РУДН представил новую модель международного сотрудничества – кластерный подход

РУДН представил новую модель международного сотрудничества – кластерный подход

5 февраля в МИА «Россия сегодня» РУДН представил новую модель международного сотрудничества - кластерный подход. Почему Италия вошла в тройку лидеров стран по количеству контрактных студентов, на какие специальности едут учиться в Россию, где и как найти талантливых иностранных абитуриентов - эти темы объединила пресс-конференция «Кластерный подход как новая модель экспорта российского образования».

За последние три года динамика поступления иностранных абитуриентов в РУДН увеличилась на 25%, а по контракту - на 13%. В этом году в университет поступили 3 904 иностранных абитуриента.

Иран, Китай, Италия стали лидерами стран по количеству «контрактников» в РУДН. Присутствие в тройке лидеров европейской страны – в первую очередь, результат работы по программам двойных дипломов и включенного обучения. 

Среди иностранных абитуриентов наиболее популярны медицинские специальности: лечебное дело - 388 человек, стоматология – 266. Среди инженерных специальностей на первом месте – строительство (76 человек). Стабильно популярны гуманитарные направления: международные отношения, юриспруденция, менеджмент.

Образование в России выбирают не только бакалавры и магистры, но и кадры высшей квалификации. Наибольшей популярностью среди аспирантов и ординаторов пользуются программы медицинского института, филологического, экономического факультетов, инженерной академии, факультета гуманитарных и социальных наук. Страны лидеры по числу контрактных кадров высшей квалификации - Эквадор, Китай и Боливия.

Что экспортируем: диплом или знания?

С 2016 года РУДН реализует масштабный проект реализации новой модели экспорта российского образования - кластерный подход.

Владимир Филиппов, ректор РУДН: «Традиционный подход к экспорту российского образования: университеты продвигают образовательные программы, набирают иностранных студентов и, по сути, экспортируют дипломы о высшем образовании. В рамках кластерного подхода РУДН объединяет экспертный опыт и ресурсы российских вузов, в частности-отраслевых, и интегрирует их на международный рынок через систему реализации проектов. Это не точечное продвижение программ, это консолидация ресурсов и опыта по формированию человеческого капитала под нужды экономики той или иной страны».

РУДН проводит мониторинг отраслевых проектов, которые реализуются в соответствии со стратегией развития той или иной страны. По итогам анализа составляется бизнес-план и перечень необходимых ресурсов. РУДН формирует команду из российских вузов, тем самым объединяя необходимые ресурсы и опыт для достижения поставленной цели.

Лариса Ефремова, проректор по международной деятельности РУДН: «РУДН ориентирован на подготовку национальных кадров для зарубежных стран и имеет опыт в интернационализации образовательных программ. Основная задача кластерного подхода -подготовить мотивированного иностранного абитуриента к поступлению в Россию».

На базе зарубежных университетов-партнеров создаются профильные классы - это площадки, которые продвигают образовательные программы, выстраивают стратегию академический мобильности студентов и преподавателей». Еще одна важная направляющая международного сотрудничества – олимпиадное движение, которое позволяет выявить талантливых, мотивированных абитуриентов. 

В рамках кластерного подхода РУДН открыто уже 11 центров русского языка, 30 профильных классов на базе вузов-партнеров, проведено 87 олимпиад по математике, физике, химии, биологии, информатике, обществознанию и истории.

Первое соглашение РУДН о создании образовательного кластера было подписано с Министерством образования Замбии. В прямом включении по видеомосту ректор Университета Коппербелта профессор Нэйсон Нгома отметил заинтересованность в сотрудничестве с российскими вузами в области науки и техники. Университет уже сотрудничает по инженерным и медицинским направлениям. В этом году 8 преподавателей из Замбии приедут в РУДН перенять опыт работы в медицинском симуляционном центре, 15 студентов Университета Коппербелта будут направлены на продолжение обучения в Россию.

В Университете Коппербелта создан региональный Центр русского языка РУДН, для студентов из Анголы, Ботсваны, Замбии, Зимбабве, Намибии, Танзании и Мозамбик.

Гамбия второй присоединилась к проекту кластерный подход. «РУДН – мост, связывающий наши страны в рамках образования. Гамбия выбрана центром региона для создания кластера «Африка.Запад». Мы заинтересованы в сотрудничестве в области химии, математики, сельскохозяйственных и инженерных наук», - отметил заместитель министра образования Гамбии Момоду Джанг Джаллоу.

«На базе двух крупнейших университетов: Ливанского государственного университета и Ливанского международного университета созданы Центры русского языка и довузовской подготовки РУДН. В 2018 году в этих центрах более 300 слушателей изучили русский язык», - сообщил в ходе видеомоста с Ливаном руководитель Представительства Россотрудничества в Ливанской Республике — Российского центра науки и культуры Вадим Зайчиков.

Кластерный подход – это не продвижение одного вуза, это коллективная работа, которая помогает развитию совместных образовательных проектов. Александр Тарасов, проректор по международным связям НИУ МЭИ: «Кластерный подход – новая модель международного сотрудничества, которая помогает вузам осуществлять набор иностранных студентов. Это позитивно сказывается на всем образовании в целом. Визиты в Африку в рамках кластера показали большую востребованность для развития энергетики альтернативных и вторичных источников энергии, в том числе для производства холода, что весьма актуально для тропического климата. Наиболее популярны области нетрадиционных возобновляемых искусственных источников энергии в области гидроэнергетики».

Начальник управления международного сотрудничества Российского университета транспорта (МИИТ) Любовь Лучинина отметила, что в 2017 году было подписано соглашение между ООО «РЖД Интернешнл» и Союзом железных дорог «Железные дороги Кубы» по восстановлению и модернизации железнодорожной инфраструктуры Республики Куба.

«РУТ (МИИТ) готов организовать повышение квалификации для руководителей и специалистов кубинских железных дорог. Повышение квалификации возможно, как на базе российских, так и кубинских железных дорог», - Любовь Лучинина.

Новости
Все новости
Международное сотрудничество
18 апреля
Делегация Посольства Социалистической Республики Вьетнам посетила РУДН

Заместитель Министра образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам Хоанг Минь Шон посетил Российский университет дружбы народов в составе делегации Посольства страны. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества между РУДН и вьетнамскими университетами в сфере науки и образования.

Международное сотрудничество
15 апреля
Как получить стипендию «RUDN International Scholarship»

Российский университет дружбы народов объявляет конкурс на стипендию «RUDN International Scholarship».

Международное сотрудничество
12 апреля
Открыт прием заявок на стипендию «TOP STUDENT MOBILITY»

С 12 апреля по 17 мая  проходит прием заявок на участие в Конкурсе на специальную стипендию «TOP STUDENT MOBILITY» во втором семестре 2023/2024 учебного года. В конце мая 2024 года Конкурсной комиссией будут определены 25 победителей, которые получат стипендию «TOP STUDENT MOBILITY».