«На всех занятиях присутствует моя собака. Мне кажется, она уже выучила спряжение арабских глаголов», - Наталья Дубинина, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета, заместитель декана по учебной работе

«На всех занятиях присутствует моя собака. Мне кажется, она уже выучила спряжение арабских глаголов», - Наталья Дубинина, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета, заместитель декана по учебной работе

Наталья Валентиновна, как научить иностранному языку на онлайн-семинарах? 

Научить с нуля – сложно, но проверить уже сформированные компетенции и развить новые навыки – можно. Студенты демонстрируют навыки говорения на онлайн-уроке ровно так же, как они делали это в аудитории: мы обсуждаем темы и прочитанные тексты, разыгрываем бытовые ситуации. Игровые методики остаются на дистанционных занятиях: по-арабски объясняем и угадываем слова, сочиняем истории, изображаем персонажей. Артикуляцию отрабатываем по видеотренажёрам – мы отобрали самые полезные из тех, что есть в открытом доступе. С навыками письма – сложнее, но тоже возможно. Сейчас студенты фотографируют или сканируют свои тетради и присылают мне. Подготовка и проверка заданий в таком формате, безусловно, занимает больше времени, чем обычно. Мне остается только радоваться, что вынужденный переход на дистанционный формат пришелся не на начало учебного года, когда мы только начинали осваивать арабскую графику. 

А что было самым сложным при переходе в «цифру»?

Самое сложное было – писать по-арабски на виртуальной доске мышкой или на тачпаде. После нескольких неудачных попыток я приспособилась использовать обычный вордовский файл в качестве «доски» в режиме демонстрации экрана. Мне интересно осваивать новые формы, придумывать что-то оригинальное, интерактивное, чтобы студентам не было скучно. В какой-то момент поняла, что переусердствовала с разными видами заданий. Пришлось сказать себе: «Горшочек, не вари!». И заняться планированием учебной нагрузки, чтобы распределить сроки сдачи работ и не переутомить студентов. 

Насколько тяжело далась подготовка заданий к промежуточной аттестации?

К первой дистанционной аттестации я готовилась заранее – изучала возможности разных платформ. Всю «каникулярную» неделю потратила на то, чтобы разобраться. Больше всего понравилось работать в MS Teams – там я могу размещать задания, проверять их, оценивать и обнародовать результаты. В итоге создала тесты по грамматике, по лексике пройденных тем; оформила тексты для переводов с русского на арабский и с арабского – на русский. Поняла, что меня не устраивают закрытые тесты – по типу «выберите правильный ответ из четырёх возможных».

Я преподаю иностранный язык, поэтому предпочитаю задания с возможностью открытых ответов, которые потом просматриваю и оцениваю вручную.

По теоретическим дисциплинам – например, по «Методике преподавания арабского языка» – подобрала научные статьи, которые студенты конспектировали дома и потом активно обсуждали на онлайн-занятии. А в качестве итогового задания за семестр студенты готовят коротенькие видеоуроки для начального уровня арабского языка.

Что помогает Вам сконцентрироваться при работе из дома?

Планирование и четкий распорядок. В моей семье сейчас все работают из дома – у всех полноценный трудовой день и свои обязанности по дому. Переключиться в другой режим мне помогает соблюдение делового дресс-кода. Еще у меня появились любимые места для проведения онлайн-занятий: удобное кресло в гостиной и письменный стол. Но где бы я ни расположилась, всегда рядом устраивается моя собака породы шелти и участвует абсолютно во всех занятиях и совещания. По паспорту она Дива ла Вита Валерина Рос, но по характеру – рыжая хулиганка, поэтому с первых дней получила имя Бэкки. Мне кажется, даже она уже выучила спряжение арабских глаголов и точно знает, чем грамматико-переводной метод преподавания иностранного языка отличается от прямого и коммуникативного.

Может ли высшее образование быть полностью онлайн? 

Полностью дистанционный формат для меня неприемлем. Убеждена, что обучение никогда не будет полноценным без личного контакта, обмена энергией и эмоциями. Мне важно ловить настроение студентов, видеть их лица. Только так я понимаю, что они устали и больше меня «не слышат». Либо наоборот – энергичны, могут легко «потянуть» сложную тему. 27 марта – прямо накануне обязательного перевода обучения в дистанционный формат –я записывала несколько 20-минутных лекций, которые читала в абсолютно пустой аудитории Петра – это родная мне аудитория арабской культуры на филфаке. Писала на доске, объясняла тему. И все время по привычке оборачивалась в надежде увидеть живые лица. А видела только камеру. Впечатления – так себе, конечно.

По чему в университете особенно скучаете?

Скучаю по живому общению с коллегами и студентами. Они ведь не только аватарки или «говорящие головы». Скучаю в целом по энергетике РУДН, ведь это место, в котором я провела большую часть жизни.

На занятиях по арабскому языку интересно и в университете, и на дистанционных парах. Занятия не только не изменились, но и стали более разноплановыми: у нас появились новые виды работы, новые платформы для выполнения заданий. Часто на занятиях мы используем «демонстрацию экрана»: преподаватель может объяснять новую тему группе и показывать материалы, таблицы в индивидуальном порядке. Этот метод гораздо удобнее доски в аудитории. Новая подача материала показалась интересной и удобной – она дает возможность следить за мыслью преподавателя, не отвлекаясь, как в аудитории, на посторонние вещи. 

Нет ничего невозможного, поэтому выучить иностранный язык дистанционно можно, но живое общение с носителем или преподавателем, а иногда и с представителем-носителем языка дает более глубокие знания, которые усваиваются эффективнее и качественнее, чем в онлайне. На выходных мы смотрим фильмы и сериалы на арабском, после чего делимся впечатлениями. Каждый день мы стараемся находить новые пути обучения и интересные нововведения, которые, я уверена, останутся с нами и дальше. 

Надежда Калитина
Лингвистика, 2 курс

Усердие и любовь Натальи Валентиновны не дают чувствовать разницу между традиционным проведением занятий и дистанционным. Наоборот, у нас появилось много интерактивов, каждый из нас выполняет задания, которые не похожи на типичные заучивания правил: мы работаем с текстами, проводим мини-игры. Такие методы эффективно пополняют запас лексики.  

Аль-Сахаб Хусейн

В РУДН всё довольно быстро наладилось. Лично для меня данный формат обучения стал настоящим открытием. Изначально я думал, что будет возникать огромное количество проблем со связью и с восприятием информации. Однако, буквально одно занятие спустя я вошёл в колею и даже нашёл в нём некоторые плюсы: оказывается существует немало сервисов, которые предоставляют хорошее качество соединения, а вместе с ним ещё и разнообразные инструменты для проведения занятий. Например, в приложении Zoom мы обнаружили возможность использования виртуальной доски, которой может пользоваться любой участник конференции, а также очень полезной мне показалась возможность демонстрации экрана преподавателя.
Я могу с уверенностью сказать, что не испытываю никакого дискомфорта от перехода к дистанционном формату проведения занятий. Мне всегда казалось, что в обучении главное — это желание посещать занятия.

Илья Демичев
Новости
Все новости
Коронавирус
19 июня 2023
Почему профилактика вирусных заболеваний актуальна всегда?

Сегодня период, когда мы сидели дома, общались онлайн и не выходили никуда без маски и перчаток, стал для нас негативным воспоминанием. Но вирусные заболевания не уходят навсегда. Важно каждый день помнить об элементарных правилах профилактики, которые помогут предотвратить заражение гриппом, ОРВИ или коронавирусной инфекцией.

Коронавирус
24 июня 2022
Коллективный иммунитет: ТОП-5 институтов и факультетов РУДН по количеству вакцинированных обучающихся
Коронавирус
17 июня 2022
Еженедельная рубрика РУДН: ТОП-5 институтов и факультетов РУДН по количеству вакцинированных обучающихся