Реконструкция концептуального содержания понятийных полей системной лингвистики

Реконструкция концептуального содержания понятийных полей системной лингвистики

Актуальность исследования определяется потребностью лингвистической науки в усилении ее объяснительного потенциал. Работа команды направлена на вовлечение в апперцептивный фон лингвистов научной концепции, позволяющей при изучении языка как сверхсложной саморегулируемой адаптивной системы учитывать взаимосвязи:

  • статики и динамики языка, 
  • уровней языка, 
  • формы и содержания языковых знаков, языковой субстанции и структуры,
  • структуры и функции, 
  • внешней и внутренней детерминант.

Это существенно увеличит прогностические возможности науки и обеспечит высокую эффективность лингвистики при решении задач фундаментального и прикладного характера.

Актуальная для современной когнитивной лингвистики проблема языковой категоризации и концептуализации была впервые поставлена В. фон Гумбольдтом с помощью понятия внутренней формы языка, которую он понимал как посредника между внеязыковым мыслительным содержанием и внешней (звуковой) формой языковых знаков, что позволяет языку давать значение бесконечному множеству мыслей и ситуаций. 

Выявление внутренних связей между понятиями, взаимосвязи философских оснований системологии и языкознания, общих принципов исследования систем любой природы и специальных методов исследования языка в данной концепции требует глубокого семантического анализа научных текстов, отражающих эту концепцию, так как в ранее известных формулировках она до сих пор остаётся герметичной и малопонятной при попытке истолковать её с позиций аспектирующих направлений в языкознании.


Задачи:

  • сформировать максимально полный корпус текстов, включая неопубликованные работы, устные выступления и высказывания основателя современной системной лингвистики Г.П. Мельникова;
  • выявить по этим текстам полный перечень понятий, образующих герметичную систему, которая удовлетворяет поиску ответов на вопросы «почему?» и «зачем?» на всех уровнях системы языка и любой саморегулируемой адаптивной системы: биологического организма (человека, животного), общества, природы; 
  • определить принцип отграничения этой системы понятий от иных понятийных образований;
  • опираясь на системный анализ всего корпуса научных текстов Г.П. Мельникова, установить динамически развивающееся содержание каждого понятия, раскрыть его внутреннюю форму;
  • определить, какие складывающиеся в понятия смыслы не получили самостоятельного наименования; 
  • определить зоны симметрической разности и симметрической тождественности содержания понятий и на этом основании установить характер логических отношений между понятиями системной лингвистики: причинно-следственные зависимости, иерархические (родо-видовые) и цело-частные соотношения;
  • определить контуры формируемых понятийных полей и образуемую этими полями завершенную систему, организованную как концептуальное поле, в котором каждое понятие имеет многочисленные существенные связи с другими понятиями;
  • создать идеографический понятийный словарь.
Цели проекта
  • Цель проекта ‒ выявить систему понятийных полей, обладающую значительным объяснительным потенциалом.
Руководитель проекта Все участники
empty-photo

Денисенко Владимир Никифорович

Доктор филологических наук, Профессор, заведующий кафедрой общего и русского языкознания
Результаты проекта
Введение в современный научный контекст оригинальной методологической системы, разработанной в отечественной науке во второй половине ХХ века и включающей общую и лингвистическую системологию, системную теорию отражения и знака (системную семиотику), системную теорию языка, в том числе: системную лингвистическую типологию, системную теорию предикации, теорию падежа.
Включение в современную научную практику методологических подходов системной лингвистики, анализ истоков этого научного направления и его перспектив. Это необходимо для развития общей теории языкознания, истории языкознания, семиотики, лингвистической типологии, а также общей теории систем и системного анализа в гуманитарных науках.
Область исследования
  • Результаты могут быть использованы в качестве методологической основы для проведения специальных типологических и сопоставительных исследований. В дальнейшем это используется при разработке педагогических технологий обучения иностранных языков и технологий перевода.