Цифровые инновации в филологии
Институт русского языка
Филология
Магистратура
Заочная
2 Года 6 Месяцев
Подать документы онлайн
О профессии
Профессиональная деятельность современного филолога невозможна без использования цифровых технологий, инструментов и ресурсов. Создание поисковых сервисов, проведение лингвистической экспертизы сайтов, блогов и социальных сетей, критическое исследование медиатекста, разработка контента для цифровых ресурсов требуют формирования у специалиста-филолога инновационных компетенций – компетенций XXI века.
Цифровые технологии сегодня используются для интерпретации текстов, реконструкции, визуализации и анимирования процессов, характеризующих социокультурные феномены.
Обучение по образовательной программе магистратуры «Цифровые инновации в филологии» позволит выпускнику овладеть как комплексными знаниями в современной филологии, так и навыками работы с цифровыми технологиями: решать такие типы задач, как разработка средств анализа данных, проводить многофакторный анализ данных; осуществлять лингвистическую экспертизу текстов и IT-продуктов, управлять проектами социокультурной сферы, интернет-маркетинга и рекламы.
Digital-филологи смогут анализировать практически безграничные текстовые массивы с помощью программных продуктов и специальных баз данных, решать прикладные задачи из такой области знаний, как Digital Humanities, создавать в информационной среде разные корпуса текстов и словари. Digital-филологи отвечают за создание текстовых баз данных, электронных библиотек с доступами к редким или уникальным изданиям, становятся научными коммуникаторами, идут работать в Data Science и NLP-инжиниринг (Natural Language Processing: часть анализа данных, связанная с обработкой естественного языка).
Учебный процесс
Основа обучения по образовательной программе «Цифровые инновации в филологии» – метапредметный подход, сочетающий универсальные филологические компетенции с компетенциями специфическими – цифровыми.
Во время прохождения программы студенты получают профессиональные знания по современной филологии, семиотике, когнитивистике; методологии анализа современных языковых процессов, технологиям для корпусной лингвистики, инфостилистики, литературного редактирования медиатекстов, реализации межкультурных практик в цифровой и традиционной среде, а также практические навыки и умения в области автоматического анализа текста, автоматической обработки естественного языка, программирования, электронной лингводидактики.
Важный элемент обучения – эффективное использование программ интеллектуального анализа данных, машинного обучения и корпусной лингвистики в технологических процессах обработки информации, производства цифрового медиаконтента, графического контента, мультимедийного контента, программирование на высокоуровневых языках.
В этих целях в программу включены следующие предметы:
текстовая аналитика;
лингвистический и социологический анализ социальных сетей;
веб-разработка;
интерактивная визуализация данных;
семантическая обработка информации;
критические исследования коммуникации;
цифровые технологии компаративного исследования текста;
инструменты и сервисы цифрового маркетинга;
педагогический дизайн;
инструменты проектной деятельности в гуманитарной сфере;
юридическая проблематика в цифровой гуманитаристике;
программирование на языке Python;
табличный редактор: продвинутый Excel;
системы управления базами данных в гуманитарной сфере;
машинное обучение и инструменты распознавания речи;
алгоритмы анализа социальных сетей.
Программой «Цифровые инновации в филологии» предусмотрено изучение двух иностранных языков.
Разработка и реализация блока практических занятий проводится совместно с представителями лидеров отечественного цифрового бизнеса – компаний МТС, IBS, Yandex и международной корпорации Samsung.
Практика
Программой предусмотрено проведение нескольких видов практик.
Каждая практика направлена на отработку конкретных навыков и каждая позволяет обучающимся в полном объёме применить теоретические знания.
Предусмотрены
стационарная ознакомительная практика;
педагогическая практика;
научно-исследовательская работа;
преддипломная практика.
Базой практик станут Международный центр цифровизации предуниверситетской подготовки Института русского языка РУДН, Центр развития цифровых технологий в образовательных процессах РУДН, лаборатория дистанционного обучения РУДН, российские и зарубежные вузы-партнёры (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Тюменский государственный университет, Донской государственный технический университет, Университет Виктории (Канада), Университет прикладных технических и экономических наук (Германия) и др.).
Научно-исследовательская работа и преддипломная практика магистрантов проводится в организациях реального сектора экономики: компаниях МТС, IBS, медиагруппе «Россия сегодня».
Карьера
Практико-ориентированность и метапредметность программы «Цифровые инновации в филологии» позволят выпускникам работать в любой сфере реального сектора экономики, а также найти себя в тех профессиях, которые сегодня входят в каталог профессий будущего:
Инфостилист
Дизайнер виртуальных миров — специалист по созданию вымышленных реальностей и метавселенных.
Инженер дополненной и виртуальной реальности
Медиаполицейский — сотрудник правоохранительных органов на просторах Сети. Борется с противоправным контентом, киберпреступниками, в том числе теми, кто совершает преступления против личности (кибербуллинг, сталкинг, интернет-мошенничество).
Разработчик медиапрограмм
Менеджер кросс-культурной коммуникации — специалист, помогающий транснациональным корпорациям работать с иностранными партнерами с учетом всевозможных культурных особенностей этого рынка.
Разработчик образовательной траектории
Автор образовательных курсов на базе ИИ
Тренер по майнд-фитнесу
Дата-журналист — специалист, который анализирует и собирает большие данные, чтобы затем на их основе готовить статьи, заметки и прочие форматы журналистских материалов, включая также интерактивные.
Руководитель цифровой трансформации
Архитектор данных
Цифровой лингвист
Специалист по ИТ- и ИИ-этике
Выпускник магистратуры может также продолжить обучение в аспирантуре.