Игры на логику и магия химических растворов: «Университетские субботы» в РУДН открывают школьникам двери в мир науки и культуры

Игры на логику и магия химических растворов: «Университетские субботы» в РУДН открывают школьникам двери в мир науки и культуры

Просветительско-образовательный проект «Университетские субботы» продолжает рассказывать своим юным гостям об интересных явлениях окружающего нас мира.

Игры, в которые играют японцы


Игры вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых. А традиционные игры – это зеркало культуры той или иной страны. Лекция преподавателя кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН Анны Шаровой была посвящена обзору ряда традиционных японских игр - «фишечных», настольных и карточных.

Лектор рассказала слушателям, что в странах Восточной Азии было создано намного больше игр и разных видов развлечений, чем в западных культурах. Существует точка зрения, что такое обилие досуга вызвано особенностями письма, потому что бóльшая часть развлечений на Востоке составляют игры, использующие преимущества иероглифической письменности и основывающиеся на соединении слова и изображения.

Традиционные японские «фишечные» игры – сёги, го, гомоку – были призваны развивать логическое и тактическое мышление, поэтому первые две игры снискали особую популярность в самурайской среде.

Среди горожан настольная игра сугороку начала набирать популярность с конца XVII в. Тематика игр была самая различная: воспитание подрастающего поколения, путешествия по стране и миру, продвижение по карьерной лестнице, обзор веселых кварталов и т.д.

«Одна из особенностей японских традиционных карточных игр заключается в их неазартности. Такие игры как поэтические карты «ута гарута» предполагает высокий уровень образованности и знакомство со стихотворениями из одной из средневековых поэтических антологий, а «ироха карута» - знание наизусть целого ряда известных пословиц и поговорок», - рассказала Анна Борисовна.

Интересный факт: для того, чтобы получать удовольствие от игры в поэтические карты «ута гарута» необходимо знать на зубок сто стихотворений из средневековой поэтической антологии «Хякунин иссю» («Сто стихотворений ста поэтов»), составленной Фудзивара-но Тэйка в 1235 году. 

Участники лекции с увлечением слушали рассказы о восточных играх и отметили полезность материала и интересную подачу.

«Для нас лекция представила особый интерес, так как сын занимается шахматами, учит китайский и в целом увлечен культурой Дальнего Востока», - поделилась впечатлениями мама юного слушателя.

Химическая магия растворов


«Если в сосуд с водой поместить кристаллы поваренной соли, сахара или перманганата калия (марганцовки), то мы можем наблюдать, как количество твердого вещества постепенно уменьшается. При этом вода, в которую были добавлены кристаллы, приобретает новые свойства: у нее появляется соленый или сладкий вкус, изменяется окрас, плотность, температура замерзания и т.д. Полученные жидкости уже нельзя назвать водой, даже если они неотличимы от воды по внешнему виду. Это – растворы», - лектор Михаил Рябов.

Лектор кандидат химических наук, доцент кафедры общей химии РУДН Михаил Рябов рассказал школьникам, что мы живем в мире растворов, которые встречаются повсеместно: воздух представляет собой газообразный раствор О2, СО2 и других веществ в азоте, морская вода – водный раствор целого ряда веществ (минеральных солей, газов, органических соединений), чугун – твердый раствор углерода в железе и т.д. Множество различных растворов содержится в организме человека и животных.

«Если мы проанализируем известные нам химические реакции, то обнаружим, что большинство из них протекает в растворах. Поэтому изучение природы растворов важно со всех точек зрения: научной, экологической, экономической и других», - Михаил Рябов.

Также слушатели узнали, что растворы термодинамически устойчивы и равновесны и могут существовать в любом агрегатном состоянии – твердом, жидком или газообразном. Примерами твёрдых растворов могут служить некоторые сплавы металлов, например, сплав золота и меди, газообразных – воздух.

«Люблю естественные науки. Это способствует узнать чуточку больше о нас и о мире, в котором мы живём. На лекциях в РУДН второй раз – тут спокойно, уютно и понятно», - Сорокина Мария, ученица 9 класса.

«Интересно работать в формате «диалог», когда лектор задаёт вопросы и даёт возможность активно работать на занятии», - поделились ученики 10 класса школы № 1513.


Городской просветительский проект «Университетские субботы» — это открытые лекции, мастер-классы и практикумы для слушателей разных возрастов - школьников, студентов, педагогов и родителей с детьми. 

Мероприятия проекта бесплатны для всех желающих, необходимо только зарегистрироваться на сайте "Университетские субботы".

Теги наука образование
Новости
Все новости
Поступающим
27 ноября 2024
РУДН станет соорганизатором Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту

РУДН и Государственный университет просвещения совместно проведут Всероссийскую олимпиаду по искусственному интеллекту для школьников 8-11 классов. Соглашение о сотрудничестве подписали ректоры вузов.

Поступающим
15 ноября 2024
Новый сезон конкурса для студентов «F5. Обновление»

Образовательный конкурс «F5. Обновление» от РУДН — это возможность для студентов получить знания в актуальных областях, собрать команду и подготовить проект, который позволит выиграть главный приз — 250 000 рублей!

Поступающим
23 октября 2024
Исследование РУДН: зачем школьники участвуют в олимпиадах и по каким критериям выбирают вуз

В исследовании РУДН поучаствовали 255 первокурсников из 46 российских регионов, поступивших в 2024 году в университет без вступительных испытаний. Среди опрошенных 119 — победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников, 136 — победители и призёры олимпиад из перечня Минобрнауки России.