Ремчукова Елена Николаевна
Необходимо полюбить объект своих научных изысканий – и он ответит взаимностью. Научный результат зависит не только от способностей и трудолюбия, но и от увлеченности исследователя.
Окончила историко-филологический факультет Университета дружбы народов им. П. Лумумбы, диплом с отличием по специальности «Русский язык», квалификация «Филолог, преподаватель русского языка и литературы», также получила диплом переводчика (французский язык).
Защитила диссертацию на тему «Структурно-семантическая зона «сложное действие» в современном русском языке». Присвоена степень кандидата филологических наук.
Ассистент, доцент (с 1990 г.), затем профессор (с 2006 г.) кафедры общего и русского языкознания филологического факультета РУДН.
Присвоено ученое звание доцента по кафедре общего и русского языкознания филологического факультета РУДН.
Член Международной Аспектологической комиссии при Международном комитете славистов.
Защитила диссертацию на тему «Креативный потенциал русской грамматики: морфологические ресурсы языка». Присвоена степень доктора филологических наук.
Награждена серебряной медалью ВДНХ за монографию «Креативный потенциал русской грамматики».
Присвоено ученое звание профессора по кафедре общего и русского языкознания филологического факультета РУДН.
Член Национальной ассоциации исследователей масс-медиа (НАММИ).
Член Международного совета по ономастическим исследованиям (International Council of Onomastic Sciences – ICOS).
Член международного совета рецензентов журнала «CUADERNOS DE RUSÍSTICA ESPAÑOLA» (WoS, Испания).
Рецензент журнала «Медиа@льманах» (ВАК, МГУ).
Член международной редколлегии научного сборника «Studia Slavica» (Талиннский университет, Эстония).
Год, когда Елены Николаевны Ремчуковой не стало. До последних дней Елена Николаевна отдавала все силы науке и преподаванию в РУДН.
Преподавание
Читает курс лекций студентам бакалавриата и магистратуры направления «Филология»:
- «Морфология современного русского языка».
- «Современные языковые процессы».
- «Креативная лингвистика».
- «Семиотика и язык рекламы».
- Руководство профильной дисциплиной аспирантуры 10.02.01 «Русский язык» (филологические науки). Ведет занятия по специальности «Русский язык» и научно-исследовательский семинар по предмету «Русистика, сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание».
Читала лекции в зарубежных университетах:
- 2008 г. – Университет Бордо III им. Мишеля де Монтень (Франция, англ.: Bordeaux Montaigne University).
- 2014 г. – Тартуский университет (Эстония, англ.: University of Tartu).
Наука
Ведет научно-исследовательскую работу по проблемам современного русского языка, креативной речевой деятельности, неймингу, лингвистики рекламы:
- Выявила основные особенности креативной речевой деятельности, реализованные в современных масс-медиа, в том числе в рекламной коммуникации, городском нейминге и др. коммуникативных сферах;
- Ввела в научных обиход понятие массового лингвокреатива, под которым понимается речетворческая деятельность масс – самореализация русской языковой личности вне художественного текста (например, на просторах Рунета или в силу профессиональной деятельности журналиста, PR-специалиста, копирайтера и т.д.).
- Описала лингвокреативные составляющие медиадискурса (полисемантичность, трансформации различного типа, потенциальное слово- и формообразование, использование прецедентных феноменов и прецедентных текстов).
- Определила и описала специфику развития сферы городской номинации в России, которая состоит в креативном использовании языковых средств, что обусловливает особое место урбанонимов в многообразной креативной речевой деятельности.
- Выявила гендерные и лингвокреативные особенности рекламного текста, предложила методику их описания в сопоставительном аспекте на материале русской и французской рекламы.
- Выделила такой тип коммерческой рекламы, как национально-ориентированная реклама, в которой формируется имидж России как страны с богатыми природными ресурсами и культурно-историческим наследием.
Научные интересы
- Функциональная грамматика, аспектология и словообразование.
- Лингвистика креатива.
- Медиалингвистика.
- Нейминг, городская коммерческая номинация.
- Семиотика и язык рекламы (в том числе изучение рекламного текста в сопоставительном аспекте).
- Мультимодальность как комплекс вербальных и невербальных средств воздействия.