Психология, химия и судебная медицина: о самом интересном – на лекциях «Университетских суббот»
Мастер-класс «Тайны следствия»
Лектор - кандидат медицинских наук Ольга Леонидовна Романова
Среди медицинских наук судебная медицина занимает особое место. Это отрасль науки, которая требует знаний, как по медицине, так и юриспруденции. Возникновение судебной медицины исторически связано с необходимостью использования медицинских знаний для потребностей правосудия, особенно при расследовании различных преступлений, направленных против здоровья и жизни человека.
Многие школьники, пришедшие на мероприятие, до сегодняшнего дня и не подозревали, что истоки судебной медицины уходят в глубокую древность. Первый дошедший до нас источник, в котором говорится о вскрытии трупа, — индийский медицинский трактат «Сушрута Самхита» (начало I в. до н. э.); сохранился и отчёт римского врача Антистия об осмотре в 44 г. до н. э. тела убитого Гая Юлия Цезаря. В 1247 году в Китае увидел свет пятитомный труд «Записки о смытии обиды» китайского учёного Сун Цы, представлявший собой своеобразный учебник по применению медицинских знаний при расследовании преступлений.
Школьники с интересом выслушали рассказ лектора об истории отечественной судебно-медицинской службы от ее истоков до наших дней; классовом «неравноправии» дореволюционной судебно-медицинской экспертизы, когда под видом научности и объективности по существу выражались интересы господствующего класса, значении судебной реформы XVIII столетия в развитии судебно-медицинской экспертизы и судебной медицины. Ребята ознакомились с экспонатами музея кафедры судебной медицины. Во время мастер-класса у гостей появилась возможность приобрести навыки осмотра трупа на месте происшествия, изъятия вещественных доказательств, освидетельствования живых лиц, описания повреждений, оформления судебно-медицинской документации.
Лекция «Строение атома»
Лектор - кандидат химических наук, доцент Михаил Алексеевич Рябов
Способность атома вступать в химические соединения, его химические и физические свойства определяются структурой атома. В связи с этим для химии первостепенное значение имеет внутреннее строение атома и в первую очередь структура его электронной оболочки.
Из рассказа лектора об истории атома школьники узнали для себя много нового: что само понятие «атом» было известно ещё в древности и использовалось для описания представлений об устройстве окружающего мира древнегреческими философами, так Левкипп утверждал, что мир состоит из мельчайших частиц и пустоты, а Демокрит назвал эти частицы атомами и считал, что они существуют вечно и способны двигаться, Эпикуром было сделано предположение о способности атомов самостоятельно взаимодействовать друг с другом.
Всемирное признание атомно-молекулярная теория получила благодаря Дж. Дальтону, который, в отличии от древнегреческих философов при формулировании своих утверждений опирался только на экспериментальные данные. Дж. Дальтон ввел одну из важнейших характеристик атома – атомную массу, относительные значения которой были установлены для ряда элементов. Но, несмотря сделанные им открытия атом считали неделимым.
Школьники разобрали такие понятия, как уровень, подуровень и орбиталь, графическую формулу правил Клечковского и примеры написания электронных формул атомов и ионов.
Лектор подробно осветил изменения в периодах и в группах периодической системы радиусов атомов, металлических и неметаллических свойств атомов, кислотных и основных свойств высших гидроксидов, а также электроотрицательностей атома.
Мастер-класс «Рисуночные технологии в психологическом развитии»
Лектор - старший преподаватель кафедры социальной педагогики ИИЯ РУДН, кандидат педагогических наук Олег Денисович Никитин
Как рассказал гостям мероприятия лектор, в процессе проведения психологического консультирования у консультанта возникает потребность получить более четкое представление о структуре внутреннего пространства личности клиента, а также конкретизировать некоторые особенности взаимодействия и взаимоотношений клиента с окружающим его социумом. В этих случаях консультантом могут быть использованы рисуночные технологии работы.
Данные технологии могут применяться как в совокупности с другими психологическими технологиями и формами работы, так и самостоятельно. При наличии некоторого опыта работы рисуночные технологии могут использоваться для диагностики внутреннего пространства личности. Именно об этом и шла речь на мастер-классе, цель которого – познакомить слушателей с основными рисуночными технологиями развития творческого потенциала личности и критериями эффективности применения их в практической деятельности.
По мнению лектора, чтобы стать успешным в жизни, необходимо знать, к чему человек склонен больше всего, т.е. попытаться выяснить, к чему лежит душа. И научиться работать с внешним и внутренним пространством личности, видеть новое в самых обычных процессах.
Для раскрытия творческого потенциала психологи-консультанты используют рисуночные технологии, которые основаны на тесной взаимосвязи ментальной, эмоциональной и физической сфер человеческой личности. Именно от уровня их взаимодействия зависят качество и успех жизни индивида.
Рисуночные методики способствуют исследованию внутриличностного пространства, что позволяет в наглядной и доступной форме представить структуру внутренних конфликтов и исследовать их с точки зрения возможности конструктивного разрешения.
Участники психологического мастер-класса выполнили ряд практических упражнений, которые позволят им в дальнейшем освоить различные аспекты работы в моделируемой ситуации.
Городской просветительский проект «Университетские субботы» — это открытые лекции, мастер-классы и практикумы для слушателей разных возрастов - школьников, студентов, педагогов и родителей с детьми.
Мероприятия проекта бесплатны для всех желающих, необходимо только зарегистрироваться на сайте "Университетские субботы". http://us.educom.ru/
Поступление в вуз — это шаг к профессиональной специализации, академическому росту и карьерным перспективам. Чтобы поддержать сильных и мотивированных выпускников, РУДН в 2025 году предоставит 72 гранта на бесплатное обучение.
Новую совместную образовательную модель представили на площадке Международного туристического форума «Путешествуй!» на ВДНХ. Анна Островская, директор высшей школы управления РУДН, и Анна Кувайцева, вице-президент «Cosmos Group» и генеральный директор АНО «Академия гостеприимства Космос», выступили на стратегическом заседании Национального экспертного совета и рассказали об инновационной модели подготовки специалистов для туристической отрасли на примере проектной магистратуры «Управление гостиничным комплексом».
20 июня стартует приёмная кампания. На каких направлениях больше бюджетных мест, что нужно знать об особенностях подачи документов в этом году и какие новые образовательные программы доступны для абитуриентов РУДН в этом году — рассказываем ниже.