Цифровые инновации в филологии

Цифровые инновации в филологии

Направление подготовки
Филология
Уровень обучения
Магистратура
Форма обучения
Очная

Период обучения
2 Года
Язык обучения
Русский
СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Стоимость указана за 1 год обучения
Для граждан России и СНГ
295000
Для граждан дальнего зарубежья
5000 4850

О профессии


Профессиональная деятельность современного филолога невозможна без использования цифровых технологий, инструментов и ресурсов. Создание поисковых сервисов, проведение лингвистической экспертизы сайтов, блогов и социальных сетей, критическое исследование медиатекста, разработка контента для цифровых ресурсов требуют формирования у специалиста-филолога инновационных технологий – технологий XXI века.
Цифровые технологии сегодня используются для интерпретации текстов, реконструкции, визуализации и анимирования процессов, характеризующих социокультурные феномены.
Обучение по образовательной программе магистратуры «Цифровые инновации в филологии» позволит выпускнику овладеть как комплексными знаниями в современной филологии, так и навыками работы с цифровыми технологиями, решать такие типы задач, как разработка средств анализа данных и сам анализ; лингвистическая экспертиза IT-продуктов, управление проектами социокультурной сферы, интернет-маркетинг и реклама.
Digital-филологи смогут анализировать практически безграничные текстовые массивы с помощью программных продуктов и специальных баз данных, решать прикладные задачи из такой области знаний, как Digital Humanities, создавать в информационной среде разные корпуса текстов и словарей. Они отвечают за создание текстовых баз данных, электронных библиотек с доступами к редким или уникальным изданиям, становятся научными коммуникаторами, идут работать в Data Science и NLP-инжиниринг (Natural Language Processing: часть анализа данных, связанная с обработкой естественного языка).


Учебный процесс


Основа обучения по образовательной программе «Цифровые инновации в филологии» — метапредметный подход, сочетающий универсальные филологические компетенции с компетенциями специфическими — цифровыми.
Во время прохождения программы студенты получают профессиональные знания в области современной филологии, семиотики, когнитивистики, анализа современных языковых процессов, корпусной лингвистики, инфостилистики, литературного редактирования медиатекстов, реализации межкультурных практик в цифровой и традиционной среде, а также практические навыки и умения в области автоматического анализа текста, автоматической обработки естественного языка, программирования, электронной лингводидактики.
Важный элемент обучения – эффективное использование программ интеллектуального анализа данных, машинного обучения и корпусной лингвистики в технологических процессах обработки информации производство цифрового медиаконтента, графического контента, мультимедийного контента, программирование на высокоуровневых языках. В этих целях в программу включены следующие предметы:
 текстовая аналитика;
 лингвистический и социологический анализ социальных сетей;
 веб-разработка;
 интерактивная визуализация данных;
 семантическая обработка информации;
 критические исследования коммуникации;
 цифровые технологии компаративного исследования текста;
 инструменты и сервисы цифрового маркетинга;
 педагогический дизайн;
 инструменты проектной деятельности в гуманитарной сфере;
 юридическая проблематика в цифровой гуманитаристике;
 программирование на языке Python;
 табличный редактор: продвинутый Excel;
 системы управления базами данных в гуманитарной сфере;
 машинное обучение и инструменты распознавания речи;
 алгоритмы анализа социальных сетей.

Программой «Цифровые инновации в филологии» предусмотрено изучение двух иностранных языков.
Разработка и реализация блока практических занятий проводится совместно с представителями лидеров отечественного цифрового бизнеса – компаний МТС, IBS, Yandex и международной корпорации Samsung.


Практика


Программой предусмотрено проведение нескольких видов практик.
Каждая практика направлена на отработку конкретных навыков и каждая позволяет обучающимся в полном объёме применить теоретические знания.
Предусмотрены
 стационарная ознакомительная практика;
 педагогическая практика;
 научно-исследовательская работа;
 преддипломная практика.
Базой практик станут Международный центр цифровизации предуниверситетской подготовки Института русского языка РУДН, Центр развития цифровых технологий в образовательных процессах РУДН, лаборатория дистанционного обучения РУДН, российские и зарубежные вузы-партнёры (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Тюменский государственный университет, Донской государственный технический университет, Университет Виктории (Канада), Университет прикладных технических и экономических наук (Германия) и др.).
Научно-исследовательская работа и проведение преддипломной практики опирается на организации реального сектора экономики: компании МТС, IBS, медиагруппа «Россия сегодня».


Карьера


Практико-ориентированность и метапредметность программы «Цифровые инновации в филологии» позволят выпускникам работать в любой сфере реального сектора экономики, а также найти себя в тех профессиях, которые сегодня входят в каталог профессий будущего:
 Инфостилист
 Дизайнер виртуальных миров — специалист по созданию вымышленных реальностей и метавселенных.
 Инженер дополненной и виртуальной реальности
 Медиаполицейский — сотрудник правоохранительных органов на просторах Сети. Борется с противоправным контентом, киберпреступниками, в том числе теми, кто совершает преступления против личности (кибербуллинг, сталкинг, интернет-мошенничество).
 Разработчик медиапрограмм
 Менеджер кросс-культурной коммуникации — специалист, помогающий транснациональным корпорациям работать с иностранными партнерами с учетом всевозможных культурных особенностей этого рынка.
 Разработчик образовательной траектории
 Автор образовательных курсов на базе ИИ
 Тренер по майнд-фитнесу
 Дата-журналист — специалист, который анализирует и собирает большие данные, чтобы затем на их основе готовить статьи, заметки и прочие форматы журналистских материалов, включая также интерактивные.
 Руководитель цифровой трансформации
 Архитектор данных
 Цифровой лингвист
 Специалист по ИТ- и ИИ-этике
Выпускник также может продолжить обучение в аспирантуре.