«Женщины, несмотря на свою гениальность, всегда находились с краю широкого научного пути», – Ирина Викторовна Подопригора, к.м.н., доцент медицинского института РУДН

«Женщины, несмотря на свою гениальность, всегда находились с краю широкого научного пути», – Ирина Викторовна Подопригора, к.м.н., доцент медицинского института РУДН

Почему у женщины в науке тяжёлая судьба? Есть ли у учёного своя домашняя лаборатория? И почему «мы сами себе не принадлежим»? Во Всемирный день женщин в науке об истории своего научного пути рассказывает Ирина Викторовна Подопригора, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой микробиологии имени В.С. Киктенко, руководитель научной лаборатории бактериологии.

Когда появилась любовь к науке?

Заниматься наукой хотела с детства. Мне очень нравилась химия, в которую с головой погрузила меня моя учительница, Вера Николаевна Усачева. И помню, как в 9 классе, когда ещё была неорганическая химия, мне подарили большую химическую энциклопедию. Листала её тогда и думала: «Я так хотела бы заниматься наукой... Но всё уже открыли! Что я буду делать, если написано столько томов..?» А потом мне в голову пришла мысль — надо учиться, а там, найдется, что можно ещё открыть.

После школы Вы поступали на фармакологический факультет. Почему именно на него?

Учительница по химии постоянно спрашивала меня: «Ты же в медицинский институт будешь поступать?» И в какой-то момент я поняла, что да, иду в медицинский. Моя старшая сестра хотела поступить на «фармфак». И я решила, что тоже хочу на «фармфак». Поступали мы с ней в один год. Только она поступила, а я — нет. Не хватило всего одного балла для поступления в Московскую медицинскую академию (ред. — медицинский университет имени И.М. Сеченова).

Не было ощущения, что жизнь закончилась?

Я погрустила немного. Но когда ты молодой, проигрыш не ощущается так горько! На информационной доске Московской медицинской академии висело объявление о поступление в Московское медицинское училище № 13. В нём говорилось — если закончить медицинское училище с красным дипломом, то в медицинский институт есть шанс поступить, сдав на отлично одним экзамен по химии. Решение было принято, и я отдала свои документы в ММУ № 13.

Сохранилось ли желание поступать в Московскую медицинскую академию спустя три года?

После медучилища я чувствовала себя опустошённой. Учёба в медицинском училище даёт очень много практических навыков — ты проходишь через все отделения базовых лечебных учреждений, у тебя на «пальцах» все назначения, пациенты и их судьбы. Нас учили не только навыкам и манипуляциям, но и ответственности за свои действия. Говорили, что мы должны думать и за себя, и за врачей. Что средний медицинский персонал несет ответственность за назначения и их исполнение наравне с докторами. И я всецело понимала, какая ответственность за жизни пациентов лежит на плечах медицинских работников. После получения красного диплома медсестры широкого профиля было желание оставить медицину и уйти совершенно в другую профессиональную сферу. Я даже поступала в театральное училище имени Б. Щукина. Очень хотела попробовать себя в этом направлении. Помню, как вышла после прослушивания, а на улице шёл летний проливной отрезвляющий дождь. Тогда я сказала себе: «Нет, театр — это не твоё...». И за день до конца приёма отнесла документы в Московскую медицинскую академию.

А как познакомились с микробиологией?

Ещё в медицинском училище. Только тогда микробиология мне совсем не давалось. Помню, как несколько занятий подряд получала двойки. И даже думала: «Что со мной не так? Я что не могу выучить классификацию антибиотиков?» В конце концов выучила, и всё пошло.

Указал вектор в микробиологию Михаил Викторович Далин — заведующий кафедрой микробиологии медицинского института РУДН и по совместительству профессор на кафедре биологии в Московской медицинской академии. Он сказал, что мне надо перевестись во «второй медицинский институт» (ред. — медицинский университет имени Н.И. Пирогова) на факультет биофизики, потому что фундаментальная медицина — это моё.

Я перевелась без потери года, но были расхождения по предметам, поэтому нужно было изучать часть предметов на первом курсе, а часть — на втором. Помню, как пришла на кафедру морфологии и меня спросили: «Вы хотите учиться на двух курсах одновременно? У нас был только два человека, которые и там, и там обучались. Один из них куда-то пропал, а второй был гениальным». Я им тихонечко тогда сказала: «Возможно мой случай будет золотой серединой...»

Медленными и не всегда лёгкими шагами Вы пришли в науку. Как относитесь к стереотипу: наука — не для женщин?

История науки сводится к тому, что женщины, несмотря на свою гениальность, всегда находились с краю этого широкого пути. Есть хорошие примеры известных женщин-учёных — Софья Ковалевская и Мария Склодовская-Кюри. Но Софья Ковалевская смогла заниматься математикой наукой только благодаря тому, что фиктивно вышла замуж за молодого учёного Владимира Онууфриевича Ковалевского, который в последствии влюбился в свою фиктивную жену. А Мария Склодовская-Кюри — первая женщина нобелевский лауреат, благодаря совместным работам с мужем стала известным физиком и химиком, а после его смерти продолжила свои научные работы. Но такие истории — скорее исключение, чем правило. Есть много женщин, о которых мы ничего не знаем.

Например, эпохальное открытие 50-х годов прошлого века — структура молекулы ДНК. У всех на слуху имена Джеймса Уотсона и Фрэнсиса Крика, мужчин-учёных нобелевских лауреатов, описавших структуру ДНК и ее функции. Но нам не известно или мало известно о Розалинде Франклин — английском биофизике и учёной-рентгенографе, которая сделала рентгеноструктурный снимок № 51, ставший ключевым в выводах о молекуле ДНК.

Или история супругов-генетиков Ледербергов — Эстер Мириам Циммер-Ледерберг и Джошуа Ледерберг. Благодаря своим математическим способностям и знаниям Эстер Мириам Циммер-Ледерберг в XX веке вывела подходы в изучении генетики микроорганизмов на невероятный уровень, но Нобелевскую премию получил только Джошуа, её муж. Брак был обречен. И мы бы никогда не узнали о роли Эстер, если бы ни её второй муж. Судьба женщины в науке очень тяжёлая.

А как Вам удаётся совмещать науку, преподавание, семью?

Наука — это творчество. Нельзя прийти в лабораторию и начать заниматься наукой. Ты всё время в ней. И семья для меня играет огромную роль в том, чтобы всё успевать. Понимание со стороны близких, терпение, готовность прийти на помощь или, наоборот, не мешать.

Преподавание — это тоже своеобразная отдушина. Когда я закончила институт и начала преподавать, первые 5 лет чувствовала себя на уровне со студентами. Но со временем начала получать от общения с ребятами мотивацию. Ты смотришь и видишь, как у них от твоих слов начинают блестеть глаза. Конечно, не у всех. Иногда из-за телефонов их глаза сложно увидеть. Но если удаётся оторвать кого-то от экранов, получаешь невероятную отдачу.

Что делаете, если перед сном приходит вдохновение?

Сажусь работать. Вообще вдохновение — такая вещь, которая приходит везде. В метро, на улице... Хорошо, что сейчас можно открыть планшет или заметки в телефоне и быстро записать мысли.

В кино часто можно увидеть, что дом учёных — колбочки, баночки и куча пузырьков. Ваш дом можно назвать лабораторией?

Мне нравится, когда дома царит порядок. Тогда я могу мыслить в верном направлении. А в лаборатории ты находишься в совершенно другом состоянии. Там ты в творческом порыве, а вокруг тебя творческий хаос. Пробирки, колбы, бутылочки, много грязной посуды. В лаборатории не может быть «упорядоченности».

Вы преподаёте бактериологию и вирусологию. Какая из дисциплин самая любимая?

Бактериология. Для меня это микробиология, с которой и начался наш мир. Интересно, что количество клеток микробов в нашем организме на порядок выше, чем наших собственных. Получается, что мы сами себе не принадлежим. И бактерии, которые населяют наш организм, делают нас такими, какие мы есть. То, что мы в определённой степени успешны, у нас есть образование, семья, дети — это результат работы бактерий.

Есть любимая бактерия?

Думаю, я её ещё не выделила...

На чём сейчас сосредоточены Ваши исследования?

Сейчас мы проводим совместное исследование с кафедрой микробиологии и вирусологии «второго медицинского института». На этой кафедре работает д.м.н., профессор Борис Алексеевич Ефимов — мой преподаватель микробиологии. И если Михаил Викторович Далин указал мне вектор научного направления, то Борис Алексеевич — определил философию научной деятельности. И сейчас мы совместно работаем над исследованием микробиоты тела человека — выделяем, сохраняем и изучаем биологию бактерий, которые либо вызывают патологии, либо, наоборот, помогают нам быть здоровыми.

Вы научная «мама» для студентов и аспирантов. Что самое главное Вы хотите передать им?

Сейчас любят говорить: наука — это модно. А мне кажется, что наука — это сложно. И я всегда стараюсь донести до своих студентов, что это серьёзный труд, и нужно быть готовым к разным вариантам развития событий. И ни в коем случае не пасовать перед трудностями. Когда ко мне приходит студент и говорит: «Я хочу заниматься наукой». Я не отказываю ему. У нас наука начинается с мытья посуды.

Ещё хочу, чтобы для каждого последующего поколения наука становилось доступней. Наши научные будни очень своеобразные. Помимо того, что нам нужно спланировать эксперимент, мы должны ещё подумать обо всех реактивах, расходных материалах, приборной базе. И чем меньше у человека, занимающегося наукой, будет мыслей об этих «мелочах», тем более продуктивной будет наука.

Кто Вас вдохновляет на этом пути?

Илья Ильич Мечников. Он сделал очень много для микробиологии в России несмотря на то, что 25 лет жизни работал в институте Л.Пастера во Франции. Когда нобелевский комитет принял решение о вручении Мечникову премии, ему пришло письмо в котором представитель комитета уточнял, подданным какой страны он всё-таки является? Учёный написал в ответ: «Я всегда был, есть и останусь подданным Российской империи». И это не было голословным утверждением. Работая во Франции, он принимал огромное количество людей из царской Российской, которые хотели заниматься микробиологией и развивать это направление на Родине. В плеяду его учеников вошли Георгий Габричевский, Лев Тарасевич, Прасковья Циклинская и многие-многие другие. Они работали на благо поколений, чтобы наука и ей результаты стала доступны народам нашей страны и всего мира.

Если бы Вас попросили произнести тост на языке микробиологии, что Вы сказали бы?

Желаю, чтобы у вас была гармония между бактериями. А чтобы её поддерживать, не забывайте думать о бактериях, когда идёте на обеденный перерыв. Поменьше фастфуда и газировок. Бактерии это не любят. Дайте им фрукты, овощи, немного мясо, а потом уже подумайте о себе!

«Если вы не любите бактерии, вам не повезло с планетой. Земля — это планета бактерий», — Вентер Крейг, генетик и биолог.

Беседовала Анастасия Журавлёва, студентка филологического факультета («Журналистика», IV курс).

Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
30 апреля
Поздравление ректора с Праздником Весны и Труда

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! 1 мая во многих странах отмечается Праздник Весны и Труда. Этот день открывает нам самый теплый и цветущий месяц этого сезона.

Жизнь в РУДН
24 апреля
Котту, крикет и сингальский Новый год… В РУДН прошли Дни культуры студентов из Шри-Ланки

15-21 апреля в РУДН прошли Дни культуры студентов из Шри-Ланки. На национальной выставке представители землячества рассказали о культуре, традициях и истории страны. Вместе с гостями фестиваля приготовили национальные блюда Шри-Ланки — «ротти» и «котту».

Жизнь в РУДН
23 апреля
150 ценителей русского слова написали Тотальный диктант в РУДН

Всероссийской акции грамотности и любви к русскому языку в этом году исполнилось 20 лет. Юбилейную дату отметили на двух площадках РУДН — здесь собрались жители и гости столицы, желающие проверить уровень знаний. Читать диктант в университет приехали Арина Шарапова — телеведущая, тележурналист, и Юлия Хлынина — актриса театра и кино, актриса дубляжа.