структуру и функции коммуникативной среды, механизмы и способы ее воздействия на одаренных детей. Показала, что внедрение этого подхода в практику обучения и воспитания поможет преодолеть тенденцию к усреднению взглядов на личность одаренного ребенка, создаст условия для адекватного развертывания заложенных в одаренном ребенке программ мозгового развития и формирования среды, подходящей для реализации его индивидуальных возможностей. Модель была внедрена в практику работы ряда экспериментальных площадок Психологического института Российской академии образования.
- Разработала методический инструментарий для программ развития одаренных детей в качестве ориентира для консультативной и развивающей работы школьных психологов: карту-профиль одаренного ребенка, опросник готовности педагога к общению и взаимодействию с одаренными детьми, опросник готовности родителей к эффективному взаимодействию и общению с одаренными детьми.
- Указала на необходимость учета всех особенностей целостной биосоциальной природы человека и взаимовлияния этих уровней. Программы для одаренных должны основываться и на достижениях естественных наук по вопросу соотношения биологического и социального в природе человека, результатах интегративных биолого-гуманитарных исследований, знании законов возрастной психофизиологии и природы индивидуальности, а также учитывать половые особенностей протекания высших психических функций.
- Впервые представила систему философских оснований психологической концепции одаренности (ПКО) в качестве объекта научно-философского исследования. Построила теоретическую модель философских оснований психологической концепции одаренности, что позволило наметить пути дальнейшего развития концепции и ее практических приложений.
- Впервые получила конкретные научные результаты по теме одаренности:
- определена логическая структура концепта «одаренность», раскрыта его содержательная связь со смежными психологическими понятиями – «способности», «задатки», «творчество», «деятельность» и т.п.;
- выявлены сущностные характеристики одаренности как социокультурно детерминированного психологического феномена и соответствующие этим характеристикам смысловые компоненты психологического понятия «одаренность»;
- определены основные компоненты системы философских оснований ПКО: онтологический, гносеологический, аксиологический и социо-антропологический;
- сформулированы требования к содержательному наполнению основных компонентов системы философских оснований ПКО;
- выделены этапы исторического процесса формирования и развития системы философских оснований психологической концепции одаренности (ПКО): «антропоцентрический», «теоцентрический», «функционально-эмпирический», «протонаучный», «научный»;
- определено конкретно-историческое содержание каждого компонента системы философских оснований ПКО для каждого этапа ее формирования;
- выявлена обусловленность теоретических и методологических различий современных научно-психологических подходов к исследованию одаренности и разработке методов работы с одаренными детьми различиями их философских оснований;
- выявлены основные тенденции и пути дальнейшего развития концепции одаренности в современной психологии.
- Автор более 180 научных статей в региональных, центральных российских и иностранных изданиях, 60 учебно-методических работ, а также автор и соавтор 8 монографий, среди которых:
- Ивлева М.Л. «Научный этап развития психологической концепции одаренности: тенденции, направления и подходы». - М.: МГТУ «МАМИ», 2012. – 198 c.
- Ивлева М.Л. «Психологическая концепция одаренности: история формирования и развития». - М.: МГТУ «МАМИ», 2014. – 160 с.
- Ивлева М.Л. «Современное состояние и перспективы развития психологической концепции одаренности: теоретико-историческое исследование». - М.: ООО «Семрик», 2015. -152 с.
Научные интересы
- Философские проблемы междисциплинарных исследований;
- Одаренность, виды одаренности;
- Философии и методологии науки;
- Философия и психологии образования;
- Психология личности.