Экспертная дискуссия в формате «Открытого диалога»
В 17:00 по московскому времени
Центр прикладного анализа международных трансформаций РУДН организует экспертную дискуссию в формате «Открытого диалога».
Тема: «Сирия и Турция в контексте региональной системы безопасности на Ближнем Востоке».
Цель и задачи мероприятия:
Исследовать эффективность преодоления трех критических порогов новым сирийским правительством:
- объединение революционных военных структур под единым командованием, предотвратившее вторую гражданскую войну;
- сдерживание социальных противоречий, включая подавление проиранского восстания в Латакии;
- продолжить процесс снятия международных санкций, инициированное Турцией и Саудовской Аравией, что ускорило восстановление экономики.
Проанализировать стратегию Анкары как ключевого внешнего игрока, чьё влияние на Сирийскую национальную армию и дипломатическое посредничество (например, по санкциям) стало решающим для консолидации Дамаска.
Изучить последствия военного давления Турции и вывода американских войск для динамики конфликта, а также рассмотреть роль России, сохранившей военное присутствие в Латакии, чьё посредничество между Ираном и Саудовской Аравией может стать моделью для сирийского урегулирования.
К участию в мероприятии приглашаются:
- эксперты центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН;
- эксперты российских научно-исследовательских центров;
- представители профильных ФОИВов (Министерство иностранных дел РФ, Министерство транспорта РФ и др.).
Актуальность обусловлена радикальной трансформацией политического ландшафта региона после свержения режима Башара Асада в декабре 2024 года, что привело к перераспределению зон влияния и новым угрозам стабильности. Падение Дамаска спровоцировало вакуум власти, где временное правительство Ахмеда аш-Шара, несмотря на объединение разрозненных военных структур в единую армию, сталкивается с риском коллапса. По оценке госсекретаря США Марко Рубио, Сирия может погрузиться в «полномасштабную гражданскую войну в течение месяцев» из-за сохраняющихся внутренних противоречий и активности остатков прежнего режима в провинциях Латакия и Тартус. Экономический кризис усугубляет уязвимость государства: 90% населения Сирии живёт за чертой бедности, а совокупный ущерб от конфликта превышает $500 млрд, что создаёт питательную среду для реваншизма и новой волны миграции. Уже сейчас в Турции находятся 3,6 млн сирийских беженцев, но после смены власти вернулись лишь 25 тыс. человек, а нарастающая хаотизация и действующий внутренний конфликт в будущем могут спровоцировать новую волну, которая будет еще больше предыдущей.
Ключевым дестабилизирующим фактором остаётся неопределенность двух группировок Сирийских демократических сил (SDF) и Отрядов народной самообороны (YPG) к востоку от Евфрата, где курдские формирования, пользующиеся поддержкой США, саботируют соглашение о демобилизации от 10 марта 2025 года. Жёсткий ультиматум президента Турции Реджепа Эрдогана — «разоружиться или умереть» — подчёркивает риск эскалации и истинные цели недавнего государственного переворота в Сирии. Параллельно с этим происходит усиление Анкары как регионального гегемона, который контролирует север Сирии (включая Алеппо) и координирующего действия с Израилем по разделу зон влияния, тем самым меня баланс сил на Ближнем Востоке. Эти процессы ослабляют позиции Ирана, лишившегося «передового рубежа обороны», и создают предпосылки для новых коалиций, например, с участием арабских государств. Турция также использует «мягкую силу» — от строительства инфраструктуры до подготовки сирийской армии — для закрепления контроля, что затрагивает интересы России, США и ЕС в этом регионе.