Председатели Высших аттестационных комиссий СНГ встретились в РУДН
Председатели Высших аттестационных комиссий СНГ встретились в РУДН
Аспирантуру и докторантуру всех стран СНГ необходимо привести к общему знаменателю — к такому выводу пришли руководители систем подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Содружества независимых государств на совещании в РУДН 14 апреля. Различия между системами подготовки кандидатов, докторов наук в странах СНГ за последние годы усилились, и во многих государствах были найдены эффек

Аспирантуру и докторантуру всех стран СНГнеобходимо привести к общему знаменателю — ктакому выводу пришли руководители систем подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Содружества независимых государств на совещании в РУДН 14 апреля.

Различия между системами подготовки кандидатов, докторов наук в странах СНГ за последние годы усилились, и во многих государствах были найдены эффективные механизмы, помогающие повысить качество диссертаций и стимулировать научную деятельность талантливых ученых, преподавателей, практиков. Вопрос об организации встречи представителей систем подготовки и аттестации кадров высшей квалификации (в России – ВАК – Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки РФ, председателем которой является Ректор РУДН Владимир Филиппов) для своеобразной «сверки часов» назревал давно, и вот 14 апреля представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Таджикистана собрались в Российском университете дружбы народов, чтобы поделиться опытом и выработать совместные решения для дальнейшей работы на благо науки.

Заместитель Министра образования и науки РФ Людмила Огородова обратила внимание коллег на то, что в России аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Основное внимание Минобрнауки в этой области направлено на более эффективную подготовку качественных кадров, выработку критериев для отбора ведущих организаций, активизацию репутационных механизмов и обеспечение прозрачности системы. Общее число диссоветов уменьшилось на 34% (с 3294 в 2010 г. до 2170 в 2016 г.), однако количественное сокращение – лишь одно проявление мер по оптимизации сети диссоветов по всей России. Одним из интересных направлений Замминистра назвала разработку пилотного проекта, в рамках которого ведущие вузы страны смогу выдавать свои дипломы кандидатов наук при условии соблюдения требований к соискателю не ниже государственных стандартов. Основные принципы, которыми руководствуется Министерство, – качество диссертаций и справедливость аттестации соискателя.

Председатель ВАК, Ректор РУДН Владимир Филиппов добавил, что необходимо постепенно отходить от понятия «журналы списка ВАК», в связи с чем сейчас проводится работа по включению 1000 лучших научных изданий России в международные базы WebofScience, Scopus и другие.

Среди наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются ведомства СНГ, занимающиеся подготовкой и аттестацией соискателей научных степеней, стали недобросовестные заимствования и тенденция «старения кадров», а также нехватка докторов наук для многих специальностей. Эти вопросы Директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ Инесса Шишканова назвала «наднациональными проблемами», и с ней согласились все участники совещания.

Конечно, все социально-экономические особенности стран СНГ, влияющие на систему подготовки и аттестации соискателей научных степеней, сложно учесть, однако необходимо учитывать сложившиеся основы, традиции, опыт научных школ и инновационные подходы ряда государств-членов СНГ, делиться положительными результатами. Так, в Азербайджане и Беларуси «ВАКи» находятся в прямом подчинении президенту, а в Кыргызстане – премьер-министру, что отражает важность их деятельности. Эффективным видится и профессиональная саморегуляция, государственное планирование при назначении тем исследования. Например, в Казахстане ведется целевая подготовка кадров: аспиранты и докторанты пишут диссертации исключительно по приоритетным направлениям исследованиям государства. С 2005 года там введена новая система – докторантура PhD. Если в 2000-2010гг в науке и образовании оставалось около 10% защитившихся, то в прошлом году этот показатель вырос до 87%. У Молдовы, в свою очередь, очень амбициозные планы – руководство страны стремится к тому, чтобы 100% лекторов имели научную степень. Было введено требование, чтобы 1 оппонент был зарубежным экспертом, при этом возможно их онлайн-присутствие на защите.

Различия в системах подготовки и аттестации становятся причинами сложностей в нострификации, взаимного признания научных степеней и званий на постсоветском пространстве. Участники совещания пришли к единодушному мнению, что эти и многие другие вопросы требуют общих ответов и системных действий. По итогам встречи было принято решение обратиться в Исполнительный комитет СНГ с инициативой создания Совета по аттестации научных кадров высшей квалификации для гармонизации существующих систем. Планируется организовывать ежегодные встречи для принятия совместных решений. В частности, в следующем году планируется провести работу по созданию единого электронного ресурса для всех ВАКов СНГ, создать единый список наиболее цитируемых журналов, составить общую номенклатуру научных специальностей, выработать рекомендации по защите диссертаций в международных диссоветах.

Новости
Все новости
О РУДН
29 июля
Один из ведущих хирургов-онкологов страны назначен проректором РУДН

Первым проректором-проректором по научной работе РУДН стал Андрей Александрович Костин — российский онколог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук.

О РУДН
14 июля
В ИГБиТ подвели итоги всероссийского конкурса проектов «По местам боевой славы»

26 июня 2020 г. в Институте гостиничного бизнеса и туризма РУДН подвели итоги Всероссийского конкурса проектов «По местам боевой Славы», посвященного 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Конкурс был организован для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.

О РУДН
10 июля
Конкурс школьных проектов «Таможенная граница и цифровые технологии в Евразийском экономическом союзе»

1 июня 2020 года кафедрой таможенного дела Юридического института РУДН был проведён конкурс для школьников 8-11 классов стран-членов Евразийского экономического союза – Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Конкурс был посвящён исполнению шестилетней даты с момента подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, а также Дню защиты детей. Его темой стала «Таможенная граница и цифровые технологии в Евразийском экономическом союзе».