Крупнов Александр Иванович

Крупнов Александр Иванович

Доктор психологических наук
Профессор,

Docendo discimus! Обучая, мы учимся сами.

1966

Окончил Свердловский государственный педагогический институт по специальности «Русский язык и литература».

1971

Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Научно-исследовательском институте Общей и педагогической психологии АПН СССР на тему «Динамические характеристики и их электроэнцефалографические корреляты».

1971 - 1972

Старший преподаватель кафедры психологии Свердловского государственного педагогического института. 

1973 - 1984

Заведующий кафедрой психологии Свердловского государственного педагогического института. 

1975

Присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии.

1980 - 1985

Руководил Уральским Обществом психологов при АН СССР.

1985

Защитил диссертацию на соискание степени доктора психологических наук в НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР на тему «Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека».

1987

Присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики и психологии РУДН.

1990 - 2010

Заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии РУДН.

1997

Избран членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования (МАНПО). 

1997 - н.в.

Почетный работник высшего образования России. 

2000

Избран действительным членом Международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

2010 - 2018

Профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН.

2018 - н.в.

Профессор-консультант кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН.

Преподавание

Читает студентам аспирантуры РУДН курс «Системные исследования свойств личности и индивидуальности».

Автор учебных пособий:

  1. Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика. Учебное пособие для аспирантов, обучающихся по специальности 37.06.01 «Психологические науки» / Москва, 2017. 220 с.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01008843052
    В учебном пособии рассмотрены история и основные концептуальные положения системно-функционального подхода к изучению свойств личности, представлена восьмикомпонентная модель анализа свойств личности, проанализированы основные направления эмпирических исследований и практических разработок, выполненных в русле данного подхода. Кроме того, учебное пособие включает перечень диссертационных исследований, выполненных на основе системно-функционального подхода; описание и программу курса «Системные исследования свойств личности и индивидуальности»; программу коррекции и саморегуляции свойств личности на примере общительности; тексты методик для психодиагностики системно-функциональных свойств личности. Учебное пособие, прежде всего, предназначено для аспирантов, обучающихся по специальности 37.06.01 «Психологические науки» и изучающим курс «Системные исследования свойств личности и индивидуальности». Материалы, представленные в пособии, представляют интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, интересующихся актуальными проблемами современной общей, дифференциальной, возрастной психологии, психологии личности.

Наука

  • Разработал природные (нейрофизиологические) активности субъекта в области дифференциальной психофизиологии: психомоторную, интеллектуальную, волевую, коммуникативную.
  • Выявил электроэнцефалографические корреляты природных (нейрофизиологических) активностей субъекта в лобных и затылочных областях головного мозга. Продемонстрировал, что нейрофизиологическая регуляция активности человека осуществляется преимущественно лобными отделами мозга.
  •  Предложил продуктивную модель целостного анализа действий человека, позволяющую составить индивидуальную программу коррекции личностных свойств. Проанализировал их структуру и дал сравнительную характеристику психомоторных, интеллектуальных, коммуникативных действий человека, исходя из единства их мотивационных, эмоциональных, волевых, динамических и продуктивно-результативных характеристик.
  • Предложил новую трехмерную структуру темперамента человека, включающую в себя психическую активность, эмоциональность и селективность.
  • Разработал концепцию системно-функциональной природы свойств личности. В отличие от атомарного, одностороннего толкования личностных свойств предложил целостную, многомерно-функциональную модель организации свойств личности. Она включает в себя мотивационный, когнитивный, эмоциональный, волевой, динамический и продуктивно-оценочный компоненты.

Научные интересы

  • Дифференциальная психофизиология
  • Общая психология
  • Психология личности и индивидуальности
В статье представлены теоретические основы и сущность системно-функциональной модели личностных качеств. Эта модель основана на ключевых теоретических положениях и конструкциях, сформулированных в российской психологии. Системно-функциональная модель организации личностных качеств, включающая две подсистемы (мотивационно-семантическая и регуляторно-динамическая), восемь компонентов и шестнадцать переменных, реализована в комплексных исследованиях общительности, настойчивости, любознательности, самоорганизации (подробно), ответственность, инициативность, трудолюбие, уверенность, агрессивность в различных возрастных, гендерных, профессиональных, этнических группах. Системно-функциональная модель организации личностных черт была реализована в комплексных исследованиях общительности, настойчивости, любознательности, самоорганизации (упорядоченности), ответственности, инициативы, трудолюбия, уверенности, агрессивности в различном возрасте, пола, профессии, этнические группы. Представлены примеры конкретных сравнительных эмпирических исследований и проанализированы их основные результаты.
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования связи переменных настойчивости и академических достижений студентов при освоении ими иностранного языка. Выборку исследования составили студенты факультета физико-математических и естественных наук РУДН (n = 115), разделенные на 5 подвыборок, две из которых подробно описаны в настоящем исследовании (подвыборки наиболее и наименее успешных учащихся). Настойчивость как черта личности изучается в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова. Для измерения переменных настойчивости использовался бланковый тест А.И. Крупнова. Академические достижения были измерены в соответствии с четырьмя параметрами: фонетика, грамматика, речь и политическая лексика, основанных на оценках учащихся, полученных в течение учебного года. Анализ показал, что настойчивость демонстрирует различные связи с переменными успеваемости у более и менее успешных в освоении иностранного языка студентов, причем эти связи более выражены у менее успешных студентов. Фонетика как навык, который можно приобрести благодаря упорной работе и практике, наиболее тесно связана с настойчивостью. Грамматика практически не связана с настойчивостью, но, вероятно, связана с другими факторами академических достижений. Менее успешные студенты могут испытывать трудности с отделением различных аспектов освоения языка друг от друга, что должны быть учтено в педагогической работе.
В статье сравниваются некоторые аспекты изучения проблемы личности и индивидуальности в отечественной и зарубежной (прежде всего американской) психологии. Представлена специфика понимания феноменологии личности в современном учебнике Американской психологической ассоциации. Кратко рассмотрена сущность пятифакторной модели «Большая пятерка» как одного из доминирующих подходов к исследованию индивидуальности в зарубежной психологии и системно-функционального подхода к анализу свойств личности, воплощающего многие традиции отечественной психологии. Описаны и проанализированы основные результаты сравнительного исследования любознательности и настойчивости как системно-функциональных свойств личности и индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность). В исследовании приняли участие 207 российских студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика». Для диагностики индивидуально-личностных факторов использовался пятифакторный личностный опросник “Big Five” в модификации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова, для диагностики любознательности и настойчивости - бланковые тесты А.И. Крупнова. С использованием рангового корреляционного анализа и факторного анализа было выявлено, что существуют достаточно устойчивые соотношения между настойчивостью как волевым свойством личности в рамках системно-функционального подхода и добросовестностью пятифакторной модели, а также любознательностью как познавательным свойством и открытостью опыту, при этом настойчивость более тесно связана с факторами модели «Большая пятерка», чем любознательность. Экстраверсия и нейротизм как индивидуально-личностные факторы характеризуют меру активности личности при реализации ее свойств и трудности в их реализации соответственно.
В статье рассмотрены эвристические возможности системно-функционального подхода к анализу свойств личности в сфере этнопсихологических и кросс-культурных исследований. Кратко представлены системно-функциональная модель строения свойств личности, входящие в нее подсистемы, компоненты и переменные. Проанализированы результаты кросс-культурных исследований общительности, любознательности, ответственности, организованности, инициативности, уверенности, агрессивности, выполненные на основе данной модели. Отмечено, что одними из первых на основе модели были изучены этнопсихологические особенности любознательности, которые кратко рассмотрены на примере исследований Е.В. Базаркиной и С.И. Кудинова. Наиболее подробно изучены этнопсихологические особенности общительности как системно-функционального свойства личности у представителей различных народов и национальностей (коми, татар, чувашей, китайцев, латиноамериканцев и др.), которые проиллюстрированы на примере исследований Ян Бинь и О.О. Качуриной. Показано, что в кросс-культурном аспекте очень активно изучается и агрессивность как один из возможных факторов межкультурных и межэтнических конфликтов. Уточнено системно-функциональное строение агрессивности и рассмотрены ее этнопсихологические особенности, выявленные в работах А. Алиайдарай, Д.А. Дищук, М.И. Галич. Кратко представлены кросс-культурные исследования ответственности (Фалах Расми Абдул-Рахим Моххамад), уверенности (З.В. Бойко, А.В. Шептура), организованности (Али Фадел Джамила Джаффар, Туяа Орсоо). Принципиально важно, что положения системно-функционального подхода стали методологической основой не только кросс-культурных исследований отдельных свойств личности у представителей различных этнических групп, но и комплексного исследования специфики межкультурной адаптации иностранных студентов Российского университета дружбы народов из разных регионов мира. Установлено, что основные преимущества системно-функционального подхода к кросс-культурным исследованиям свойств личности заключаются не только в возможности количественного сравнения выраженности отдельных переменных, а также качественного своеобразия их соотношений в целостной структуре, но и в разработке на этой основе адресных программ развития и коррекции изучаемых свойств с учетом их этнокультурной специфики.
В статье рассматривается специфика корреляций инициативности как системно-функционального свойства личности с индивидуально-личностными факторами Пятифакторной модели по сравнению с аналогичными корреляциями настойчивости и любознательности.
В статье анализируются особенности и различия в проявлении адаптивности у африканских, китайских и латиноамериканских студентов, обучающихся в российском вузе. Для понимания особенностей адаптации как процесса и адаптивности как личностного свойства студентов, принадлежащих к разным этническим группам, необходимо осознавать особенности этносов и учитывать факторы, сформировавшие психологические характеристики того или иного народа.