«Примерно 14 часов в неделю я трачу на проверку одного задания по одной дисциплине. Это почти 2 полноценных рабочих дня», - Дарья Капралова, к.б.н., старший преподаватель кафедры экологического мониторинга и прогнозирования РУДН
Дарья Олеговна, что самое сложное в организации онлайн-семинаров по экологической картографии?
Это предмет практический, на котором студенты учатся визуализировать информацию о состоянии окружающей среды при помощи карт, использовать их как инструмент для исследований. Для этого нужно специализированное программное обеспечение, которое "осталось" на факультете – нужны хотя бы Surfer Golden Software, Easy trace, AutoCad. К счастью, нам удалось найти официальные демо-версии и доступные аналоги некоторых программ.
Специфика предмета не позволяет выполнять работы на телефоне. Поэтому проблемой стали старые компьютеры или макбуки у некоторых студентов, на которые нужное ПО не устанавливается. А у кого-то вообще не оказалось компьютеров. У меня 2 студентки давно самоизолировались на даче с одним ноутбуком – работают по очереди.
Как Вы проверяете знания у студентов? Они выступают устно, рисуют карты, делают презентации?
После каждой лекции студенты выполняют коротенькие тесты или опросы. Это важно, чтобы убедиться, что они с учебным материалом как минимум ознакомлены. Также это помогает систематизировать и запомнить ключевые термины и концепции.
На онлайн-занятиях в MS Teams мы разбираем задания, которые студенты потом выполняют самостоятельно – в основном, рисуют карты в специализированных программах. Например, нужно по данным 13 пробуренных шахт построить цифровую модель залежи условного полезного ископаемого, построить разрез и подсчитать объём этого полезного ископаемого.
Сколько времени уделили подготовке заданий?
Все задания уже давно размещены в ТУИС. Сейчас я только добавляю "косметику": меняю исходные карты, добавляю инструкции по нужному ПО, актуализирую исходные данные и т.д. Нашла несколько хороших видеоуроков на английском языке – тоже рекомендовала посмотреть.
Много времени уходит на проверку. Тесты проверяются автоматически, а вот каждую практическую работу необходимо скачать, разархивировать, проанализировать, выставить оценку, написать комментарий. У меня на курсе 86 студентов. На обработку одной работы уходит до 10 минут, если позволяет качество Интернет-соединения. То есть в среднем – 860 минут в неделю я сейчас трачу на проверку одного задания по одной дисциплине. Это 14 часов – почти 2 полноценных рабочих дня. А еще по этому же вопросу с некоторыми студентами встречаемся онлайн на индивидуальных консультациях, ведь важно объяснить ошибку вовремя. Это еще пара-тройка часов.
Как настраиваетесь на рабочий режим?
Моё рабочее место – на диване с ноутбуком, в пледе и с чаем. А когда приходится выходить онлайн – надеваю официальное платье. Это прямо событие. Мои дети заметили, что я на автопилоте даже духами один раз побрызгалась. Перед онлайн-занятиями я закрываю дверь – все знают, что это знак, что ко мне нельзя заходить. И не спрашивать, что поесть. И не пускать котов. Даже одного кота. Даже если ему очень-очень надо ко мне.
Каково предварительное мнение о полностью дистанционном формате высшей школы?
Считаю, что дистанционные форматы в высшей школе возможны, но не во всех областях и не всегда. Ни одна симуляция не заменит работы, выполненные руками, - например, по аналитической химии, где надо чувствовать запах и видеть оттенок. А вот лекции и совещания могут быть онлайн даже на массовую аудиторию – это удобно.
По чему в университете особенно скучаете?
Сейчас ощущение, что весь день состоит всецело из переписки и проверки. Задач себе ставлю столько, что не успеваю их решать. Насколько я знаю, многие мои коллеги сейчас тоже работают в режиме 24/7. Поэтому очень скучаю по энергетике студентов и по скорости общения – то, что раньше можно было просто один раз увидеть, сейчас надо 86 раз скачать, разархивировать и переслать...
Экологическая картография – важная дисциплина для специалиста-эколога. Нашу работу невозможно представить без использования ГИС, систем дистанционного зондирования. Мы работаем в программах по созданию карт, схем и иных средств визуализации исходных данных: Surfer, Inkscape, Easy trace, Autocad. Предмет непростой, но изучать его действительно интересно. Во многом – благодаря Дарье Олеговне, которая выкладывает в ТУИС презентации с подробной инструкцией по выполнению работ, дает ссылки на интересные источники. Потом мы встречаемся в Microsoft Teams. Дарья Олеговна делает все, что в ее силах – и даже больше! Однако при дистанционном обучении теряется взаимодействие между студентами и преподавателями. Вопросов возникает гораздо больше, а решать их сложнее и дольше.
Понятно, что всё, что с нами сейчас происходит, - это создание новой реальности. Это непривычно, сложно, но в то же время необычайно интересно. Жизнь бросает нам вызов, и мы должны на него отвечать.
Работы студентов-экологов РУДН в программе Surfer
Сегодня период, когда мы сидели дома, общались онлайн и не выходили никуда без маски и перчаток, стал для нас негативным воспоминанием. Но вирусные заболевания не уходят навсегда. Важно каждый день помнить об элементарных правилах профилактики, которые помогут предотвратить заражение гриппом, ОРВИ или коронавирусной инфекцией.