Крупнов Александр Иванович
Docendo discimus! Обучая, мы учимся сами.
Окончил Свердловский государственный педагогический институт по специальности «Русский язык и литература».
Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Научно-исследовательском институте Общей и педагогической психологии АПН СССР на тему «Динамические характеристики и их электроэнцефалографические корреляты».
Старший преподаватель кафедры психологии Свердловского государственного педагогического института.
Заведующий кафедрой психологии Свердловского государственного педагогического института.
Присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии.
Руководил Уральским Обществом психологов при АН СССР.
Защитил диссертацию на соискание степени доктора психологических наук в НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР на тему «Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека».
Присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики и психологии РУДН.
Заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии РУДН.
Избран членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).
Почетный работник высшего образования России.
Избран действительным членом Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).
Профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН.
Профессор-консультант кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН.
Преподавание
Читает студентам аспирантуры РУДН курс «Системные исследования свойств личности и индивидуальности».
Автор учебных пособий:
- Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика. Учебное пособие для аспирантов, обучающихся по специальности 37.06.01 «Психологические науки» / Москва, 2017. 220 с.
https://search.rsl.ru/ru/record/01008843052
В учебном пособии рассмотрены история и основные концептуальные положения системно-функционального подхода к изучению свойств личности, представлена восьмикомпонентная модель анализа свойств личности, проанализированы основные направления эмпирических исследований и практических разработок, выполненных в русле данного подхода. Кроме того, учебное пособие включает перечень диссертационных исследований, выполненных на основе системно-функционального подхода; описание и программу курса «Системные исследования свойств личности и индивидуальности»; программу коррекции и саморегуляции свойств личности на примере общительности; тексты методик для психодиагностики системно-функциональных свойств личности. Учебное пособие, прежде всего, предназначено для аспирантов, обучающихся по специальности 37.06.01 «Психологические науки» и изучающим курс «Системные исследования свойств личности и индивидуальности». Материалы, представленные в пособии, представляют интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, интересующихся актуальными проблемами современной общей, дифференциальной, возрастной психологии, психологии личности.
Наука
- Разработал природные (нейрофизиологические) активности субъекта в области дифференциальной психофизиологии: психомоторную, интеллектуальную, волевую, коммуникативную.
- Выявил электроэнцефалографические корреляты природных (нейрофизиологических) активностей субъекта в лобных и затылочных областях головного мозга. Продемонстрировал, что нейрофизиологическая регуляция активности человека осуществляется преимущественно лобными отделами мозга.
- Предложил продуктивную модель целостного анализа действий человека, позволяющую составить индивидуальную программу коррекции личностных свойств. Проанализировал их структуру и дал сравнительную характеристику психомоторных, интеллектуальных, коммуникативных действий человека, исходя из единства их мотивационных, эмоциональных, волевых, динамических и продуктивно-результативных характеристик.
- Предложил новую трехмерную структуру темперамента человека, включающую в себя психическую активность, эмоциональность и селективность.
- Разработал концепцию системно-функциональной природы свойств личности. В отличие от атомарного, одностороннего толкования личностных свойств предложил целостную, многомерно-функциональную модель организации свойств личности. Она включает в себя мотивационный, когнитивный, эмоциональный, волевой, динамический и продуктивно-оценочный компоненты.
Научные интересы
- Дифференциальная психофизиология
- Общая психология
- Психология личности и индивидуальности