Студенческое Конструкторское Бюро РУДН — в тройке лучших СКБ России

Студенческое Конструкторское Бюро РУДН — в тройке лучших СКБ России

В 2013 г. Студенческое Конструкторское Бюро под руководством доцента Департамента архитектуры и строительства РУДН Салема Халаби стало малым инновационным предприятием на базе Инженерной академии университета. Спустя 4 года, в 2017-м получило свой первый коммерческий заказ — на разработку концепции социокультурного центра. В России среди 67 студенческих научных сообществ и конструкторских бюро СКБ РУДН входит в тройку лучших. Студенты Инженерной академии выигрывают международные архитектурные конкурсы и проектируют реальные строительные объекты в России и за рубежом.

Салем Халаби утверждает, что настоящая история СКБ РУДН начинается только сейчас, когда у студентов появилась возможность участвовать в настоящих, не конкурсных, а коммерческих проектах. После того, как в 2013 г. СКБ приобрело форму малого инновационного предприятия (МИП), у студентов Инженерной академии появилась возможность пройти учебную практику, работая над реальными архитектурными проектами непосредственно в университете. Для работы над коммерческими заказами в рабочую группу бюро отбираются зарекомендовавшие себя, талантливые студенты, но пройти производственную практику в СКБ по итогам учебного курса могут все желающие. Бюро работает не только как лаборатория инженерных проектов — в течение всего учебного года студенты могут воспользоваться оборудованием СКБ просто для того, чтобы качественно выполнить свой текущий учебный проект. Для этого в бюро есть все необходимое типографское оборудование, от плоттера до 3D-принтера. Так было не всегда: Студенческое Конструкторское Бюро РУДН начиналось в 2005 г. всего лишь как группа прилежных студентов, пробующих свои силы в открытых архитектурных конкурсах. Уже через 2 года, в 2007 г., энтузиасты Инженерной академии под руководством Халаби одержали победу в конкурсе «Российский дом будущего», организованном медиахолдингом «Эксперт» при поддержке Общественной палаты РФ.

Одно из первых МИПв составе университета

Награда от Дмитрия Медведева в 2007 г.

Третье место среди лучших СКБ России в 2017 году

Это была первая громкая победа будущего СКБ — награду исполнителям проекта вручил тогда еще вице-премьер России Дмитрий Медведев. В 2009 г. по проекту студентов Инженерной академии в Севастополе началось строительство международного аэропорта. В 2011 г. в Москве получил сертификат на реализацию проект инновационного материнского центра в Южном Бутово, выполненный СКБ на конкурсной основе. Тогда участники проекта получили награду из рук префекта ЮЗАО Москвы. Но самой ценной наградой руководитель СКБ Салем Халаби называет 3 место в числе лучших российских студенческих конструкторских бюро, которое команда Инженерной академии заняла в 2017 г. на III Всероссийском конкурсе студенческих научных обществ и конструкторских бюро в Алтайском государственном университете.

Самые яркие проекты СКБ РУДН

· Этнографический парк «Этномир»

· Международный аэропорт в Севастополе

· Межрелигиозный культурный центр

Очень важно привлекать студентов к работе в бюро с самого начала обучения. В самостоятельных поисках себя они дезориентированы, сами не знают, что хотят, и чем позже, тем сложнее будет мотивировать их работать в СКБ. Сейчас с этим стало проще: у бюро сильная репутация,

многие студенты приходят сами, уже зная об СКБ.

СКБ работает как небольшая независимая организация в составе РУДН: у нее есть собственный устав, организационная форма (МИП), в профессиональных выставках, конкурсах бюро участвует от своего собственного имени. Участие университета в проекте по развитию студенческих объединений позволило СКБ получить финансирование на закупку профессионального

оборудования, которое сегодня используется в учебных и коммерческих проектах Инженерной академии.

В последнее время бюро, которое более 10 лет назад начиналось с поиска открытых конкурсных проектов и попыток заявить о себе, все чаще занимается рассмотрением деловых предложений, чем поиском.

Идея представлять университет не только как учебное заведение, но и как проектную организацию, оказалась не такой уж недостижимой даже для студентов. Сегодня в числе рабочих проектов СКБ — архитектурная концепция межэтнического культурного центра для частного инвестора и проект модульной городской инфраструктуры будущего, которая должна сделать городское пространство таким же мобильным, как и многие другие современные явления и технологии.

Багги — не роскошь, а средство передвижения

Автомобили «багги» — это в прямом смысле не роскошь, а средство передвижения. Они предназначены для легкого маневренного передвижения по пересеченной местности и бездорожью, часто используются в военных и туристических целях. Багги — дальний родственник современного квадроцикла. Он появился в 1950-х гг. как продукт любительского конструирования на основе автомобильной рамы машин Volkswagen Beetle, имевших компактный вид и размер (buggy с английского «жучок»). Багги до сих пор является популярной разновидностью любительского конструирования. А легкость, маневренность и адаптивная конструкция этих автомобилей особенно ценится в вооруженных силах — багги используются в армии США, России и Казахстана. В РУДН багги используются исключительно в мирных целях — в Департаменте машиностроения и приборостроения университета работают над конструкцией багги класса Д3-Спринт, предназначенной для автокросса. Сейчас в автопарке всего 2 машины, их первый публичный заезд состоялся перед зданием главного корпуса РУДН на Дне открытых дверей 7 апреля 2018 г. Д3-Спринт — национальный отраслевой стандарт багги. Он собирается на основе трубной конструкции шасси (проектирование этой конструкции и зависит от полета инженерной мысли студентов-автолюбителей) и отечественного двигателя (в РУДН в качестве такового используют двигатель Lada Kalina объемом 1,6 л). В Департаменте машиностроения и приборостроения университета планируют, что со временем у РУДН появится не только свой автопарк, но и сильная спортивная команда, которой пока нет ни в одном российском вузе.

Опытные образцы Д3-Спринт были спроектированы студентами Инженерной академии РУДН, но набор в проектную и спортивную команды багги будет вестись среди всех желающих вне зависимости от факультета. Первые опытные модели Д3-Спринт собирались вручную из комплектующих, закупленных в обычных автомастерских на собственные средства энтузиастов Департамента машиностроения и приборостроения РУДН. Уникальная конструкция первых

багги — форсированный двигатель, коробка передач с тщательно подобранными передаточными числами для каждой ступени и отдельные узлы от автомобилей серийного производства — рассчитана на резкий и стремительный старт в начале соревнований. К первым образцам багги в РУДН уже проявляют интерес специалисты других вузов — в частности, коллеги из Московского

автомобильно-дорожного технического университета (МАДИ). МАДИ известен одной из самых сильных команд в студенческом автоспорте, в 2009 году создавшей любительский гоночный болид с гибридным приводом и с успехом выступившей на нем на чемпионате мира Formula Hybrid в США. В этом году команда Инженерной академии РУДН примет участие в международных соревнованиях Baja Buggy (мини-багги, как их называют в России) — радиоуправляемых сборных моделей багги промышленного производства. Специально к соревнованиям в Барселоне команда автолюбителей РУДН проектирует собственную, не промышленную, модель мини-багги. Помимо военного и туристического назначения, автомобили багги остаются популярной разновидностью инженерного творчества. Автолюбители в России покупают комплектующие для сборки багги у различных автомастерских, в мире есть всего несколько компаний, производящих комплектующие для сборки багги. Поэтому у автопроекта Инженерной академии РУДН есть и коммерческий потенциал. Однако пока главной задачей руководители проекта считают усовершенствование Д3-Спринт и участие спортивной команды РУДН во всероссийских и международных соревнованиях багги.

В апреле на Дне открытых дверей РУДН представил новую разработку своего Департамента машиностроения и приборостроения — автомобиль Д3-Спринт класса «багги», собранный вручную студентами Инженерной академии РУДН под руководством директора департамента Игоря Данилова.

Некоторые из образовательных инженерных стандартов в России так и сформулированы: развитие конструкторских навыков и творческих способностей. Сборка багги соответствует и им, и 3 основным направлениям подготовки нашего департамента — энергетическому машиностроению, технологическому обеспечению машиностроительных производств

и эксплуатации транспортных комплексов.

Команда РУДН — чемпион российского этапа гонок «Формула Студент»

В 2017 году гоночный болид, собранный руками студентов РУДН, принес университету титул чемпиона национального этапа гонок Formula Student. Среди 130 команд мирового чемпионата «Формулы Студент» студенческая команда РУДН планомерно движется к TOP-50 списка. Мы расспросили экипаж гоночного болида Инженерной академии РУДН, как они дружат с соперниками, на чем выезжают на гоночный трек, и почему участие в «Формула Студент» — не хобби, а серьезная персональная ответственность.

Технический регламент участия в студенческой «Формуле» насчитывает около 200 страниц. Кроме детального описания возможной конструкции гоночного болида, в нем перечисляются требования к его эргономике и безопасности: гонки — спорт травмоопасный даже для профессионалов.

На то, чтобы достичь необходимого технического уровня, у команды Инженерной академии РУДН ушло 4 года. За два из них команда оптимизировала конструкцию болида (машину, отремонтированную на 30%, регламент позволяет считать новой), стала действующим чемпионом российского этапа, а к следующему году планирует построить совершенно новый болид. Члены экипажа РУДН говорят, что их мотивируют конкуренты — сильные команды иностранных университетов, лидерами которых, как и в профессиональной «Формуле», часто становятся немецкие команды.

Двадцать три российских команды Formula Student сотрудничают друг с другом больше, чем соперничают: проводят общие мероприятия, помогают подготовить болиды к квалификационным тестам. Гонки студенческой «Формулы» — в первую очередь инженерные соревнования, где лучшим результатом является совсем не скорость прохождения трека. Призовые места в соревнованиях распределены по категориям: акселерация (acceleration), выносливость (endurance), автокросс (autocross), восьмерка (skidpad) и — внезапно — смета стоимости (cost report) и бизнес-план. Создание гоночного болида и участие в соревнованиях подразумевают определенную логистику и расходы — стандартные понятия для бизнеса. В российских соревнованиях 2017 г. команда РУДН завоевала чемпионский титул практически во всех этих категориях, включая общую (overall). А на международном этапе в Германии оказалась самой выносливой среди российских экипажей (в категории Endurance). Интересно, что накануне команда вернулась в университет из Венгрии, где 35-градусная жара и проблемы болида с бензонасосом помешали успешному заезду РУДН. Сейчас в команде РУДН «Формула Студент» 10 человек, среди них 2 девушки-инженера. Команду официально поддерживают производитель автозапчастей «ВостокМаш», производители 3D-принтеров REC и Picaso 3D и один из московских дилеров Volkswagen. Желающих стать частью спортивного экипажа много, но часть новичков быстро остывает, когда осознают, что участие в студенческой «Формуле» — не столько развлечение и клуб по интересам, сколько большая ответственность: за безопасность экипажа и сохранность конструкции болида на соревнованиях. Поэтому в команде остаются самые последовательные и мотивированные студенты университета (главным образом бакалавры, но есть магистранты и даже аспиранты). Для них участие в Formula Student — хороший тренинг конструкторских и экономических навыков, необходимых выпускникам Инженерной академии. Над созданием и оптимизацией конструкции болида команда студенческой «Формулы» работает в специально оборудованном ангаре на территории университета. Перед тем, как выехать на гоночный трек, машине предстоит пройти множество технических тестов: основной техосмотр (pre-inspection, mechanical inspection), тест на ускорение (acceleration), торможение (brake test), наклон (tilt test), уровень шума (noise test), взвешивание. И только в случае подтверждения всех необходимых положений регламента, болид будет допущен к участию в гонках.

Члены команды РУДН «Формула Студент» говорят, что общая ответственность (за безопасность болида и успех университетской команды) и тесное общение друг с другом на соревнованиях и во время подготовки к заезду тренируют не только командную сплоченность, но и понимание того, что даже в команде многое зависит лично от тебя, твоего подхода к общему делу. Лишних людей в команде нет — только те, кто продвигает ее к очередной победе. Желающих стать частью спортивного экипажа много, но часть новичков быстро остывает, когда осознают, что участие в студенческой «Формуле» — не столько развлечение и клуб по интересам, сколько большая ответственность: за безопасность экипажа и сохранность конструкции болида на соревнованиях.

Факты и цифры:

Команда РУДН — чемпион российского этапа гонок Formula Student 2017

Состав команды — 10 человек (из них 2 девушки) Formula Student в РУДН

23 университета из России участвуют в международной Formula Student