«РУДН - один из лидеров по созданию massive open online courses для подготовки к комплексному экзамену по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ», - Юлия Эбзеева
«РУДН - один из лидеров по созданию massive open online courses для подготовки к комплексному экзамену по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ», - Юлия Эбзеева
Директор Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций Юлия Эбзеева дала экспертный комментарий по вопросам трудовой и образовательной миграции. Юлия Николаевна обратила внимание на основные проблемы миграционной повестки дня в рамках телевизионной программы «Национальный вопрос» на Первом российском национальном канале.

Начнём с короткой статистики. Согласно данным Левада центра, 72 % россиян склонны к мигрантофобии: то есть относятся к мигрантам негативно и с чувством предубеждения.

По данным на сентябрь 2019 года, комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ сдали 1 200 400 человек. 709 121 человек – чтобы получить патент, 111 631 человек – разрешение на временное проживание, 220 651 человек – в целях получения вида на жительство. Растёт количество трудовых мигрантов, приезжающих в Россию, а также количество стран, принимающих участие в комплексном экзамене.

РУДН входит в число 13 университетов, имеющих разрешение принимать комплексный экзамен и проводить тестирование мигрантов, желающих получить гражданство РФ. Важно отметить: наш университет с самого начала принимал участие в разработке КИМов и стандартов для этого экзамена.

В РУДН существует центр тестирования русского языка, который помимо экзаменов проводит научные исследования и мониторинги. Один из них показал, что всего лишь восемь процентов сдающих комплексный экзамен проходят обучение в специальных центрах. Большая часть из них предоставляет эту возможность бесплатно. Понимая это, РУДН одним из первых начал создавать massive open online courses (MOOC) по подготовке к экзамену. Это уникальная возможность для мигрантов – они могут пройти обучение, не выезжая из своей страны.

Юлия Эбзеева обратила внимание на следующее противоречие: для получения гражданства РФ необходимо пройти тестирование по русскому языку. В то время как для получения вида на жительство или временное проживание нужно сдать комплексный экзамен, то есть продемонстрировать знание ещё истории и вопросов законодательства.

Следующий острый вопрос – необходимость дифференцировать экзамен не только по виду пребывания на территории РФ, но и по виду миграции, социальной принадлежности мигрантов, уровня их образования. Целесообразность дифференциации и ее критерии вызывают множество дискуссий.

Юлия Эбзеева иллюстрирует свои аргументы, обращаясь к богатому опыту РУДН по адаптации иностранных студентов. По приезде они обычно не обладают ни языковыми, ни культурологическими навыками – они не подготовлены к жизни в Российской Федерации. В течение учебного года происходит ряд адаптационных мероприятий. Это приносит позитивные результаты, однако за процессом адаптации стоит серьезный образовательный компонент. Иностранных студентов учат не только языку, но и культуре, особенностям жизни в условиях России. Несмотря на наличие проблем, есть и положительная сторона: существенно возрос интерес к русскому языку. Становится очевидно, что миграционные процессы должны быть управляемыми и с образовательной, и с правовой точки зрения.

Помимо Юлии Эбзеевой в программе приняли участие еще три эксперта:

  • Владимир Волох – профессор Университета Управления, член экспертного совета ГУВМ МВД РФ;
  • Николай Курдюмов – президент Международного альянса «Трудовая миграция»;
  • Людмила Букалерова – профессор Юридического института РУДН.

Автор программы – Владимир Зорин, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, заместитель директора Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций.

Теги: международное сотрудничество