Выступление почетного профессора Вильяма Джона Моргана «Философия, диалог и образование. На примере работ девяти современных европейских философов»

Выступление почетного профессора Вильяма Джона Моргана «Философия, диалог и образование. На примере работ девяти современных европейских философов»

Мероприятие прошло
17 октября 2019
Место проведения
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.10/2, аудитория 415
О мероприятии

Цель: рассмотреть понимание современными европейскими философами диалога и его использования в образовании.

Задачи:

  • раскрыть понятие диалога, через анализ работ девяти современных европейских философов;
  • так как диалог был предметом многих исследований западной философии образования со времен сократовских диалогов Платона и Ксенофона, провести расширенный  историко-философский анализ этого термина;
  • обсудить более поздние социолого-философские взгляды на  понятие «диалога»  и спрогнозировать вектор его развития на будущее.

Участники: преподаватели, аспиранты, магистры и студенты РУДН.

Вильям Джон Морган, почетный профессор Уэльского института социально-экономических исследований и Школы социальных наук Кардиффского университета. Вильям Джон Морга почетный профессор сравнительного образования в Ноттингемском университете, где он руководил кафедрой политической экономии образования ЮНЕСКО. Старший научный сотрудник Китайского института политики; и.о. директора Института азиатско-тихоокеанских исследований. Он работал в качестве наставника-организатора Ассоциации работников образования и преподавателя колледжа.

Вильям Джон Морган член судейской коллегии при Королевском антропологическом институте Великобритании. В настоящее время его научные интересы: сравнительная политическая экономия образования: особенно в России и Китае; гражданское общество и антропология знаний; этика и социальные исследования.


Тезисы доклада:

В этой книге нас не интересует в первую очередь диалог как литературный жанр. Нас интересует понимание современными европейскими философами диалога и его использования в образовании. Это важно по крайней мере по двум причинам: Во-первых, диалог обычно понимается как разговор, как обмен между двумя или более людьми или группами людей. Во-вторых, диалог был предметом многих исследований западной философии образования со времен сократовских диалогов Платона и Ксенофона.

Тем не менее, они обычно сосредоточены на том, существует ли эффективный коммуникативный обмен. Они не всегда рассматривали отношения, вовлеченные в диалог, например, силовой, симметричный, асимметричный. Диалог может иметь согласованную конкретную цель, но он также может быть открытым и подвижным, и никто из участников не знает, к чему он может привести. На практике диалог не просто преодолевает разрыв между двумя людьми или группами; он состоит также из внутренних напряжений и противоречий.

Диалог также стал модным понятием, особенно среди тех, кто хочет поощрять критическую педагогику или «критические навыки» в образовании, основанные, например, на концепции гегемонии Антонио Грамши и таких педагогов, как Пауло Фрейре, и. другие.

Парадокс может заключаться в том, что такой диалог часто становится институционализированным, развивающимся по «правильным» формулам. Это не учитывает достаточно сложностей, таких как история и культура, с их нормативными ценностями и властными отношениями. На практике диалог зависит от предрасположенности и ситуации, и его зачастую трудно инициировать, не говоря уже о его сохранении. Рассмотрим его использование в разрешении конфликтов (Морган и Гильерме, 2014/2016).

Это имеет значение для педагогов, исследователей в области образования и политиков. Мы рассматриваем это через работу девяти современных европейских философов:

Мартин Бубер, еврейский философ и теолог, разработал концепцию диалога как симметричных отношений, различающих Я-Это и Я-Ты и включающих Другое.

Михаил Бахтин, русский философ и теоретик литературы, разработал концепцию диалогического воображения и диалога, возникающего в социальном и культурном контекстах.

Лев Выготский, русский философ и социолингвист, разработал концепцию психологического диалога как историко-культурного инструмента, а также формы посредничества между человеком и другими.

Ханна Арендт, немецкий еврейский философ, выработала политическое понимание диалога как требующего публичного пространства.

Эммануэль Левинас, литовский еврейский философ, разработал этическую концепцию диалога как асимметричного отношения, требующего внимания к потребностям Другого.

Морис Мерло-Понти, французский философ-экзистенциалист, развил феноменологическое понимание диалога как присутствующего в Другом.

Симона Вейль, французский религиозный философ, выработал понимание диалога как определяемое отношениями власти.

Майкл Оукшотт, английский политический философ, разработал концепцию диалога как разговора, который воспитывал цивилизованные ценности.

Юрген Хабермас, немецкий философ и социолог, разработал концепцию диалога как коммуникативной рациональности.

Наконец, как насчет диалога как социальной философии?

Существуют ограничения, случаи, когда диалог прерывается как между отдельными людьми, так и между сообществами. Например, наступает момент, когда нужно защищать свое человечество и других. Это отправная точка концепции справедливой войны, которая имеет долгую философскую историю, начиная со Св. Августина Гиппопотама (Walzer, 2006).

Мы попытались показать эти дилеммы в более раннем обсуждении Мартина Бубера и Франца Фанона (2014). Только оставаясь открытым или «находящимся в распоряжении диалога», как говорит Бубер, он продолжает оставаться значимой возможностью.

 

Похожие мероприятияВсе мероприятия
2019
17 октября
В Институте иностранных языков РУДН стартует новый отборочный этап конкурса «Голос»
«Голос» - это шанс для каждого студента ИИЯ РУДН – будущего лингвиста, переводчика и педагога, регионоведа, менеджера психолога, HR и PR-специалиста проявить свои таланты, показать себя и получить возможность выступить со своим номером на сцене Главного конкурса в финальном этапе с представителями студенческой молодежи Университета!
2019
17 октября
Научный семинар «Стратегия восстановительного присоединения-деоксигенирования»
2019
17 октября
Круглый стол «Миноритарные языки и языки в условиях миграции» с участием профессора Антуана Паско (университет Бордо Монтень) и профессора Эрве Лиотара (университет Монпелье)
На кафедре иностранных языков филологического факультета РУДН состоится круглый стол с участием профессора, д.ф.н. Антуана Паско (университет Бордо Монтень) и профессора, д.ф.н. Эрве Лиотара (университет Монпелье).
2019
17 - 18 октября
Научно-практическая конференция «ВИЧ-инфекция и злокачественные новообразования»
Конференция призвана стать отечественной экспертной площадкой для инфекционистов, онкологов, онкогематологов в части обмена опытом и ускорения взаимодействия специалистов для осуществления успешной  клинической практики. Спикерами конференции выступят ведущие российские и иностранные специалисты в области изучения ВИЧ-инфекции и онкологии. Подробная информация о программе и он-лайн регистрация - на сайте www.oncohiv.ru