«Примерно 14 часов в неделю я трачу на проверку одного задания по одной дисциплине. Это почти 2 полноценных рабочих дня», - Дарья Капралова, к.б.н., старший преподаватель кафедры экологического мониторинга и прогнозирования РУДН

«Примерно 14 часов в неделю я трачу на проверку одного задания по одной дисциплине. Это почти 2 полноценных рабочих дня», - Дарья Капралова, к.б.н., старший преподаватель кафедры экологического мониторинга и прогнозирования РУДН

Дарья Олеговна, что самое сложное в организации онлайн-семинаров по экологической картографии?

Это предмет практический, на котором студенты учатся визуализировать информацию о состоянии окружающей среды при помощи карт, использовать их как инструмент для исследований. Для этого нужно специализированное программное обеспечение, которое "осталось" на факультете – нужны хотя бы Surfer Golden Software, Easy trace, AutoCad. К счастью, нам удалось найти официальные демо-версии и доступные аналоги некоторых программ.

Специфика предмета не позволяет выполнять работы на телефоне. Поэтому проблемой стали старые компьютеры или макбуки у некоторых студентов, на которые нужное ПО не устанавливается. А у кого-то вообще не оказалось компьютеров. У меня 2 студентки давно самоизолировались на даче с одним ноутбуком – работают по очереди.

Как Вы проверяете знания у студентов? Они выступают устно, рисуют карты, делают презентации?

После каждой лекции студенты выполняют коротенькие тесты или опросы. Это важно, чтобы убедиться, что они с учебным материалом как минимум ознакомлены. Также это помогает систематизировать и запомнить ключевые термины и концепции. 

На онлайн-занятиях в MS Teams мы разбираем задания, которые студенты потом выполняют самостоятельно – в основном, рисуют карты в специализированных программах. Например, нужно по данным 13 пробуренных шахт построить цифровую модель залежи условного полезного ископаемого, построить разрез и подсчитать объём этого полезного ископаемого.

Сколько времени уделили подготовке заданий? 

Все задания уже давно размещены в ТУИС. Сейчас я только добавляю "косметику": меняю исходные карты, добавляю инструкции по нужному ПО, актуализирую исходные данные и т.д. Нашла несколько хороших видеоуроков на английском языке – тоже рекомендовала посмотреть.

Много времени уходит на проверку. Тесты проверяются автоматически, а вот каждую практическую работу необходимо скачать, разархивировать, проанализировать, выставить оценку, написать комментарий. У меня на курсе 86 студентов. На обработку одной работы уходит до 10 минут, если позволяет качество Интернет-соединения. То есть в среднем – 860 минут в неделю я сейчас трачу на проверку одного задания по одной дисциплине. Это 14 часов – почти 2 полноценных рабочих дня. А еще по этому же вопросу с некоторыми студентами встречаемся онлайн на индивидуальных консультациях, ведь важно объяснить ошибку вовремя. Это еще пара-тройка часов. 

Как настраиваетесь на рабочий режим? 

Моё рабочее место – на диване с ноутбуком, в пледе и с чаем. А когда приходится выходить онлайн – надеваю официальное платье. Это прямо событие. Мои дети заметили, что я на автопилоте даже духами один раз побрызгалась. Перед онлайн-занятиями я закрываю дверь – все знают, что это знак, что ко мне нельзя заходить. И не спрашивать, что поесть. И не пускать котов. Даже одного кота. Даже если ему очень-очень надо ко мне. 

Каково предварительное мнение о полностью дистанционном формате высшей школы?

Считаю, что дистанционные форматы в высшей школе возможны, но не во всех областях и не всегда. Ни одна симуляция не заменит работы, выполненные руками, - например, по аналитической химии, где надо чувствовать запах и видеть оттенок. А вот лекции и совещания могут быть онлайн даже на массовую аудиторию – это удобно.

По чему в университете особенно скучаете?

Сейчас ощущение, что весь день состоит всецело из переписки и проверки. Задач себе ставлю столько, что не успеваю их решать. Насколько я знаю, многие мои коллеги сейчас тоже работают в режиме 24/7. Поэтому очень скучаю по энергетике студентов и по скорости общения – то, что раньше можно было просто один раз увидеть, сейчас надо 86 раз скачать, разархивировать и переслать...

Экологическая картография – важная дисциплина для специалиста-эколога. Нашу работу невозможно представить без использования ГИС, систем дистанционного зондирования. Мы работаем в программах по созданию   карт, схем и иных средств визуализации исходных данных: Surfer, Inkscape, Easy trace, Autocad. Предмет непростой, но изучать его действительно интересно. Во многом – благодаря Дарье Олеговне, которая выкладывает в ТУИС презентации с подробной инструкцией по выполнению работ, дает ссылки на интересные источники. Потом мы встречаемся в Microsoft Teams. Дарья Олеговна делает все, что в ее силах – и даже больше!  Однако при дистанционном обучении теряется взаимодействие между студентами и преподавателями. Вопросов возникает гораздо больше, а решать их сложнее и дольше. 

Понятно, что всё, что с нами сейчас происходит, - это создание новой реальности.  Это непривычно, сложно, но в то же время необычайно интересно. Жизнь бросает нам вызов, и мы должны на него отвечать. 

Екатерина Кривошеева
2 курс, направление «Экология и природопользование»

Работы студентов-экологов РУДН в программе Surfer 

Теги образование
Новости
Все новости
Коронавирус
19 июня 2023
Почему профилактика вирусных заболеваний актуальна всегда?

Сегодня период, когда мы сидели дома, общались онлайн и не выходили никуда без маски и перчаток, стал для нас негативным воспоминанием. Но вирусные заболевания не уходят навсегда. Важно каждый день помнить об элементарных правилах профилактики, которые помогут предотвратить заражение гриппом, ОРВИ или коронавирусной инфекцией.

Коронавирус
24 июня 2022
Коллективный иммунитет: ТОП-5 институтов и факультетов РУДН по количеству вакцинированных обучающихся
Коронавирус
17 июня 2022
Еженедельная рубрика РУДН: ТОП-5 институтов и факультетов РУДН по количеству вакцинированных обучающихся