Международный экспертный совет (МЭС) – мировой опыт в принятии глобальных решений

Международный экспертный совет (МЭС) – мировой опыт в принятии глобальных решений

История создания Международного экспертного совета (МЭС), его основных компетенциях и важности привлечения лучшего мирового опыта для стратегического развития современных университетов.

Что из себя представляет МЭС? Как было принято решение о его создании?

Международный экспертный совет (МЭС) — это довольно новое явление для российских университетов в организации принятия решений по стратегическим и управленческим вопросам. Рекомендация о формировании этого органа в вузах — участниках Проекта «5-100» — была дана Министерством науки и высшего образования РФ уже после того, как мы выиграли в конкурсе, т.е. изначально в нашей Программе повышения конкурентоспособности (далее — ППК) не было предусмотрено мероприятий по созданию МЭС.

18 марта 2016 года мы представили нашу «дорожную карту» реализации ППК на Международном совете, который был сформирован Министерством науки и высшего образования для рассмотрения вопросов развития ведущих российских университетов. Мы на себе прочувствовали пользу от привлечения лучшего мирового опыта и компетенций ведущих зарубежных экспертов в области стратегического развития современных университетов. Дискуссия с экспертами и полученные от них рекомендации открыли для нас новые направления, о которых мы тогда еще и не думали, в частности, развитие МООCs (прим. — Massive Open Online Courses). Именно эту концепцию международной экспертной поддержки принятия ключевых решений в рамках программы «5-100» мы взяли за основу при создании нашего совета.

Совместно с проректором по научной ра­боте Нуром Сериковичем Кирабаевым мы начали изучать практики создания и ра­боты аналогичных советов в других уни­верситетах. Сложность заключалась в том, что в открытом доступе информация была представлена довольно скудно.

Международный экспертный совет РУДН — это коллегиальный совещательный орган. Решение о создании и упразднении совета принимает не единолично ректор, не узкий круг Управляющего комитета, а Ученый совет РУДН, на заседаниях которого обсуждается каждая кандидатура члена совета. В этом в полной мере реализуется принцип академической свободы.

Члены МЭС проводят экспертизу наших инициатив с точки зрения соответствия лучшим международным практикам и современным тенденциям развития науки, образования и технологий, участвуют в разработке способов достижения целевых показателей Программы «5-100», дают рекомендации по совершенствованию различных аспектов международной деятельности РУДН. Все международные эксперты, которые участвуют в нашем Совете, поддерживают решение РУДН, выраженное в стремлении стать Глобальным университетом за счет одновременной трансформации трех взаимосвязанных направлений деятельности: образования, исследований и инноваций.

Кто входит в состав МЭС? Почему именно они? Как проходил отбор членов?

Основные принципы формирова­ния совета нами были взяты на основе benchmark — лучших образцов, действующих в других университетских советах. Практика показала важность учета широкого спектра факторов: разнообразие представительства стран и регионов, областей специализации экспертов, принадлежности к различным типам университетов (мирового класса, ис­следовательским, предпринимательским). Важно привлечь специалистов с разным профессиональным статусом: ректоров, профессоров, управленцев, концептуали­стов-стратегов — всех тех, кто непосред­ственно участвует в разработке мировой повестки развития высшего образования.

При формировании нашего совета мы определили наиболее важные задачи, кото­рые стояли перед университетом на первом этапе реализации программы «5-100». К ним относился выбор стратегических направле­ний развития, новое международное пози­ционирование университета и продвижение интересов РУДН в международной академи­ческой среде. И уже, исходя из этого, вели поиски экспертов по всему миру, вступая с ними в переговоры, показывая масштаб нашего замысла, вызывая живой интерес к участию.

Ключевой метрикой успешной реализации стратегии развития университетов в Проекте «5-100» является позиция в международных рейтингах QS, THE и ARWU. Мы были очень рады, когда получили согласие войти в совет от Яна Садлака, который на тот момент возглавлял Международную обсерваторию по академическому ранжированию и превосходству IREG.

Являясь безусловным лидером в России и входя в ТОП-100 университетов мира по показателям интернационализации, РУДН стремится усилить международные аспекты своей деятельности: нарастить долю иностранных талантливых студентов, существенно увеличить численность иностранных преподавателей, внедрять новые образовательные технологии, которые успешно реализуются в ведущих университетах. С этой целью мы вели переговоры с Хансом де Витом, директором Центра международного высшего образования Бостонского колледжа и Фредериком Видаль, Президентом Университета Ниццы Софией Антиполис, которая позже в 2017 г. стала Министром образования Франции. Ее место в составе нашего совета занял проректор по стратегическому развитию Университета Ниццы Софией Антиполис Стефан Нго Мэй.

В отличие от вузов «первой волны», которые начали реализацию своих программ повышения конкурентоспособности в 2013 году и получали из федерального бюджета до 1,5 млрд. руб. ежегодно, мы два первых года на реализацию наших инициатив получали только по 150 млн. руб. Поэтому для нас было особенно важно быть предельно точными в своих стратегических ставках и обеспечить максимальную концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях. Так для участия в совете были приглашены Вилли Ягер (выдающийся немецкий математик), профессор Гейдельберского университета, Вольф Фердинанд Виланд (известный практикующий немецкий уролог), профессор Университета Регенсбурга, Петр Дуткевич, директор Центра государственного управления и общественной политики, профессор Карлтонского университета.

Учитывая многопрофильность нашего уни­верситета, для развития исследовательско­го потенциала на Управляющем комите­те РУДН было принято решение отдельно создать еще 5 международных научных советов. Эти советы проводят эксперти­зу научных проектов исследовательских коллективов РУДН и разрабатывают новые механизмы стимулирования исследований в коллаборации с ведущими исследователь­скими коллективами других стран.

Как происходит взаимодействие с членами МЭC? В каком формате про­ходят заседания? Кто принимает в них участие?

Заседание МЭС и принципы взаимодействия включают лучшие примеры различных организаций международной кооперации. Раз в год в сентябре мы проводим очные заседания. Кроме того, 2-3 раза в год мы организуем заседания в формате вебинаров. Повестка заседаний формируется Дирекцией программы повышения конкурентоспособности РУДН по согласованию с членами Управляющего комитета Университета. За месяц до заседания членам Совета направляются материалы для ознакомления и выработки рекомендаций. Обсуждение вопросов происходит уже непосредственно на заседании, в котором участвуют члены Управляющего комитета РУДН и сотрудники, задействованные в реализации проектов «дорожной карты» ППК РУДН. Заседания открыты для посещения всех желающих сотрудников Университета, информация о них анонсируется на официальном сайте РУДН. На заседаниях обеспечивается синхронный перевод.

В рамках деятельности МЭС с учётом потенциала его участников Дирекция про­граммы повышения конкурентоспособности организует публичные лекции членов МЭС для студентов, аспирантов, членов кадро­вого резерва.

Кроме того, Председатель МЭС Ян Сад­лак участвовал в подготовке и защите на Международном совете Минобрнауки России нашего отчета по итогам первого года реа­лизации программы.

В 2018 году мы апробировали еще одну форму взаимодействия. Для обсуждения перспектив развития в РУДН нового направления «Математическая медицина» мы создали инициативную рабочую группу из двух членов совета, Вилли Ягера и Вольфа Фердинанда Вилланда, а также представителей РУДН — Александра Леонидовича Скубачевского, директора Математического института им. С.М. Никольского, Нура Сериковича Кирабаева (первого проректора — проректора по научной работе), Алексея Юрьевича Абрамова (директора Медицинского института и сотрудников Дирекции программы повышения конкурентоспособности по организации на базе РУДН круглого стола и воркшопа). Эти мероприятия состоялись 11-12 сентября 2018 г. с участием ученых Факультета физико-математических и естественных наук и Медицинского института РУДН.

Стоит сказать, что именно наш Совет на самом первом заседании обратил внимание на необходимость включения в приоритеты социо-гуманитарного направления, а через год и члены Международного совета Министерства науки и высшего образования России дали эту рекомендацию в своем заключении. Так в нашей «дорожной карте» появилась новая цель — вхождение РУДН в 2020 году в ТОП-250 мировых вузов в предметном рейтинге QS Modern Languages

Конечно, большую часть повестки состав­ляли вопросы, связанные с международной деятельностью. Ряд вопросов мы рассматриваем в обязательном порядке на каждой встрече, которая проходит в очном формате. В первые два года мы согласовывали с членами Совета все кандидатуры соискателей на должности научных центров, созданных в рамках Программы «5-100». Также мы обсуждаем образовательные программы, которые собираемся представить к международной аккредитации: их актуальность, целесообразность с точки зрения заинтересованности иностранных абитуриентов. Члены совета помогают нам в выборе аккредитационных агентств.

Мы обсуждали новый кластерный подход РУДН, отражающий в себе глобальные ам­биции университета на российском и меж­дународном рынках. Успех реализации этой идеи в первую очередь зависит от решения первоочередной задачи — увеличение цен­ности наших образовательных и исследо­вательских продуктов, сформированных на новых знаниях инновационной экономики, и внедрение механизмов открытого взаи­модействия со всеми участниками между­народного рынка на равных партнерских отношениях. Также эксперты давали нам рекоменда­ции по механизмам привлечения иностран­ных НПР, мерам по повышению публика­ционной активности ученых университета в зарубежных изданиях, индексируемых в базах Scopus и Web of Science.

Одна из важнейших ролей МЭС — это «полигон» высшего уровня, где любая удачная идея или промах фиксируются.

Какой статус носят вынесенные советом решения (рекомендации, пожелания)?

Учитывая совещательную природу дея­тельности МЭС, его решения носят реко­мендательный характер.

С одной стороны, любой чужой опыт, даже самый лучший, требует адаптации под ре­сурсные возможности РУДН и особенности российской законодательной системы.

С другой стороны, одна из особенностей деятельности совета — невозможность принимать участие в непосредственной реализации принятых решений и нести полную ответственность за их последствия. Это обусловлено многими факторами, в том числе и чрезвычайно плотным расписанием каждого из членов Совета. Одновременно с этим каждый из них ответственно относится к предоставленной возможности оказать влияние на успешное достижение всех поставленных университетом целей. Это не означает, что рекомендации членов Совета носят абстрактный образ. Я вижу, как для каждого из них важно, чтобы рекомендации были максимально полезны для нас. Осознавая разрывы между лидерами на мировой арене и нашим университетом, участники МЭС желают, чтобы эти разрывы преодолевались.

Важность учета рекомендации членов Совета также осознается ректором, поэтому после каждого заседания разрабатывается блок поручений.

Для большей эффективности принима­емых решений нам хотелось бы изменить схему взаимодействия с членами Совета при подготовке к встрече. Мы провели кон­сультации с коллегами, которые имели опыт участия в высших совещательных органах, таких как Президентский совет, ОБСЕ, Со­вет Европы, и нас очень заинтересовала практика предварительных обсуждений вопросов повестки. Внедрение этого опыта непосредственного общения сотрудников РУДН, ответственных за подготовку мате­риалов по вопросам повестки, с членами Совета позволит проводить глубокий анализ и вырабатывать максимально прикладные рекомендации. Это действие может произ­водиться в различных форматах. У нас же пока члены совета знакомятся с материа­лами, не имея возможности их обсуждения или уточнения отдельных моментов у непо­средственных исполнителей.

Каковы промежуточные результаты существования совета? Как его дея­тельность повлияла и помогла развитию университета?

Предложение Министерства науки и высшего образования России создать в университетах международные советы оказалось очень успешным. Это модельное решение на практике безусловно правильное, оно напрямую способствует повышению конкурентоспособности университетов, к тому же является сравнительно легким и недорогостоящим способом получить ценный совет и практическую рекомендацию от группы опытных, высокопрофессиональных экспертов наивысшего уровня. Оценивая экономическую и репутационную выгоду, можно с большой уверенностью утверждать, что услуги консультационных компаний обошлись бы гораздо дороже и не принесли бы желаемого репутационного эффекта.

Коллеги помогли нам избежать некоторых ошибок на первых этапах. Именно они посоветовали нам в условиях ограниченных финансовых ресурсов сконцентрироваться при разработке стратегии академической мобильности для участия наших преподавателей в конференциях в ущерб участию в образовательных программах повышения квалификации и стажировках. Как следствие — рост публикационной активности и репутационных оценок в рейтинговом опросе, проводимом компанией QS.

Мы, в свою очередь, очень вниматель­но относимся к рекомендациям Совета.

Создание Института современных языков и межкультурной коммуникации стало следствием рекомендации по развитию социогуманитарных исследований. Изменение форм конкурсных документов на инициацию нового научного исследования мы начали после того, как получили замечание совета, что формы наших документов не соответствуют международным стандартам.

Какие дальнейшие перспективы деятельности МЭС?

Важным вопросом, на мой взгляд, явля­ется ротация членов совета. Мы находимся на экваторе Проекта «5-100», наши зада­чи, под которые мы формировали состав совета, расширились. В новой «дорожной карте» (с ней можно ознакомиться в раз­деле «5-100» официального сайта РУДН) особая роль отводится развитию кластеров с участием РУДН в зарубежных странах. Для нас было бы очень ценным участие в нашем Совете представителей университетов, ко­торые уже имеют положительный опыт реализации проектов по созданию и раз­витию вынесенных кампусов за пределами страны, в которой базируется университет. В их числе Университет штата Флорида, Нью-Йоркский университет, Ноттингемский университет, Университет Монаша, Колум­бийский университет, Университет ООН. Кроме того, представляет особый интерес сотрудничество с университетами, которые также, как и РУДН, являются лидерами по интернационализации — Имперский колледж Лондона, Гонконгский университет, Сент-эн­дрюсский университет, Университет Жене­вы, Национальный университет Сингапура.

Я также считаю необходимым вовлекать в заседания Совета студентов РУДН для полноценного диалога об их видении нового образа нашего университета.

В этом году у нас родилась идея прове­дения выездных заседаний МЭС на базе университетов, сотрудниками которых являются члены нашего Совета. Выездные мероприятия позволят воочию увидеть, как работают отдельные инструменты, расши­рить партнерство с коллегами. Мы будем выносить это предложение сначала на за­седание Управляющего комитета.

И последний вопрос, а какие наиболее важные перспективы деятельности для РУДН?

Наиболее актуальной задачей я считаю развитие технологического партнерства. Мы пока только нащупываем механизмы взаимодействия с компаниями индустриального сектора: проводим конкурсы НИР на проведение исследований в партнерстве с высокотехнологичными компаниями, создали Международный клуб работодателей, организуем круглые столы с российскими и зарубежными работодателями.