Аспирантуру и докторантуру всех стран СНГ необходимо привести к общему знаменателю
Различия между системами подготовки кандидатов, докторов наук в странах СНГ за последние годы усилились, и во многих государствах были найдены эффективные механизмы, помогающие повысить качество диссертаций и стимулировать научную деятельность талантливых ученых, преподавателей, практиков. Вопрос об организации встречи представителей систем подготовки и аттестации кадров высшей квалификации (в России – ВАК – Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки РФ, председателем которой является Ректор РУДН Владимир Филиппов) для своеобразной «сверки часов» назревал давно, и вот 14 апреля представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Таджикистана собрались в Российском университете дружбы народов, чтобы поделиться опытом и выработать совместные решения для дальнейшей работы на благо науки.
Заместитель Министра образования и науки РФ Людмила Огородова обратила внимание коллег на то, что в России аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Основное внимание Минобрнауки в этой области направлено на более эффективную подготовку качественных кадров, выработку критериев для отбора ведущих организаций, активизацию репутационных механизмов и обеспечение прозрачности системы. Общее число диссоветов уменьшилось на 34% (с 3294 в 2010 г. до 2170 в 2016 г.), однако количественное сокращение – лишь одно проявление мер по оптимизации сети диссоветов по всей России. Одним из интересных направлений Замминистра назвала разработку пилотного проекта, в рамках которого ведущие вузы страны смогу выдавать свои дипломы кандидатов наук при условии соблюдения требований к соискателю не ниже государственных стандартов. Основные принципы, которыми руководствуется Министерство, – качество диссертаций и справедливость аттестации соискателя.
Председатель ВАК, Ректор РУДН Владимир Филиппов добавил, что необходимо постепенно отходить от понятия «журналы списка ВАК», в связи с чем сейчас проводится работа по включению 1000 лучших научных изданий России в международные базы WebofScience, Scopus и другие.
Среди наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются ведомства СНГ, занимающиеся подготовкой и аттестацией соискателей научных степеней, стали недобросовестные заимствования и тенденция «старения кадров», а также нехватка докторов наук для многих специальностей. Эти вопросы Директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ Инесса Шишканова назвала «наднациональными проблемами», и с ней согласились все участники совещания.
Конечно, все социально-экономические особенности стран СНГ, влияющие на систему подготовки и аттестации соискателей научных степеней, сложно учесть, однако необходимо учитывать сложившиеся основы, традиции, опыт научных школ и инновационные подходы ряда государств-членов СНГ, делиться положительными результатами. Так, в Азербайджане и Беларуси «ВАКи» находятся в прямом подчинении президенту, а в Кыргызстане – премьер-министру, что отражает важность их деятельности. Эффективным видится и профессиональная саморегуляция, государственное планирование при назначении тем исследования. Например, в Казахстане ведется целевая подготовка кадров: аспиранты и докторанты пишут диссертации исключительно по приоритетным направлениям исследованиям государства. С 2005 года там введена новая система – докторантура PhD. Если в 2000-2010гг в науке и образовании оставалось около 10% защитившихся, то в прошлом году этот показатель вырос до 87%. У Молдовы, в свою очередь, очень амбициозные планы – руководство страны стремится к тому, чтобы 100% лекторов имели научную степень. Было введено требование, чтобы 1 оппонент был зарубежным экспертом, при этом возможно их онлайн-присутствие на защите.
Различия в системах подготовки и аттестации становятся причинами сложностей в нострификации, взаимного признания научных степеней и званий на постсоветском пространстве. Участники совещания пришли к единодушному мнению, что эти и многие другие вопросы требуют общих ответов и системных действий. По итогам встречи было принято решение обратиться в Исполнительный комитет СНГ с инициативой создания Совета по аттестации научных кадров высшей квалификации для гармонизации существующих систем. Планируется организовывать ежегодные встречи для принятия совместных решений. В частности, в следующем году планируется провести работу по созданию единого электронного ресурса для всех ВАКов СНГ, создать единый список наиболее цитируемых журналов, составить общую номенклатуру научных специальностей, выработать рекомендации по защите диссертаций в международных диссоветах.
«Опыт участия в студенческих организациях как путь к формированию карьерных навыков» — тема международного научного семинара института экологии РУДН. Стипендиаты премий International Student Mobility Awards 2024 и Open Doors, активисты научного студенческого общества «GreenLab» и профессионального студенческого объединения «Костёр» поделились результатами своей научной деятельности в области охраны окружающей среды.
Послы российского образования и науки встретились на конференции в РУДН. Они обсудили, как могут повысить узнаваемость российских вузов и научных организаций в мире, увеличить количество иностранных обучающихся в России.
РУДН подвел итоги специальной стипендии «RUDN International Scholarship». По итогам конкурсного отбора были определены 20 победителей, которые получат единовременную выплату в размере 55 000 рублей на человека.