Вы готовите мировую элиту? В РУДН каждый может стать лидером!

Вы готовите мировую элиту? В РУДН каждый может стать лидером!

Владимир Михайлович, сейчас абитуриенты сдают документы в Приемную комиссию и среди других, частных вопросов, родители и абитуриенты в отборочных комиссиях часто спрашивают – «Вот у Вас на фасаде и на сайте РУДН провозглашается, что Университет готовит мировую элиту. Что это значит, в частности, для российских студентов?» Действительно, это не просто лозунг – в Университет

 

Владимир Михайлович, сейчас абитуриенты сдают документы в Приемную комиссию и среди других, частных вопросов, родители и абитуриенты в отборочных комиссиях часто спрашивают – «Вот у Вас на фасаде и на сайте РУДН провозглашается, что Университет готовит мировую элиту. Что это значит, в частности, для российских студентов?»

Действительно, это не просто лозунг – в Университете создан целый комплекс мер по подготовке лидеров как с помощью специальных обучающих программ, так и с помощью практической подготовки - работы студентов в рамках землячеств и десятков общественных организаций. У студентов РУДН есть хорошие, достойные примеры, ведь среди выпускников РУДН – президенты, премьер-министры, министры и руководители министерств и ведомств: естественно, студенты задаются вопросом – если в этих стенах предшественники так выросли, то чем мы хуже?

Однако в первую очередь мы стараемся подготовить из выпускников профессионалов, способных работать в любой из 180 странах мира, где сегодня работают наши выпускники. И здесь у нас тоже есть стимул – ведь по возвращению на родину, наши выпускники конкурируют за рабочие места с выпускниками английских, французских, американских университетов. Во многих странах мира выпускники любых университетов мира вынуждены сдавать специальные экзамены профессиональным ассоциациям, для допуска к практической деятельности. И если мы каждый год получаем студентов из более чем 150 стран мира, то это означает, что наши выпускники конкурентоспособны с выпускниками любых университетов мира.

Задача подготовки лидеров не простая, она ставит серьезные задачи перед всем коллективом преподавателей и сотрудников Университета. Однажды студенты написали на электронную почту ректора (есть такая возможность у любого студента и сотрудника РУДН) – «Вот Вы говорите, что в РУДН готовите мировую элиту, а у нас в туалете бачок протекает….». И приходится мне показывать членам Ректората, что в подготовке мировой элиты не бывает мелочей…

 

Но прежде чем работать с такими перспективными студентами, их ведь надо вначале отобрать из числа сильных абитуриентов…

Да, мы это понимаем и направляем на это собственные значительные ресурсы – финансовые, трудовые: мы в десятках странах мира создали профильные классы для подготовки способных абитуриентов, направляем туда преподавателей. Мы также в десятках странах мира проводим Олимпиады, и победителям и призерам этих Олимпиад предоставляем не только бюджетные («бесплатные») места для обучения в РУДН, но и выплачиваем им стипендию по 400$ в месяц за счёт наших внебюджетных средств.

 

Это Вы в основном говорите об иностранных абитуриентах, а что касается российских абитуриентов – победителей и призеров олимпиад, абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ?

Во-первых, мы предоставляем всем таким студентам места в общежитии на весь период обучения. Во-вторых, мы даём им возможность освоить одновременно с учебой по основной специальности также и программу «Переводчик» - с получением диплома или сертификата «Переводчик» по любому выбранному ими в РУДН иностранному языку. И это бесплатно для таких «олимпиадников» и «высокобалльников», как их иногда называют в ВУЗах, а мы считаем их молодыми людьми с огромным потенциалом, который надо помочь им развить и реализовать. В-третьих, мы таким поступившим в РУДН студентам выплачиваем повышенные стипендии от 15 до 25 000 рублей в месяц, чтобы у них меньше было материальных забот и они больше времени уделяли бы учебе.

 

Но способные студенты есть ведь не только среди «высокобалльников» и «олимпиадников». Как их поддержать?

Во-первых, мы в РУДН имеем около 20 различных видов повышенных стипендий, которые назначаются, в основном, за хорошую и отличную учебу, за участие в научно-исследовательской работе студентов, но также и за активную общественную работу или за достижения в спорте: мы стараемся поддерживать разные таланты в студентах.

Во-вторых, мы сейчас ввели новую систему работы со способными студентами, которые хорошо проявили себя в течение первых двух лет обучения: мы таких студентов собираем в отдельные сильные студенческие группы, даём им лучших преподавателей – привлекая практиков, лучших ученых нашего Университета и из других научных учреждений, даём им возможность углубленного изучения иностранных языков, предоставляя им возможность обучения и в лучших зарубежных вузах. Эту практику мы начали по инициативе Медицинского института РУДН.

 

Это касается только студентов, обучающихся по бюджету?

Нет, это относится к любым студентам – главное, успешная учеба, которая выделяет их в число лучших. А что касается студентов-контрактников, то мы ежегодно переводим многие десятки студентов с «контракта» на «бюджет» - это в РУДН после каждого семестра обучения рассматривает специальная Комиссия, с участием Студсовета РУДН. И здесь также главное – хорошая учеба и активная общественная деятельность, или какие-то иные достижения студента – например, в спорте.

 

И все-таки, в РУДН ежегодно поступает более 5 тысяч новых студентов. Не могут же все они быть лидерами?..

Действительно, Россия, как и все другие развитые страны мира, вступила в эпоху «массового высшего образования»: если 40-50 лет назад в вузы поступали 20-25% выпускников школ, то сейчас – около 80%. Очень важно понять современным студентам, что вуз сегодня не дает (в смысле – не обязывает получить) высококлассное высшее образование. Вуз даёт возможность получить высококлассное высшее образование: мы – администрация, преподаватели – должны создать условия для получения хорошего высшего образования, а дальнейшее зависит от студента.

И в РУДН есть все возможности для получения такого высококлассного высшего образования, даже независимо от вашего предшествующего базового уровня школьного образования. Этот последний тезис я могу показать на собственном примере. Я поступил в РУДН после окончания обычной средней школы в маленьком городе Урюпинске Волгоградской области. Поступил на инженерный факультет (так хотел мой папа – строитель, который не имел высшего образования), но в конце второго года обучения перешёл на физмат, на «чистую математику» (кстати, с тех пор я как ректор с пониманием отношусь к просьбам студентов изменить специальность обучения).

В результате я оказался в одной студенческой группе с очень сильными студентами-математиками, выпускниками Новосибирской школы-интерната, Школы-интерната академика А.Н.Колмогорова при МГУ, выпускниками московских спецшкол. Но в итоге в аспирантуру взяли только меня, и из нашего выпуска только я стал доктором физико-математических наук, академиком. И в Университете, никуда не уходя, не имея в Москве никаких родственников и связей, я прошёл путь от студента до Министра образования России.

 

Возможно, Вы были в силу каких-то качеств исключением. Возвращаюсь к первоначальному вопросу нашего интервью – родителей и абитуриентов в отборочных комиссиях сейчас интересует, не потеряются ли здесь способные студенты – победители и призеры Олимпиад, абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ?

Согласен, что таким студентам надо уделить особое внимание. И мы с 1 сентября этого года назначаем специальных тьюторов для всех таких студентов, поступивших в РУДН в 2017 и 2018 годах. Эти тьюторы должны знать все проблемы таких проявивших себя способных студентов, помогать им в решении бытовых вопросов – вплоть до того, что такие студенты и их родители могут обращаться к тьюторам по мобильному телефону или по электронной почте.

Но главное, тьюторы должны помогать таким способным студентам в расширенной реализации их потенциала – выстраивать индивидуальную образовательную программу с выбором отдельных дисциплин на других факультетах, а возможно – и в других вузах. Мы хотим помочь им развить свои способности. Ведь не случайно мы в РУДН имеем не только все уровни высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура: недавно государство доверило РУДН право присуждения степеней кандидата и доктора наук без всякого утверждения их в министерстве.

Так что в РУДН созданы все возможности для того, чтобы вырасти до лидера национального масштаба или мирового уровня!

Новости
Все новости
Поступающим
19 марта
Сюжет картины «Афинская школа» в стенах РУДН: стартовал заключительный этап ВсОШ по искусству

В РУДН начался заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству. 247 ребят пройдут испытания теорией и творчеством. Чем запомнилось открытие и какие эмоции у ребят? Рассказываем!

Поступающим
26 февраля
На шаг ближе к поступлению: в РУДН прошел заключительный этап олимпиады для школьников

Более 900 участников написали заключительный этап олимпиады РУДН. В ней приняли участие школьники из 90 регионов России и 10 стран, среди которых Азербайджан, Абхазия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Иран, Молдова, Таджикистан и Туркменистан.

Поступающим
14 февраля
Потрогать кинетический песок, побывать в виртуальной реальности, «смешать» нефть с водой: 2000 абитуриентов побывали на Дне открытых дверей РУДН

Иду по огромной площади университета и уже не чувствую себя школьником, кажется, что вот-вот выпускные экзамены останутся позади. Впереди новый этап, знакомства, шаг в профессию — впереди РУДН... Возможно именно так думали абитуриенты по пути на День открытых дверей.