1
Прежде всего – дело или отолоринголог в квадрате
Прежде всего – дело или отолоринголог в квадрате
Игорь Владимирович Кастыро — врач—оториноларинголог, доктор философии, член Российского и Европейского кардиологического общества, член Российского общества по изучению боли и Союза европейских фониатров, член Европейского общества ринологов и Американского общества The Voice Fondacion, преподаватель кафедры нормальной физиологии медицинского института РУДН.

Игорь Владимирович Кастыро — врач—оториноларинголог, доктор философии, член Российского и Европейского кардиологического общества, член Российского общества по изучению боли и Союза европейских фониатров, член Европейского общества ринологов и Американского общества The Voice Fondacion, преподаватель кафедры нормальной физиологии медицинского института РУДН.

— После окончания РУДН в 2009 году Вы продолжили учебу, а затем остались работать в родном университете. Вы патриот РУДН, не так ли?

— Я люблю свой университет! Это искреннее чувство, потому, что наш Университет, хоть это и избитая фраза, уникальный. Уникальный в том, что с одной стороны это классический университет, а с другой — он международный.

— Когда Вы студентом выбирали для себя специальность, оценивали ли Вы перспективность, возможность карьерного роста?

— Да, я обдумывал перспективность каждой из специальностей. Честно говоря, когда был в ординатуре, было очень тяжело: за спиной семь лет учебы (я учился еще на подфаке), ординатура стоит полторы тысячи рублей в месяц, денег нет. Но я сказал самому себе, что надо взять себя в руки, написать диссертацию и двигаться только вперед. Уже прошло много лет, а я до сих пор влюблен в оториноларингологию. Когда я преподавал ЛОР, то говорил студентам: «Ребята, у нас восемнадцать направлений. Можно выбрать любую стезю для научных исследований — и фониатрия, которой я занимаюсь, и мои любимые сурдология и ринология, ЛОР—онкология, иммунология, педиатрическая оториноларингология. Столько всего интересного!». Сам я отоларинголог в квадрате: сначала прошел всю оториноларингологию, потом отдельно ринологию, фониатрию гортани и отдельно сурдологию. Считаю, что перспективы карьерного роста зависят только от внутренней мотивации. Если человек хочет, то он добьется. Если не хочет, то хоть что делай, не будет толку.

— Когда Вы учились, у Вас уже были задатки человека, который посвятит себя науке?

— Да, конечно. Об этом можно судить и потому, что я уже на первом курсе пошел работать на кафедру гистологии лаборантом. И на втором курсе поехал делать первый доклад на конференцию в Сыктывкар. Это было что—то! Заведующим кафедрой гистологии был Дмитрий Иванович Медведев, вот он меня и направил и на конференцию, и в науку. У него мы изучали эмбриогенез нервных волокон в легких и в пищеварительном тракте у эмбрионов кролика и человека.

— На Ваш взгляд, сохранилась ли в нашем вузе система научного наставничества?

— Такого понятия «научная школа», как было раньше, к сожалению, не сохранилось. Школы распались, люди разъехались. Но это двоякий процесс: и хороший, — потому что приходит «новая кровь», люди с другой ментальностью, из других школ, — и плохой, так как понятие «научная школа» размывается. Что касается медицины, то мы на кафедре исследуем проблемы адаптации. Наша кафедра до сих пор является ведущей в СНГ по проблемам адаптации.

— Вы совмещаете научную деятельность с практикой. Это Ваша позиция или вынужденная ситуация?

— Я считаю, что если ты закончил лечебный факультет, то ты обязан, ты должен закончить ординатуру, стать специалистом. И я всегда говорю, что врач — это маленький исследователь, маленький научный деятель. И это на самом деле так. На приеме в поликлинике ты должен докопаться до истины, используя то, что называется клиническим мышлением. Если пришел к тебе пациент с кашлем, который никак не может его вылечить, то обязательно выясни, туберкулез ли у него, ВИЧ, генетика или какая—нибудь врожденная дисплазия, которая неожиданно проявилась в 45 лет. То есть врач должен вспомнить и генетику, и физиологию и все, чему его учили в институте. Недаром же мы здесь их учим! Мне помогает в науке моя клиническая практика, а в клинической практике помогает то, что я владею теоретическим материалом. Научные исследования подпитывают, дают свежий взгляд на старые клинические проблемы.

— Что необходимо, на Ваш взгляд, для развития потенциала ученого?

— Для этого, в первую очередь, необходимо хорошее финансирование и полноценная научная база в университете. В нашей стране очень много талантливых ребят, но нам нечем их заинтересовать. Мои студенты уезжают в Нью—Йорк, Дрезден, Штутгарт, Ганновер, Женеву. А эти люди нам нужны, и чтобы они остались, для них нужно создавать условия. Или, например, научная база: у нас в РУДН нет гистологической лаборатории. Я считаю, что медицинский институт должен иметь современную гистологическую лабораторию! Это очень важный вопрос, если хотите, вопрос научного престижа нашего вуза.

— Что именно составляет предмет Ваших исследований. Чем привлекает Вас именно это направление?

— Сейчас я пишу докторскую диссертацию, посвященную теме стресса при лор-операциях, в частности при операциях полости носа. В полости носа очень много рецепторов, связанных с сердцем, бронхами и т.д. И когда мы оперируем и плохо обезболиваем пациентов, они испытывают жуткую боль. А это нос, это голова — рядом головной мозг. И в работе все это показано, и в эксперименте в том числе. Мы исследуем людей в холтеровском направлении экг, вариабельность их сердечного ритма. Мы доказали, что действительно нужно хорошо обезболивать людей и активно искать свежие, новые подходы к обезболиванию при данном виде операций.

— Вы преподаете и ведете кружок «Физиология стресса» на кафедре нормальной физиологии. Как Вы считаете, способны ли современные студенты справляться с научными задачами?

— Конечно, способны! Мои студенты—второкурсники недавно выступили на конференции, где соревновались с представителями первого и второго медицинских институтов и Санкт-Петербурга, с пяти- и шестикурсниками, ординаторами и даже одной аспиранткой из Архангельска. И один из них занял второе место на клинической секции с докладом по проблемам голоса и вариабельности сердечного ритма, их связи с вегетативной нервной системой и дыхательными и голосовыми упражнениями. Они достойны, потенциал хороший!

— Сейчас много говорят о публикационной активности профессорско—преподавательского состава. Как Вы справляетесь с этой задачей?

— Да, конечно, я, как и все, публикуюсь в ведущих российских и зарубежных журналах. К тому же являюсь рецензентом такого солидного журнала, как Curant Clinikal Farmacology. Одной из последних в Вестнике оториноларингологии была опубликована моя статья, посвященная иммуногистохимической диагностике назофарингиальной карциномы.

— Как Вы относитесь к проблеме самоцитирования?

— В нашей стране вплоть до 90—х годов проводились очень интересные, я бы сказал, передовые исследования. Но они не были опубликованы на английском языке. И многое, о чем пишут сейчас зарубежные коллеги, было сказано у нас еще в сороковые, пятидесятые годы. Например, были такие известные психоневрологи, физиологи Луриа и Давыдовский. Они в свое время говорили о многих вещах, о которых просто не знают, потому что они были изданы только на русском. Да что далеко ходить, Павлов Иван Петрович, я читал его и понимал, что это такой пласт, который нужно исследовать и исследовать. Того, что он написал, хватит, наверное, до 2150 года. Это действительно что—то потрясающее!

Проблема самоцитирования заключается в том, что мало знают наши публикации. Почему? Первый момент связан с тем, что у нас нет материальной базы. Идеи хорошие, а исполнение страдает, поэтому ученые вынуждены печататься в наших журналах. Второй момент — за рубежом журналы требуют оплаты за публикацию. Это очень дорого, мы не можем позволить себе заплатить за публикацию 4 тысячи евро.

Самоцитирование? А почему нет? Если проблема, которой ты занимаешься, не занимается никто, если статья была издана в нормальном рецензируемом журнале, то это сравнение исследований. И какая разница, кто их провел, я или другой? Проблема на самом деле не в самоцитировании, а в тенденциозности, когда ученому сложно дифференцировать одно и другое, когда он чужд самокритике и считает, что правильно только то, что сделано им.

— Игорь Владимирович, Вы активный человек?

— Ой, это мне мешает. Очень активный, у меня нет выходных. Я так хочу выспаться!

— И, последний вопрос, как Вы считаете, совместимы ли счастливая личная жизнь и хорошая карьера?

— Я стараюсь не смешивать личную жизнь и работу. Очень стараюсь, иногда это не получается. Но не получается в силу возникающих задач для дела. Для меня — прежде всего дело, а потом все остальное!

Екатерина Ермакова.

Бессмертный полк РУДН Просмотреть все
28 апреля 2020
Мой дедушка, Василий Дмитриевич Пронин, родился 10 июля 1921 г. и воевал с июля 1941 года, начав на Западном фронте. По военному пути взвода 124 отдельного танкового полка, которым командовал мой дед, можно изучать историю Великой Отечественной войны -операции «Искра», Новгородско-Лужская, снятие блокады Ленинграда, Выборгская операция, освобождение города Койвисто и бои за Выборг. На завершающем этапе войны его полк был переброшен в Польшу и брошен на прорыв сильно укреплённой обороны противника в районе города Сташув. Всего за время наступления в период с 12 по 24 января 1945 года танковый взвод лейтенанта Пронина прорвал три линии немецкой обороны и форсировал 6 водных преград, уничтожив при этом 25 артиллерийских орудий различного калибра, 19 пулемётов, 5 самоходных артиллерийских установок, 3 танка, 17 автомашин и бронетранспортёров, 6 ДЗОТов, 3 обоза и более 390 солдат и офицеров противника, за что 27 января 1945 года лейтенант Пронин был представлен к званию Героя Советского Союза.
2014
Зажигая звезды Просмотреть все
8 апреля 2021
Какими качествами должен обладать настоящий студент? Какие награды ждут учащихся РУДН за особые достижения? Как совмещать работу и учебу и правильно организовать свое время? Об этом и многом другом редакция поговорила со студенткой первого курса магистратуры экономического факультета Атэм Пиралиевой. Ей посчастливилось стать лауреатом стипендии Владимира Потанина.
1634
15 марта 2021
Секреты звёздного успеха

Профессор Яков Викторович Кузяков — доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра «Смарт-технологии устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений» и руководитель научной школы в области почвоведения в Аграрно-технологическом институте РУДН рассказал о научной карьере, международном сотрудничестве, способах повышения урожайности почв и поделился секретами своего профессионального успеха.

1570
7 апреля 2020
Проблема меня захватывает

Профессор кафедры системной экологии РУДН, доктор технических наук Владимир Владимирович Тетельмин - заместитель председателя Всероссийского общества охраны природы, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), заместитель председателя Комитета по экологии Государственной думы I и II созывов, автор 185 научных трудов, в том числе 28 учебников и монографий.

1759