«Кто на новенького?» - чем запомнился четвертый день олимпиады по русскому языку
Конкурс знатоков русского языка провели председатель жюри олимпиады д.ф.н. Андрей Владимирович Григорьев и профессор МПГУ Антонина Вячеславовна Орлова.
На удивление, для правильных ответов необходимо было владеть междисциплинарными знаниями по химии, математике, истории и других областей – например, о кино. Так, трудности возникли при ответе на вопрос «Что у Мальвины в голове?». В подсказки даны были видеоряды из мультфильма «Чип и Дэйл спешат на помощь» и отрывок «Песни о шпаге» в исполнении Андрея Миронова. Верный ответ смогли найти лишь с подсказками руководителей команд. Оказывается, надо обратить внимание на звукоподражание: одного из героев мультика зовут Вжик, а в песне есть слова «вжик-вжик-вжик – уноси готовенького!». А у Мальвины в голове были бзики.
Конкурс показал русский язык с необычной стороны. Родственность слов «базилик, василек, Василий, базилика» и фамилий членов жюри Максима Федотова и Вячеслава Ходуса, особенности поэтим Шаповала,
Программа конкурса – это не только лингвистические головоломки, но и творческая программа от участников олимпиады. Песня «Солнышко» в исполнении Полина Клименко, «Прелюдия №4» Дмитрия Шостаковича на фортепиано в исполнении Елизаветы Кравчук, стихотворение Марины Цветаевой «Сини подмосковные холмы» в прочтении Анастасии Васяткиной… Талантливые люди воистину талантливы во всем!
Абсолютными знатоками русского языка по итогам конкурса стали Дарья Парамонова из Московской области и Евгения Минеева из Санкт-Петербурга, а призерами – 6 ребят из Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Курска и других городов.
Какие «soft skills», или «гибкие навыки», могут быть интересны для финалистов олимпиады? Своим опытом поделились практикующие профессионалы: тележурналист, психолог Ирина Вакуловская и директор центра «Одаренность» РУДН Гузалия Фазылзянова.
Ирина Вакуловская поделилась тонкостями мастерства телеведущего, начав с авторского видео “Секрет визуального образа преподавателя или модератора”, в котором изнутри отражена работа участников съемочного процесса: актеров, ведущих, операторов, стилистов, гримеров... Отдельная сложность – работа с героем в кадре.
«Необходимо еще до начала записи создать положительный образ оратора, иначе его будут считать неприятным или странным”, – подчеркнула Ирина Вакуловская.
Огромное значение имеют поведенческие навыки публичного человека и его внешний вид: телевизионный грим не должен давать «плоскую» картинку, а рубашки и пиджаки в горошек и полоску – под запретом. Чтобы выходить к зрителю уже уверенным и убедительным, стоит научиться бороться со стрессовыми ситуациями. Эксперт показала простую и быструю технику: надо глубоко вдохнуть, задержать воздух, максимально напрячь все мышцы тела, а потом через слегка приоткрытые губы сделать выход и расслабиться. Повторить 3 раза. Финалисты олимпиады попробовали – по залу прошелся удивленный гул. Техника работает!
Гузалия Фазылзянова посвятила выступление значимости образного мышления в повседневной жизни человека. Так, художественные техники помогают при записи лекций всем, чья профессия связана с творчеством и искусством. Эксперт показала примеры конспектов в разных формах. Например, видеоролик в формате сторителлинга, который помогает воспринимать информацию путем динамичной визуализации. Или яркая инфографика в виде графика эмоций – эту технику еще называют “mind map”. Одним из удачных примеров такой “ментальной карты” может быть схема московского метрополитена. Особенно бурную реакцию о олимпиадников вызвал анимированный 3D-ролик с разбором персонажей и событий из произведений Н.В. Гоголя “Мертвые души” и Л.Н. Толстого “Война и мир” в мини-сюжетах, схемах и таблицах. Этот метод был разработан, чтобы школьники могли соотнести свои эмоции от хронологии действий и поступков героев. Лектор показала, как можно творчески подходить к конспектам. Гузалия Фазылзянова привела в пример скетчи студентов-дизайнеров, которые используют в своих записях 5 элементов: круг, квадрат, треугольник, линия и точка. Такое кодирование полезно для быстрого запоминания любой информации.
Занимательная лекция закончилась не менее занимательной игрой. Олимпиадники поделились на 4 команды. Каждая получила плакаты, на которых учителя заранее нарисовали иллюстрации к отрывкам текста. 5 минут на размышления – и надо дать версию. Творческий подход объединил и финалистов из разных регионов России, и их сопровождающих.
Поступление в вуз — это шаг к профессиональной специализации, академическому росту и карьерным перспективам. Чтобы поддержать сильных и мотивированных выпускников, РУДН в 2025 году предоставит 72 гранта на бесплатное обучение.
Новую совместную образовательную модель представили на площадке Международного туристического форума «Путешествуй!» на ВДНХ. Анна Островская, директор высшей школы управления РУДН, и Анна Кувайцева, вице-президент «Cosmos Group» и генеральный директор АНО «Академия гостеприимства Космос», выступили на стратегическом заседании Национального экспертного совета и рассказали об инновационной модели подготовки специалистов для туристической отрасли на примере проектной магистратуры «Управление гостиничным комплексом».
20 июня стартует приёмная кампания. На каких направлениях больше бюджетных мест, что нужно знать об особенностях подачи документов в этом году и какие новые образовательные программы доступны для абитуриентов РУДН в этом году — рассказываем ниже.